Пробуждающий лес / Wake Wood

Великобритания – Ирландия, 2009

Режиссер: Дэвид Китинг

Авторы сценария: Дэвид Китинг, Брендан Маккарти

В ролях: Тимоти Сполл, Эйдан Гиллен, Ева Бертисл, Дэн Гордон, Рут МакКейб, Брайан Глисон

Wake Wood

Начну, пожалуй, с пафосного громкого заявления – более объективную рецензию на этот фильм вряд ли получится где-нибудь отыскать. Сразу же поясню, почему: те, кому доводилось читать мои посты на форумах, посвященных фантастике, фэнтези и хоррору, наверняка помнят, что камрад Вильгоцкий весьма негативно относится к тематике «маленьких мертвых девочек». Настолько негативно, что даже нашумевший фильм «Милые кости» запросто пропустил мимо глаз. А «Пробуждающий лес» - это как раз фильм о маленькой мертвой девочке, и он, в принципе, вполне мог разделить судьбу «Костей», но… что-то в аннотации фильма вдруг зацепило, и я сподобился-таки его посмотреть. О чем ни капельки не жалею.

Возможно, лента произвела столь благоприятное впечатление потому, что ММД на этот раз является не центральной фигурой (хотя формально это так и есть, но на месте девочки на самом деле мог быть и мальчик, и даже престарелая бабушка), а в первую очередь инструментом для выражения очень мощной сверхидеи…

Патрик – ветеринар. Его жена Луиза – провизор. Супружеская чета переезжает жить в небольшой городок Вэйквуд, окруженный густыми мрачными лесами. На смену места жительства их толкнула трагическая гибель маленькой дочери – девятилетнюю Элис насмерть загрыз один из четвероногих пациентов отца – бешеный пес. Теперь Луиза продает лекарства в аптеке Вэйквуда, а Патрик занимается медицинским обслуживанием крупного рогатого скота на ферме.

Wake Wood

В определенный момент супруги понимают – несмотря на его внешнюю серость, Вэйквуд на деле городок не столь уж и простой. А что прикажете думать после того, как вы застаете местных жителей за проведением не слишком симпатичного мистического ритуала, а после, глава городской общины вдруг объявляется у вас дома и делает какие-то туманные намеки. Да и с непонятно откуда взявшейся племянницей одной из жительниц явно что-то не так. Например, она откуда-то знает, как звали погибшую дочь, и даже знает, какой у нее был голос… Так что же происходит?

Город не пытается скрыть свои секреты. Наоборот – он раздает их щедрой дланью. Очень скоро глава общины Артур (его играет Тимоти Сполл, больше всего знакомый современному зрителю по роли Хвоста в «Гарри Потере», но также участвовавший во множестве современных блокбастеров и ряде фильмов, вошедших в золотой фонд киноклассики) рассказывает Патрику и Луизе о том, что же на самом деле происходит в Вэйквуде, и предлагает им воскресить погибшую дочь. Но – всего на три дня – лишь для того, чтобы родители смогли по-человечески попрощаться с маленькой Элис.

Выясняется, что все без исключения взрослые жители Вэйквуда – некроманты, владеющие тайной древнего ритуала, позволяющего вернуть к жизни кого-либо из относительно недавно умерших людей. Правда, для этого нужно, чтобы в Вэйквуде умер еще кто-нибудь (для ритуала используются жизненные силы свежеиспеченного покойника). И вот, такой случай подворачивается – один из местных фермеров гибнет, раздавленный огромным быком…

Wake Wood

То, что происходит на экране дальше, описывать в рецензии не стоит, поскольку сделать это, не наплодив спойлеров, будет весьма затруднительно, если не сказать невозможно. Так что, давайте-ка приглядимся к сценарной, визуальной и морально-этической сторонам происходящего…

Сильный сценарий и грамотное его воплощение – это, как мне кажется, в первую очередь обусловлено старосветским происхождением фильма. Можно, конечно, упрекнуть «Лес» за то, что временами действие разворачивается чересчур стремительно, как это модно делать в Голливуде. Но не настолько, чтобы это вызывало раздражение. Крови и мяса в фильме достаточно, чтобы он приглянулся поклонникам gore, и в сплаттерпанк это кино никак не запишешь.

Стоит отметить, что род занятий главных героев наложил отпечаток на общую атмосферу фильма. Немалая часть кошмаров здесь носит «медицинский» характер, что позволяет причислить «Пробуждающий лес» к особой категории фильмов, яркими представителями которой являются такие ленты, как «Намертво связанные», «Хихикающий доктор» и «Елена в ящике». Но, опять-таки, лишь отчасти, поскольку и мистическая составляющая здесь достаточно сильна, и даже отсылки к творчеству Лючио Фульчи (конкретно – к «Городу живых мертвецов») присутствуют.

Wake Wood

Качество картинки – великолепное. Атмосфера на экране воссоздается именно та, которая и необходима такому фильму. Не нужно никакого 3D – ты и так блуждаешь вместе с героями по окружающим город шепчущим темным лесам.

Теперь – о том, что в этом фильме является наиболее привлекательным. Существуют разные взгляды на хоррор, и, согласно одному из мнений, в произведениях этого жанра непременно должна наличествовать тема наказания, ниспосланного высшими силами за какой-либо человеческий проступок. Сам я не считаю, что это всегда необходимо, но если эта тема раскрыта достаточно хорошо – то почему бы и нет, собственно? Так вот, фильм «Пробуждающий лес» целиком и полностью базируется на этой идее. Эгоизм и стремление во что бы то ни стало добиться своего, берут верх над здравым смыслом и заставляют Патрика и Луизу игнорировать любые предупреждения об опасности, грозящей им (и не только им) в случае нарушения правил ритуала. Но есть такие «нельзя», переступать через которые не стоит, даже если «очень хочется». За нежелание с этим смириться Луизе приходится заплатить очень высокую цену. Но даже этого оказывается мало, чтобы образумить окончательно слетевшего с катушек Патрика…

От Питера Брэдшоу (обозревателя The Guardian) «Пробуждающий лес» получил четыре звездочки из возможных пяти. Брэдшоу сравнил работу Дэвида Китинга с такими лентами, как «Теперь не смотри» и «Плетеный человек» (не тот, где снимался Николас Кейдж, а его первоисточник 1973 года). Автор этих строк, пожалуй, добавит еще пол-звездочки.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх