ГОЛЕМ

Неживая вода (роман)

Автор: Елена Ершова

Жанр: социальная фантастика, триллер

Издательство: АСТ

Серия: Легенды Сумеречной эпохи

Год издания: 2016

Похожие произведения:

«Неживая вода» — вторая часть трилогии «Легенды сумеречной эпохи». Читателю предстает знакомый уже мир «Царства медного», но автор меняет повествователя, и как будто смотрит на все вокруг другими глазами. Глазами простодушного деревенского паренька Игната.

Если одним из главных героев и основных повествователей в «Царстве медном» был ученый Виктор Торий, и все вокруг воспринималось через призму рационального научного знания, придающего миру суровую, безжалостную правдоподобность, то взгляд Игната совсем иной. Выросший в глухом углу, вдалеке от цивилизации, на границе с легендарным Даром, вблизи от Жужельского бучила, где бродит у трясин Ровеньский зверь, да зловещим предзнаменованием висит на ветвях выпотрошенный черный вепрь, Игнат насквозь пропитан мрачными сказками своей неприветливой родины, и веет со страниц чем-то жутким, необъяснимым, потусторонним. Только сказки те оборачиваются однажды страшной былью.

До поры до времени Игнату в его богом забытом селе живется легко и привольно, даром, что кличут его в глаза деревенским дурачком. Парнишка не злоблив, да и бабку его, ведунью, на селе уважают и побаиваются, так что дальше слов дело не заходит. А друзей кроме соседской девчушки Званки Игнату и не нужно. Званка если и дразнится, то не обидно, а участвовать в ее выходках весело, хоть иногда и попадает за них от бабки Стеши. Но беспечное детство кончается в один миг, когда приходит в деревню из леса нечистая сила и забирает у Игната его Званку…

Повествование начинается много лет спустя, когда Игнат возвращается в родное село из интерната. Он вырос, возмужал, стал знатным плотником, но сохранил все тот же наивный, детский взгляд на мир. Точно как древние люди, не способные объяснить явления окружающего мира, толковали их гневом или милостью богов, так и Игнат верит в чертей, нечистую силу, навь, в неупокоенных мертвецов, в волшебную птицу, из под правого крыла которой бьет живая вода, а из под левого — мертвая. Родные места будят мрачные воспоминания прошлого, а богатое воображение оживляет их, и не ясно порой, то ли бредит герой, то ли видит наяву явившуюся за ним Званку. В этой книге грань между реальностями тонка как нигде в трилогии, и читатель часто кожей ощущает прикосновения потустороннего.

Особая атмосфера Дара, впервые обозначенная в романе «Царство медное», здесь разворачивается в полную силу, пропитывает собой все. Еще в первой книге было заметно, что «деревенские» мотивы удаются автору особенно хорошо. Язык приобретает особую выразительность, образы становятся выпуклы и зримы.

Именно призраки прошлого, а вовсе не заключенная с нечистым сделка, толкают героя на поиски. Даже не страшные события, произошедшие с ним вскоре после возвращения, а именно та, старая, первая рана, так и не зарубцевавшаяся, по-прежнему бередящая душу. Игнат ищет забвения: то ли для преследующей его по пятам Званки, то ли для себя. Ему предстоит долгий путь, и это, прежде всего, — путь перерождения.

Характер героя меняется от начала к концу книги. Нет, он не отбрасывает какие-то старые убеждения и не приобретает новых. Это не путь полного внутреннего слома, которым — забегая немного вперед — автор проведет главного героя в третьей книге трилогии. Это путь роста и возмужания. Взгляд Игната, затуманенный поначалу сказками и мифами родного края, различающий скрытые послания в потрескавшейся глазури могильного портрета, паука — в знаке биологической защиты, прояснится, он проникнет в суть вещей и поймет причины происходящего, и это лишь укрепит его внутренне. Вера, с которой выступает Игнат на первых страницах книги, станет твердым убеждением, жизненными принципами. Это рассказ о постепенном осознании собственной силы и правоты.

Поклонников серии порадует и встреча со слепой ведьмой, и, конечно же, с Яном, так ярко выступившем на страницах первой книги. Здесь его участие скромнее, но в этой истории он по-прежнему играет одну из ключевых ролей, приближая зреющую в третьем томе развязку.

Книга представляет собой квест, путешествие героя в запретную, потаенную зону, где остались еще следы давней войны. Словно сталкерская зона, эта земля таит в себе много опасного и неизвестного. А сам последний рывок к Неживой воде, за Паучьи ворота неуловимо напоминает поход Рэда Шухарта за Золотым шаром. Но на пути туда будет место не только схваткам с Ровеньским зверем, но и странным, неожиданным встречам, каждая из которых станет для героя своеобразным уроком, шагом на пути взросления. Скорее камерная, эта история не пестрит россыпью персонажей, но те, что есть, очерчены четко. Каждый из них так или иначе покалечен жестоким Даром: и дважды преданная, людьми и любимым, Марьяна, и пьющий беспробудно из страха за сына Эрнест, и даже старый лукавый дед, чья история так и остается покрытой туманом, но, привнося в повествование еще немного чертовщинки, все же проливает свет на главную идею книги, ее внутреннюю философию. Долгий разговор со стариком в покачивающемся на стыках рельс вагоне не менее интересен, чем самые напряженные моменты истории.

Повествование, описав полный круг, возвращается в исходную точку. Далекая дорога все равно приводит Игната туда, где однажды все началось, и где остались неоплаченными старые долги. И один из главных вопросов книги: востребует ли Игнат с должников по счетам, сможет ли переступить через боль, кровь и потери или, заключив сделку с чертом, сам станет таким же, как он.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх