ФОБИЯ

Шарлотта Маркхэм и Дом-Сумеречье / Charlotte Markham and the House of Darkling (роман)

Автор: Майкл Боккачино

Жанр: готика, фэнтези

Издательство: АСТ

Год: 2014 (в оригинале — 2012)

Перевод: Светлана Лихачева

Похожие произведения:

 

Первый и единственный на настоящий момент роман Майкла Боккачино дошел до российских читателей через два года после публикации на языке оригинала, уже имея в активе номинацию на Премию Брэма Стокера в категории «Лучший дебют». У поклонников хоррора результаты «Bram Stoker Awards» не всегда вызывают одобрение, но обычно упоминаемые в списках книги как минимум заслуживают того, чтобы к ним присмотреться. А выводы сделать никогда не поздно. В случае с «Домом-Сумеречье» выводы эти будут напрямую зависеть от читательских ожиданий.

После гибели мужа в страшном пожаре, лишившем героиню не только любимого, но и крыши над головой, Шарлотта Маркхэм нанимается на работу гувернанткой в усадьбу Эвертон. Особняк выглядит «нездоровым», его давно оставила былая красота, и все попытки вернуть его к жизни к успеху не привели. Здесь также произошла трагедия — скончалась хозяйка усадьбы, миссис Дэрроу. Безутешный вдовец практически не выходит из своего кабинета, а подопечными Шарлотты становятся два его сына: Джеймс и Пол. Рутину однообразных будней усадьбы нарушает зверское убийство няни, которую будто бы разорвали изнутри. Рядом с останками одна из служанок столкнулась с человеком в черном, лишь чудом избежав смерти. Но констебль так никого и не нашел, незнакомец точно сквозь землю провалился. И Шарлотту это нисколько не удивило, потому что загадочный человек в черном являлся ей каждый раз, когда умирал кто-то из близких.

Роман подан от лица главной героини, и надо отдать автору должное: в роль он вжился отлично. Если не присматриваться к имени на обложке, можно решить, что историю нам действительно рассказывает Шарлотта. Это достоверный персонаж со своими переживаниями, страхами и ощущениями… И со своими секретами. Стилистика же возвращает нас к классической викторианской прозе, к готическим романам о сверхъестественном, где ужас деликатен, чопорен и обучен всем правилам этикета. Время от времени в книге случаются довольно натуралистичные сцены и описания, а в тексте обнаруживаются слова (например, «солярий»), будто по ошибке забредшие сюда сквозь магический портал, однако в целом духи сестер Бронте удерживают автора в выбранных рамках.

В противовес усадьбе Эвертон по другую сторону бытия стоит вынесенный в заглавие Дом-Сумеречье. Особняк в мрачном мире Упокоение, где нет места живым и нет места смерти. Именно здесь теперь обитает миссис Дэрроу. Через сны она связывается с сыновьями и подсказывает им дорогу сквозь туман, прямо к зловещему особняку. Шарлотта, после смерти няни фактически заменившая мальчикам мать, сопровождает их по иномирью и пытается разобраться, «раскусить» это странное место. Несмотря на пугающий внешний вид особняка и его обитателей, угрозы от них не исходит. По крайней мере, на первых порах. Боккачино явно вдохновлялся творчеством Лавкрафта: склизкие щупальца здесь присутствуют в достаточном количестве, важную роль играют сновидения, а в одном из разговоров поминаются Древние. Однако ни о каком космическом ужасе говорить не приходится. Да и об ужасе вообще. Здешние чудовища, натянувшие на себя человеческие шкурки, иногда нелепы, иногда занимательны, иногда смешны, но их чужеродность пробуждает не страх, а любопытство. Читатель словно попадает на чаепитие у Безумного Шляпника, куда также приглашены самые необычные создания со всей округи. Здесь правит бал особое, мрачное волшебство, но гремящие цепями призраки считаются дурновкусием. Блуждания по коридорам и потайным комнатам Дома-Сумеречья в компании восковых человечков напоминают прогулки по заколдованному замку из «Красавицы и Чудовища». Жанровая принадлежность романа за чертой тумана окончательно теряет готическую структуру и обращается в фэнтези с примесью приключений и щепоткой хоррора. Лишь только человек в черном продолжает честно нести вахту на страже ужаса, но автору интересней светские мероприятия в том мире, нежели привычные страхи и вздохи перед фантомной фигурой в этом.

Для Майкла Боккачино дебютная книга вышла очень личной, ведь во время работы над ней его мать умирала от рака. Автор сам прошел через то, что уготовил своим героям. Посвятив роман покойной матери, он поднял в нем вопросы смерти со всех возможных углов зрения. Что ждет нас по ту сторону тумана? На что вы готовы пойти, чтобы вновь обнять умерших родных, увидеть их улыбку? Так ли хороша вечная жизнь, как всем нам грезится? В исследования чувства потери автор не углублялся, не забыв о своей главной задаче: рассказать интересную историю. И с ней Боккачино справился. Да, быть может, где-то роман нелогичен, где-то наивен. Да, ценители современного хоррора едва ли порадуются архаичной стилистике и смещением акцентов не в пользу ужасов. Но наверняка каждый читатель найдет здесь и что-нибудь для себя — будь то яркие образы монстров (к которым можно отнести и сам Дом-Сумеречье), холодный готический флер или тоску по ушедшим близким. В любом случае, в компании симпатичной гувернантки по имени Шарлотта переворачивать страницы книги не будет скучно.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх