ССК 2018

Фрэнк был так поглощен разгадыванием секрета шкатулки Лемаршана, что даже не заметил, когда зазвонил колокол.

Клайв Баркер «Восставший из ада»

 

Знакомство с творчеством Клайва Баркера для многих началось в эпоху видеосалонов, кассет и голливудских фильмов в неповторимой озвучке Володарского. «Восставший из ада» – один из наиболее популярных среди советских подростков ужастиков наряду с «Кошмаром на улице Вязов» и «Пятницей, 13». Это был целый мир доселе неведомого жанрового кинематографа, который хлынул из-за Железного занавеса, будто из шкатулки Пандоры. Уже потом были прочитаны «Книги крови», «Абарат», «Сотканный мир», «Кабал» и другие книги. Но первое, детское впечатление – самое стойкое, самое запоминающееся. Потому и «Восставший из ада» стал дверцей, приоткрывшей лазейку в фантазии британского писателя, потому и символом творчества Баркера надолго осталась та самая шкатулка – The Puzzle Box – открывающая ворота в Ад.

Шкатулка была сконструирована настоящим мастером, знатоком своего дела, а главный секрет состоял в том, что она якобы содержала в себе чудеса, подобраться к которым было невозможно, ни один ключ не подходил к шести ее черным лакированным сторонам, в то время как даже легкое нажатие на них намекало, что они вполне свободно разбираются. Вот только знай как…

По легенде, в 1784 году шкатулку создал игрушечных дел мастер Филипп Лемаршан по заказу и чертежу некоего аристократа и черного мага Дюка де Лиля. На шкатулке начерчены неизвестные знаки, которые при определенной комбинации складывались таким образом, что открывался пространственно-временной пролом. Сквозь него в нашу реальность проникали сенобиты – «теологи Ордена Ран или Разрезов», что обещают соискателю невероятные удовольствия, но вместо этого приносят невероятные муки.

Большая удача автора – придумать такой артефакт, в который хочется верить, и не зря для воплощения столь загадочного и пугающего предмета выбрана именно шкатулка.

Символ загадки, сюрприза, страшной и манящей тайны.

Шкатулка занимает значительное место в мировой культуре. В первую очередь сразу приходит на ум миф о Пандоре: прекрасная женщина, созданная Зевсом в наказание людям, из любопытства открыла сосуд и выпустила из него несчастья, болезни и пороки, мгновенно разлетевшиеся по миру. Миф о ящике Пандоры служит отражением непредсказуемости человеческого подсознания и неограниченности зла.

Считается, что шкатулки пришли в нашу культуру с Востока. Самые первые из них создавались для хранения украшений, впоследствии в них держались сувениры, благовония и даже яды. Исторически японские шкатулки, впервые созданные в эпоху Эдо, были достоянием властвующей части населения. Простой замок не мог стать достаточной защитой от воров, поэтому настоящие мастера не только стремились применять все новые методы обработки – декорирование тканью, кожей, слоновой костью и драгоценными камнями, – но и создавали шкатулки с секретом. Такая шкатулка состояла из нескольких частей, и нужно было знать, какую из них и в каком направлении сдвинуть, чтобы крышка открылась. Чаще всего нужно было сделать от четырех до шестидесяти движений, хотя в музеях до настоящего времени находятся шкатулки, для открытия которых нужно сделать более ста движений!

Главная функция шкатулки всегда была охранительной: изолирующая злые силы или до поры, до времени таящая их, шкатулка, вне зависимости от эпохи и места проживания того или иного народа, присутствует в легендах и сказках стран Азии, Европы, Африки и России. Так, в ульчской народной сказке «Скрипучая старушка», в шкатулке было спрятано зло старухи, с помощью которого она отбирала жизни у молодых девушек и продлевала свою жизнь:

…Слышала я от старухи, что есть у неё красивая шкатулка с костяной резьбой, – сказала девушка. – Вот в этой шкатулке все старухино зло хранится. Если растолочь, растереть ее в порошок, старуха никому ничего плохого делать не будет. Только шкатулку эту старуха всегда с собой носит, а когда спит – под голову кладет…

А в русских народных сказках в сундуке хранится смерть Кощея:

У меня смерть, – говорит он, – в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть…

Русский народ всегда любил загадки и тайны, поэтому секретные коробочки стали пользоваться большим успехом у мастеров: их делали из дерева, бересты, чугуна, глины и камня. Самая известная шкатулка в русской культуре – та самая, малахитовая, описана уральским сказочником Павлом Бажовым.

На Руси малахит считался камнем, исполняющим желания, в народе передавалась мистическая легенда о том, что если постоянно пить из малахитовой чаши, то можно научиться понимать язык животных. Люди считали, что малахит имеет прямую связь с силами Вселенной и проводит их на Землю. Немудрено, что именно этот камень стал визитной карточкой загадочной и могучей волшебницы – хозяйки Медной Горы, владеющей всеми сокровищами Урала.

Реальность порой тоже подкидывает любопытные истории, овеянные мистическим ореолом. Так, например, произошло со Шкафчиком Диббука (Dibbuk Box). Именно эта история послужила основой для художественного фильма «Шкатулка проклятия», вышедшего в 2012 году.

Шкафчик Диббука – это винный шкаф, в котором живет злой дух, способный вселяться в живых людей. Шкафчик некогда принадлежал одной еврейке, пережившей нацистский концлагерь. Его никогда не открывали, но после смерти женщины ее вещи были выставлены на аукционе и вскоре один коллекционер приобрел шкафчик в свою антикварную лавку. Вскоре в помещении стали происходить странные и пугающие вещи: в магазине самопроизвольно закрывались и открывались двери, гас свет, а из подвала постоянно доносились ужасные звуки. Передарить шкафчик не получалось: люди чувствовали затаенное в нем зло. Пытаясь найти объяснение всему происходящему, антиквар нередко искал информацию о шкафчике в Интернете. Однажды, заснув перед компьютером, мужчина почувствовал дыхание на своей шее и, проснувшись, увидел огромную черную фигуру. После этого шкафчик выставили на аукцион eBay. Купил его Джейсон Хакстон, куратор медицинского музея в Миссури, и позже написал книгу, в которой описана странная история шкафа диббука.

Сколько здесь правды, а сколько вымысла?

Еще один любопытный случай произошел в середине прошлого века: в Австрии был обнаружен необычный клад – в деревянной шкатулке лежала рукоять кинжала, кольцо и кусок человеческой кости. Его нашел бывший полицейский Рихард Фробер – во время наводнения шкатулку просто прибило к его дому. Ранее два кладоискателя, нашедшие подобные шкатулки, умерли при загадочных обстоятельствах. Фробер передал шкатулку в криминалистическую лабораторию, тогда и выяснилось, что находке более четырехсот лет! Рукоять кинжала украшал узор, характерный для юго-востока Европы, а кость принадлежала юной девочке. На шкатулке явно проступало изображение дракона – фамильного герба Влада Цепеша. Профессор Джон Хопкинс пролил свет на происхождение шкатулки: оказывается, граф Влад, прозванный Дракулой, в своем завещании с гордостью признавался в сношениях с дьяволом и оставшиеся 666 дней до своей смерти каждый день зарывал по кладу. Тем, кто этот клад найдет, Дракула сулил власть над духами и прочие магические блага. Ученые пояснили, что находки зарытых колдунами кладов – не такая уж редкость, так чародеи рассчитывали сохранить после смерти власть над живыми душами.

Несмотря на то, что в мистических историях и легендах шкатулка не является центральным образом или главным действующим лицом, ее роль достаточно важна, а символика отображает практику использования шкатулок для хранения различных объектов, будь то драгоценности, мощи святых или неведомые злые силы вроде сенобитов – верных слуг головоломки Лемаршана.

Кто знает, что таится под крышкой? Нечто ценное и прекрасное, или опасное и разрушительное? И куда ведет отворившаяся дверь: в неведомый мир или в глубины собственного бессознательного? Не узнаешь, пока не откроешь…

 

Символика шкатулок в различных культурах:

Античность

  • мистический ящик Диониса с символическими предметами в нём носили специальные жрецы, и во время мистерий из него выскальзывала змея;
  • в римскую эпоху «ящик» (cista) стал всеобщим символом эзотерических мистериальных религий;
  • ящик Пандоры содержит все запретное: людские пороки, соблазны и несчастья, болезни и бедствия.

Китай

  • в сундуках хранятся древние реликвии или предметы, олицетворяющие дух предков.

Иудаизм

  • ковчег со скрижалями Завета, вместилище тайн.

Христианство

  • ларец с мирром – частый в искусстве эпохи Возрождения атрибут (основной) Марии Магдалины;
  • коробочка с мазями служит атрибутом Св. целителя Пантелеимона.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх