ДЕМОН ВНУТРИ

Судья Дредд 3D / Dredd 3D

ЮАР, Великобретания 2012

Жанр: фантастика, боевик, триллер, постапокалипсис

Режиссер: Пит Трэвис

Сценарий: Алекс Гарленд, Карлос Эскуэрра, Джон Вагнер

В главных ролях: Карл Урбан, Оливия Тирлби, Лина Хиди, Вуд Харрис, Рэйчел Вуд

Похожие фильмы: «Рейд», «Робокоп», «Судья Дредд» (1995)

Еще один тяжелый день в Мега-Сити – последнем оплоте человечества посреди выжженной радиацией пустыни. Судья Дредд – неустрашимый представитель сил правопорядка, объединяющий функции полицейского, судьи и палача – получает приказ провести квалификацию новой стажерки Андерсон. Однако ее первое задание под началом Дредда может оказаться последним – ведь рядовое дело об убийстве в небоскребе «Пич-Три» превращается в кошмарное столкновение с целой армией наркоторговцев… Все входы и выходы из небоскреба перекрыты, и теперь у Дредда и Андерсон есть только один путь – наверх, к главе наркокартеля по прозвищу «Мама»…

Будет ли «зеркальным перевертышем» новая киноверсия о похождениях несгибаемого Судьи Дредда, снятая спустя семнадцать лет после фильма 1995 года с Сильвестром Сталлоне? Конечно, нет. Жесткий и бескомпромиссный фильм Пита Тревиса отличается от гламурно-глянцевого боевика Дэнни Кэннона не только формой подбородка заглавного героя и потрепанностью шлема. Вместо сказочки об очередном супергерое, герой которого в исполнении Сталлоне при первой возможности сбросил закрывающий «звездное лицо» шлем, зрителям представили настоящее зрелище категории R – кровавое, мрачное и местами депрессивное. Стоит ли удивляться, что на старте проката новая версия, намного опережающая предшественника как по сюжету, так и по качеству «картинки», собрала втрое меньше фильма 1995 года, оставшись далеко от пьедестала лидеров кассовых сборов. Плохо ли это для киностудии? Безусловно. Велики ли шансы на сиквел? Практически нулевые. Хорошее ли это кино? Хорошее. Так в чем же проблема?

Формально кассовый провал «Дредда» можно «оправдать» теми же причинами, что погубили ремейк верховенского «Вспомнить всё» - там тоже брали зубодробительный боевик прошлого века и превращали в современное высокотехнологическое зрелище – красочное и пустое с точки зрения смысловой нагрузки. Однако «Дредд» - совсем другое дело. У этого фильма есть внутренний нерв, а его показная прямолинейность и «дуболомность» превращается в скрытую «фигу в кармане», которая в свое время выгодно отличала фильмы того же Верховена: а действительно ли авторы восхищаются героем и его «кодексом чести», или одновременно показывают насквозь прогнившую систему правосудия, в которой даже сверхчестный и сверхприципиальный Дредд – лишь винтик в машине, легко заменимый? Дредд пытается очистить общество, которое невозможно очистить (он сам признается своей напарнице, что полиция контролирует от силы 6% Мега-сити). Даже самый лояльный гражданин (вроде врача в Пич-Три) способен предать и «перейти на темную сторону», когда речь заходит о собственной шкуре. Да и сам Дредд местами становится похож на «слона в посудной лавке» - вспомните эпизод погони в начале фильма, когда Дредду предлагают подкрепление, а он демонстративно отказывается. Результат – сбитые пешеходы и перестрелка в торговом центре, приводящая к человеческим жертвам. Герой с гордо поднятой головой покидает место преступления, шагая по кровавым лужам, которые тут же затирает полотер – раздается объявление: «Уважаемые покупатели, торговый центр откроется через 30 минут». И трагедия Дредда (если тут уместно столь пафосное слово), что он сам по сути – тот же полотер Мега-сити: он не способен остановить кровопролитие, в лучшем случае, привести ситуацию к временному порядку. Но что будет, когда Дредд покинет здание?

Многие сравнивают «Дредда» с индонезийским «Рейдом», и это справедливо: фабула у фильмов – один в один (вот просто интересно, имел ли место прямой плагиат, или это абсолютное совпадение?). Герои прорываются вверх по этажам отрезанного от внешнего мира небоскреба, дабы положить конец могущественной банде наркоторговцев. Но если в «Рейде» упор делался на стремительные рукопашные схватки, то в «Дредде» в ход идет в основном огнестрельное оружие: и тут «Рейд» выигрывает, ничего не попишешь. Зато в «Дредде» гораздо более харизматичный главный злодей (как и в идущем параллельно в прокате боевике Оливера Стоуна «Особо опасны», главарь – роковая женщина). Увы, противопоставить вооруженному до зубов Дредду она сама практически ничего не может, что сильно снижает уровень напряжения в финале, отдающего прямым сценарным ляпом. Зато сцены с действием вымышленного наркотика «сло-мо», замедляющего восприятие времени (в нашем переводе – «рапид»), сняты великолепно – да и сама идея бесконечного падения с небоскреба пробирает до дрожи. Почему-то думалось, что действие этого наркотика должно найти применение в сюжете: например, для накачанного наркотиком врага движения Дредда должны казаться очень медленными, а сам он должен действовать молниеносно, но, увы, это никак не обыгрывается, и «сло-мо» остается лишь причудливым «бантиком сбоку».

