ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ

Кажется, что только Силы Зла могут скрываться в подземельях. Но так ли это на самом деле? Бэт-пещера Тёмного рыцаря или канализация Черепашек-ниндзя — первые из множества примеров, когда воины Света прятались во Тьме.  Почему именно в сумрачных подземельях они планируют битвы с несправедливостью и зализывают боевые ранения? Ответить на эти вопросы — значит, лучше понять самих супергероев.

В детстве Брюс Уэйн провалился под землю, где столкнулся с мириадами летучих мышей. Это событие во многом определило его судьбу. Без Бэт-пещеры, тайного убежище паладина в плаще,  уже невозможно представить себе мифологию о Бэтмене. Именно здесь миллиардер Брюс Уэй надевает черные доспехи рыцаря ночи, здесь обдумывает расследования, хранит научный и технический арсенал и, наконец, залечивает раны.

В Бэт-пещере хранятся Бэт-мобили, суперкомпьютер, костюмы и прочие вещи.  «У  Бэтмена в пещере висят двести костюмов», - говорил Деннис О ‘Нил (Прим. – Dennis O’Neil,  комиксист, редактор, писатель, известен историями про Зеленого фонаря, Зеленую стрелу и Бэтмена).

Подробнее о Бэт-пещере

Но разве Бэт-пещера интересна читателю исключительно в качестве гардеробной? Нет. Секретное убежище Тёмного рыцаря помогает нам лучше понять психологический образ героя. Бэтмен — человек, который одержим миссией спасителя и мстителя в одно и тоже время. Он не может жить нормальной жизнью. Он такой же ненормальный персонаж, как и его враги. Вместо того, чтобы создавать собственную жизнь (семья, увлечения, дружба) он раз за разом спускается во тьму, чтобы ломать её. Недаром в «Лечебница Аркхем» Гранта Моррисона Бэтмен признается, что боится сам себя; а в самых серьезных произведениях цикла показан порочный круг: Бэтмен может сражаться до конца, но меньше Зла в мире не становится.  

Призрачный гонщик – следующий подземный квартирант.  Обычно Ад представляется подземным царством.  «Давным - давно я заключил сделку с дьяволом, чтобы спасти тех кого люблю. Из-за этой сделки я стал кем-то называемым Призрачным гонщиком … и тогда меня послали в Ад. Но я сбежал». Однако бегство гонщика привело к тому, что Сатана тоже оказался вне Преисподней. «Во время прохода к материальному миру, тело Люцифера рассеялось на 666 частей, каждая из которых овладела трупом недавно умершего преступника.  Призрачный гонщик должен уничтожить каждую его сущность пока не останется единственная — могучая и непобедимая», из комикса «Ghost Rider» 2006 года. 

 

Встречаются среди подземных обитателей  и по настоящему отвратные и пугающие. Таковы морлоки, живущие в канализации мира комикса о людях-Икс (X-Men). Своё имя, неприглядную внешность и ненависть к живущим на поверхности они унаследовали от персонажей фантастической повести Герберта Уэллса «Машина времени».  Морлоки — мутанты обозленные на людей и скрывающиеся от них. Их образ аллегория главного конфликта историй о людях-Икс: попытка получить признание от окружающих «нормальных» людей и следующее за ней отчуждение.   

Но не только морлоки облюбовали канализацию. Как тут не вспомнить легендарных Черепашек-ниндзя?! В первом выпуске 1984-го года говорилось следующее: «Канализационный сток это наш дом. Нам знаком каждый сантиметр подземных коридоров. Мы взрослели и обучались всему в тёмных глубинах». В отличие от Бэтмена или морлоков, подземная обитель Черепашек не свидетельствует об их психических проблемах. Если Брюс Уэйн бежит в Бэтпещеру, как монах в монастырь, дабы уйти от мирской жизни, к которой он не приспособлен, то для Черепашек канализация —  место самосовершенствования.

 

Филин из «Хранителей» Алана Мура — вариация на тему Бэтмена. У Дэна Драйберга много общего с Тёмным рыцарем. Во-первых, оба они наследники богатого состояния. Во-вторых, оба они создали подземные убежища, напичканные высокотехнологическими примочками (знаменитый соволёт Арчи). В-третьих, и главное,  и Драйберг, и Брюс Уэйн, не могут нормально жить вне героической деятельности. Мур показал это максимально физиологично: без костюма Драйберг-Филин импотент.

 

Другой герой беспокойного англичанина -  террорист V из «V значит Vендетта». Его пещера, которая зовется «Галерея теней»  — это хранилище произведений искусства, которые запрещены тоталитарным правительством Новой Англии. В своей пещере V  ведет подготовку к террористическим актам и скрывается от преследования. Власть, с которой сражается V, уничтожает книги, фильмы, музыку, произведения искусства – все то, что, по мнению представителей власти, способно подорвать существующий тоталитарный режим. «Они свели под корень всю культуру. Вышвырнули ее как букет увядших роз… Все книги, все фильмы, всю музыку». Однако и здесь пещера служит для характеристики неоднозначного образа террориста. Алан Мур постоянно играет на этой двойственности: V — не герой в сияющих доспехах, он достаточно ужасное порождение ужасного режима.  V — помесь, как идеалов, так и разрушительной жажды мести. Так и его пещера забита, как прекрасными произведениями искусства, так и пустыми бульварными романчиками и прочей макулатурой.

Супергерои подземелья  все разные  и причины, заставившие их оказаться под землей, тоже различны.  Для одних оказаться  под землей — мучение. Для других — оказаться дома. Однако важно рассматривать их пребывание под землей не только буквально, но и символически. Подземелье отражает такие важные черты героев в масках, как таинственность, невозможность изменить свою судьбу и избранность. Персонажи комиксов становятся супергероями не по личному выбору, а потому что такова их судьба. Постоянно совершать подвиги и спасать незнакомых людей это не работа, не хобби и не обязанность, но предназначение. И как сказано в комиксе «Хранители»: «Мы поступали так не потому, что нам разрешали. А потому что мы были вынуждены поступать так».

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх