DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Судный день

Мировой истории известны тысячи религиозных фанатиков, сотни одержимых проповедников и десятки пророков, которые смогли обрести настоящую власть над огромным количеством людей. А единицы из них закончили тем, что вынудили доверчивую паству в поисках спасения и вечного счастья пожертвовать самым дорогим — своей жизнью. Именно таким был Джеймс Уоррен Джонс, более известный как Джим Джонс — основатель религиозной секты «Храм Народов» и её же беспощадный палач.

18 ноября 1978 года 909 приверженцев «Храма Народов» совершили массовое самоубийство в поселении Джонстаун в джунглях Гайаны, государстве на северо-восточном побережье Южной Америки. Уже на следующий день мир облетели шокирующие фотографии с места их смерти. Земля, покрытая сотнями мертвецов, перевёрнутые пластиковые стаканчики и шприцы с цианистым калием, бочки с отравленным напитком — так кончилась история Джима Джонса и его несбывшейся мечты.

Будущий основатель секты родился в 1931 году в штате Индиана, в семье ветерана Первой мировой войны Джеймса Джонса и его жены Линетты Патнем. Несмотря на отсутствие страсти к религии у родителей, Джим очень интересовался церковными идеями — возможно, из-за неудачи в плане общения со сверстниками. По их словам, юный Джонс был «одержим религией и смертью» — он устраивал похороны для найденных мёртвых зверьков, а однажды даже зарезал кошку. Позже Джим Джонс стал симпатизировать борьбе за равноправие чернокожего населения Америки и даже поссорился с отцом, который был уличен в связях с ку-клукс-кланом. В 1948 году он закончил школу, а в 1949 женился на медсестре Марселин Болдуин.

Джонс обладал сильным даром убеждения, что делало его проповеди настоящими шоу, обличающими США и их «антихристианскую систему»

 

В 1955 году Джим Джонс, уже активно принявший религиозную позицию и часто проповедующий на улицах, основал группу «Последователи Христа», позже переименованную в «Храм Народов Последователей Христа». Формируя это сообщество, Джонс вдохновлялся идеями коммунизма и равенства людей различных рас и этнических направлений. Позже он налаживал связи с советским правительством и вёл переговоры на тему переезда «Храма Народов» в СССР, так как от целевых направлений и идей советской власти Джонс был в восторге. На своих проповедях он объявлял себя реинкарнацией Иисуса, Будды и Ленина и открыто обвинял правительство Соединённых Штатов в причастности к «делам Антихриста», называя капитализм «антихристианской системой», а свои идеи подавал как «апостольский социализм». Члены «Храма» уже тогда всецело доверяли Джонсу и прислушивались к нему — ведь он не отказывал в покровительстве ни бедным, ни наркоманам, ни бездомным, большей частью из которых и состояла в то время его группа. Тем не менее, в Индиане Джонс и его община подверглись критике и вынуждены были перебраться в более гостеприимную Калифорнию.

В 1974 году члены «Храма Народов» арендовали участок в Гайанских джунглях и основали на нём город, назвав его Джонстаун в честь своего лидера. Три года спустя Джим Джонс и более 900 его последователей переехали в обустроенное поселение. В Джонстауне люди работали по 11 часов в день, ухаживая за территорией и строя здания, среди которых вскоре появились детский сад, лесорубка, клуб. Вечерами Джонс устраивал собрания, на которых проповедовал со сцены, а иногда имели место быть экстренные сборы, так называемые «белые ночи», когда члены общины срочно созывались в ночное время суток на внеочередное служение.

Тем не менее, жизнь в Джонстауне оказалась далеко не райской. На магнитофонных вечерних записях собраний слышались смех и радостные крики, но от жителей общины часто поступали сообщения о случаях насилия и принуждения со стороны охранников коммуны. Наркотики пользовались большим спросом, временами к провинившимся применялись телесные наказания и пытки. Сам Джонс теперь испытывал проблемы со здоровьем и вынужден был принимать лекарства, чтобы побороть нетрудоспособность и недомогание. У него также появились проблемы со зрением и речью, а принимаемые им препараты, по мнению некоторых исследователей его биографии, в итоге могли привести к помутнению рассудка лидера «Храма Народов».

Жительница Джонстауна держит плакат «Я верю в Джима Джонса». Знает ли она, какие испытания уготовил своей пастве любимый лидер?

 

Слухи о тяжелых условиях жизни в Гайанских джунглях долетели и до правительства США, которое снарядило в Джонстаун экспедицию. Её возглавлял конгрессмен Лео Райан, с которым отправились несколько журналистов и операторов, а также родственники членов «Храма Народов». Группа прибыла на место 17 ноября 1978 года. Джонс был крайне недоволен вмешательством со стороны американского правительства и провёл собрание со своими людьми, на котором предупредил, что «враги хотят помешать им» и посоветовал «не сдаваться и сражаться за своё». Община поддержала своего лидера. Но когда Райан и его группа прибыли в Джонстаун, им был оказан весьма тёплый приём. Конгрессмен провёл в городе два дня, знакомясь с его жителями и тщательно изучая их образ жизни. Часть из них втайне от Джонса и его близкого окружения обращалась к Райану и другим приезжим с просьбой забрать их из Джонстауна. Райан не был против. Сам Джим Джонс тоже не пытался сдержать уезжающих, давая им напутствие с просьбой «возвращаться скорее», но сам при этом был взбешён тем, что теряет власть над своими людьми. Он попросил конгрессмена уехать как можно скорее, чтобы больше не волновать людей, и Райан согласился. В этот момент из толпы жителей города выбежал человек и приставил нож к шее конгрессмена. Местная охрана обезоружила нападавшего, после чего Джонс поинтересовался у Райана, «не скажется ли этот инцидент на его впечатлении от Джонстауна». Конгрессмен ответил, что общего впечатления это не меняет, и ответ удовлетворил Джонса.

В 6 часов вечера Лео Райан и его спутники прибыли в аэропорт в посёлке Порт-Кайтума. По просьбе конгрессмена был вызван дополнительный самолёт, чтобы все желающие могли покинуть Джонстаун. В это время на взлётную полосу выехали грузовик и трактор с прицепом. Из них выбежали вооружённые люди и начали стрелять по делегации. Они убили пять человек, в том числе конгрессмена Райана и членов его съёмочной группы, один из которых успел заснять момент нападения на плёнку. Одновременно с этим в уже готовящемся взлетать самолёте с беженцами один из членов общины Джонса, Ларри Лэйтон, из спрятанного оружия открыл огонь по пассажирам и убил двоих, но был обезврежен. Оставшиеся члены группы скрылись в джунглях и оттуда наблюдали, как люди Джонса добивают своих жертв.

Тела членов американской делегации, прибывших в Джонстаун и застреленных людьми Джима Джонса

 

Вечером того же дня Джим Джонс провёл собрание, на котором сообщил, что конгрессмен убит и самолёт разобьётся в джунглях, но с прежней жизнью общины было покончено. Попытки наладить контакт с советским правительством сорвались, и Джонс понял, что уже никто не придёт на помощь, в результате чего приказал своей общине совершить революционный акт самопожертвования. По его распоряжению было приготовлено несколько баков с виноградным напитком «Flavour Aid», куда были добавлены цианид и валиум. Джонс уверял, что самоубийство необходимо, потому что «жизнь в этом проклятом мире больше не имела смысла», и обещал своей пастве лёгкую и безболезненную смерть. Сначала яд дали детям — глядя на то, как малыши умирают от  впрыснутого им в рот с помощью шприцов напитка, их родители немедленно выпивали смертельный коктейль. Тем не менее, не все согласились на смерть добровольно — некоторым взрослым людям яд был введён насильственным путем. В соседнем Джорджтауне в то же время приверженка «Храма Народов» перерезала горло троим своим детям, а потом покончила с собой. Жена Джонса, Марселин, также приняла напиток и умерла, а сам Джонс скончался от пулевого ранения в голову — неизвестно, было ли это самоубийством или же казнью. Сын Джима и Марселин Стивен выжил, потому что в это время находился в Джорджтауне с баскетбольной командой.

Сотни лежащих на земле трупов — последствия массового самоубийства и окончание истории «Храма Народов»

 

После случившегося Джонстаун был надолго заброшен и считался «городом-призраком», пока в середине 80-х не был почти полностью уничтожен пожаром. Место, на котором раньше находился несчастливый город, так и осталось заброшенным в связи со своей мрачной репутацией. Деятельность «Храма Народов» была официально запрещена в США, и в связи с произошедшим в Джонстауне резко снизилась и репутация других существовавших в то время религиозных общин. Выдвигались различные теории заговора — в произошедшем часто обвиняли ЦРУ, выставляя Джима Джонса невинной жертвой, но многочисленные доказательства, в том числе показания Стивена Джонса и нескольких выживших спутников погибшего Лео Райана, разрушали эти слухи.

Американский кинематограф не обошёл вниманием случившееся в Гайанских джунглях. Через два года после происшествия был снят фильм «Гайанская трагедия: История Джима Джонса» («Guyana Tragedy: The Story of Jim Jones»), главную роль в котором исполнил известный американский актёр Пауэрс Бут. История в художественном формате также появилась на телевидении в 2007 году, когда в Канаде был снят документально-игровой фильм «Три дня в Джонстауне» («Jonestown: Paradise Lost»). Роль Джима Джонса в нём прекрасно сыграл актёр Рик Робертс, а в документальной части о происшествии рассказывал непосредственный участник событий Стивен Джонс. Также «Храму народов» посвящались некоторые песни популярных рок-групп, и его история даже мелькала в рассказах жанра хоррор («Груз» Майкла Льюиса из антологии «Лучшие страхи года» Эллен Датлоу). А известный писатель Чак Паланик использовал её как опору для сюжета своего романа «Уцелевший».

Кадр из фильма «Три дня в Джонстауне» с Риком Робертсом в роли Джима Джонса

 

Может ли печальная история «Храма Народов» повториться? Какова вероятность, что вновь появится человек наподобие Джима Джонса, которому люди будут искренне верить и который поведёт их на верную смерть под предлогом освобождения от тяжких уз жизни? Случившееся в Гайанских джунглях послужило доверчивому миру своеобразным уроком — что иногда зверя можно разглядеть и в облике служителя мира и что благими поступками вымощена дорога в ад.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)