А вот что у «Дредда» в полном порядке, так это «картинка» и звук – сочный, похожий на биение сердца, гулко отдающийся в зале при каждом взрыве и выстреле. Тут уж ни «Рейд», ни тем более «старый» «Судья Дредд» и рядом не стояли. Замкнутое пространство небоскреба Пич-Три вызывает клаустрофобию и прямые ассоциации с кораблем «Ностромо» из «Чужого». Сквозь это пространство железобетона и ураганного огня, идет, не пригибаясь и не останавливаясь, суперполицейский судья Дредд, неуязвимость которого даже мешает «бояться» за его персонажа и сопереживать: ну что случится с героем, который, даже получив практически смертельное ранение, бодро заявляет, что «органы не задеты» (что, вообще никакие? живот насквозь!), быстренько зашивает рану машинкой-степлером в стиле «Прометея», и снова в бой. Дредд настолько уверен в своей неуязвимости, что это снижает сюжетное напряжение: с момента «заточения» в Пич-Три он никак не меняет своего поведения, словно ничего особенного не произошло. Закрадывается даже мысль – а может Дредд – робот (да и на Робокопа того же Верховена он жутко похож). Тогда многое было бы куда проще объяснить.

Куда более человечным и потенциально более интересным оказывается персонаж напарницы-стажера Дредда – белокурой «ясновидящей» Андерсон. Увы, доверие к этой героине пропадает при первой же перестрелке, когда героиня легкомысленно отказывается от шлема (а что, прическа помнется?) Т.е. крутой Дредд весь фильм шлем не снимает, опасается, а его слабая и недобравшая баллов на экзамене девчонка-напарница - нет? Объяснение про «блокирование ментальных волн» шито белыми нитками – после перестрелки сняла бы шлем и «осмотрелась». Зато дополнительный «объем» героине придает тот факт, что сценаристы не оставили ее «чистенькой», вешая всю грязную работу на одного Дредда. В одной из ситуаций она убивает практически безоружного человека (да, бандита, да, виновного, но поверженного!), тут уже не останешься «белой и пушистой». Эта сцена запоминается еще и потому, что едва ли не впервые убитого «прихвостня» в кино наделили своей мини-историей и семьей (хотя нет, в первый раз это было в пародийном "Остине Пауэрсе" и сцене о том, что «никто не видит слез семьи убитого прихвостня).

Актер Карл Урбан выполняет в фильме сложнейшую актерскую задачу - играет примитивного персонажа в маске на пол-лица, который никогда не снимает шлема, но при этом ему удается одним подбородком выразить свои эмоции. Ход со шлемом, несомненно, рискованный, но срабатывает на все сто – вспоминается шутливый совет экзаменаторам: «Наденьте темные очки – непроницаемость нервирует». Дредд тоже нервирует – что там у него на уме, за непрозрачными стеклами потертого шлема – и актер справляется с этой задачей на отлично. Стоит признать, что Карл Урбан («Doom», «Превосходство Борна», «Властелин Колец», «Звездный путь») медленно, но верно идет к боевиковой славе, хотя путь у него и не устлан розами – в лидирующей роли он появляется довольно редко («Следопыт»), а финансовый провал «Дредда» может вызвать у будущих продюсеров дополнительные опасения.

Одним подбородком Урбан переигрывает свою хрупкую партнершу Оливию Тирлби, местами до боли напоминающую актрису Мелиссу Джордж. Дебют актрисы состоялся в мощнейшем «Потерянном рейсе» Пола Гринграсса, снималась она и в успешной драме «Джуно», но назвать ее лицо запоминающимся, трудно. Не потому ли она так боялась носить шлем в фильме? А вот Лина Хиди, играющая «атаманшу» клана наркоторговцев Маму, не скрывает своего лица, изуродованного гримом. На ее счету такие диаметрально противоположные роли, как Сара Коннор в сериале по мотивам знаменитого «Терминатора» и… Ольга Ларина в голливудской экранизации «Онегина». Злодейка из нее получилась что надо – по части харизмы, она умудряется заткнуть за пояс всех положительных героев вместе взятых.

За сценарий фильма, со всеми его сильными и слабыми сторонами, отвечает знаменитый Алекс Гарланд, перу которого принадлежат сценарии таких хитов, как «Пляж», «28 дней спустя», «Пекло», в то время как режиссер Пит Тревис, может похвалиться разве что ярким боевиком о параллельном течении времени «Точка обстрела». За год до премьеры «Дредда», в прессе появилась информация об отстранении Тревиса от финального монтажа картины, что обычно свидетельствует о потенциальных проблемах – как минимум, о недопонимании между продюсерами и режиссером. Остается только гадать, кто и чем был недоволен, и какие изменения были внесены в финальную версию картины по сравнению с оригинальным замыслом – фильм кажется достаточно цельным.

Так что же погубило прокат фильма? Оставив вопрос о сборах на родине проекта, можно выдвинуть забавную, но справедливую теорию насчет сборов в России. Ведь прокат «Дредда» почти совпал с введением нашумевшего закона о «защите детей» - на фильм реально перестали пускать подростков, соблюдая "букву" закона (в данном случае - цифру: 18+). Родился после предыдущего «Дредда» (1995-й)? Давай, до свидания! Отчего прокат «Дредда», разумеется, пострадал: ведь в первую очередь это тестостероновое залихватское кино хотелось бы посмотреть подросткам. Ирония ситуации в том, что сам герой Дредд фанатично защищает правила («Я – закон!»), так что тут все честно. Ок, Дредд. Закон есть закон. Даже для тебя и твоего фильма...

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх