DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Супермен советский

Супермен: Красный сын / Superman: Red Son

Сценарист: Марк Миллар

Художник: Дэйв Джонсон и Килиан Планкетт

Жанр: супергероика, фантастика

Издательство: Азбука, DC

Серия: Графические романы

Год издания: 2015 (в оригинале – 2003)

Перевод: Анастасия Бродоцкая

Похожие комиксы:

  • «Что если Фантастическая Четверка образовалась бы в Советском Союзе?»
  • «Супермен. Action Comics. Книга 1. Супермен и Люди из Стали»
  • «Супермен: Земля-1. Книга 1»

Из-за разницы в 12 часов звездолёт с младенцем Суперменом, спасающимся с родной умирающей планеты, падает не в американском Канзасе, а на территории колхоза в советской Украине в 1938 году. И в середине XX века руководство СССР являет миру сверхчеловека внеземного происхождения, преданного коммунистическим идеям и представляющего собой оружие эффективнее американской водородной бомбы; нечто настолько могущественное, что его существование меняет всё соотношение сил в мире. И хотя Супермен вполне самостоятелен, верен высоким идеалам и вообще, кажется, не способен на зло, правительство США поручает своему гениальному учёному Лексу Лютору найти способ убить советского сверхчеловека и устранить возможную угрозу безопасности стране.

В 1989 году начал своё существование импринт Elseworlds издательства DC. В том же году он выпустил свой первый комикс – Gotham by Gaslight Брайана Августина и Майка Миньолы, который рассказывал об альтернативном Готэме конца XIX века, где Бэтмен противостоял известнейшему убийце в истории, Джеку-Потрошителю! Было опубликовано немало комиксов с эмблемой Elseworlds на обложке, и все они неизменно рассказывали о параллельных мирах (само название импринта – «Другие миры»), в которых жили самые разнообразные и необычные версии известных героев DC.

А спустя 14 лет после «рождения» импринта, в 2003 году Elseworlds опубликует мини-серию из трёх выпусков «Супермен: Красный сын» сценариста Марка Миллара. В своей работе шотландец радикально переосмыслил образ главного супергероя США и одновременно одного из самых узнаваемых символов этой страны, представив Человека из стали верным защитником коммунистических ценностей СССР, врага Соединенных Штатов в Холодной воине. Супермен больше не американский супергерой, он – советский товарищ!

В  основе «Красного сына», как и в основе других известных работ Миллара, лежит идея не просто смелая, а эпатажная и даже в чем-то провокационная. Например, в своём комиксе «Особо опасен», сценарист без купюр показал, насколько классно быть суперзлодеем, в «Гражданской войне» стравил между собой супергероев Marvel, а в «Старике Логане» убил почти всех супергероев этого издательства и устроил апокалипсис в одной из его вселенных.

«Что, если бы Супермен вырос в Советском Союзе?» – вот на какой вопрос решился ответить Миллар в «Красном сыне». Что если бы он оказался не на ферме у Кентов в старых добрых Штатах, а рядом со Сталиным в СССР? Что бы из этого получилось? А вот что! Если смешать мифологию Супермена с романом «1984» Джорджа Оруэлла, представлениями об ужасах тоталитарного СССР и украсить получившийся коктейль клюквой, то в общих чертах получится «Красный сын», но это в общих, а для комикса важны детали.

«Красный сын» быстро, но приятно обманывает своего читателя, ведь представляет стороны конфликта не так однобоко, как от него можно ожидать. Если бы сценарий писал менее маститый автор, у него комикс мог бы превратиться в агитку, где хорошая Америка противостоит плохому СССР, но Миллар, к счастью, не таков, в его истории преобладают полутона и не всё так однозначно.

То же самое и с Суперменом в комиксе, им по-прежнему движет желание помогать людям всеми сверхсилами, но, как известно, благими намерениями вымощена дорожка в Ад. Этот советский Кларк так сильно хочет всех спасти, что стремится ко всё большему контролю над жизнью людей и превращается в живое воплощение Большого Брата Оруэлла, который за всем следит, всё видит, знает и контролирует. Под давлением обстоятельств герой сам не замечает, как превращается в достойного наследника Сталина на месте тоталитарного правителя всё разрастающегося при нём СССР. При этом Супермен подвержен оруэловскому двоемыслию: хоть он и творит зло, но считает себя героем. И самое поразительное то, что пусть Кларк и поступает неправильно, но он искренен в своих заблуждениях и из-за этого в какой-то мере остаётся тем «старым добрым» Суперменом, за которого переживаешь и судьбу которого жалеешь.

«Красный сын» – это комикс о Советском Союзе, написанный иностранцем, поэтому тут хватает и стереотипов, и клюквы. Союз здесь – голодная (в начале), холодная и вечно мрачная страна, которой управляют жестокие люди с замашками тиранов, и где с инакомыслящими борются при помощи расстрелов и лоботомии. Не обходится Советская России в комиксе без таких атрибутов, как водка, ГУЛАГ и злой КГБ. Но опять же Миллар в комиксе не героизирует и Штаты. Они здесь хоть и не такие мрачные, как их враг, но расчётливые и прагматичные в своём желании убить Супермена. Чтобы это сделать, они станут оплачивать операции по устранению сверхчеловека, что в свою очередь будет приводить к невинным жертвам. А сама страна с её нерадивыми президентами будет медленно, но верно скатываться в тартарары. И если Союз в комиксе становится игрушкой в руках Кларка, то Штаты, в конце концов, оказываются во власти его врага Лекса Лютора – эгоцентричного гения с аморальными принципами, второго главного злодея истории, одержимого желанием победить Супермена. Так что в «Красном сыне» один род зла воюет с другим, а сам комикс, по сути, – это политическая сатира на противостояние коммунизма и капитализма, а также внешнюю политику США начала 2000-х.

То, что Миллар превратил величайшего американского супергероя в советского гражданина, ещё и весьма забавно. Когда Супермен говорит заветное слово «товарищ» или упоминает партию, или рассуждает об идеях коммунизма, трудно не сдержать улыбку. Такую же реакцию вызывает и сам Кларк в советской обстановке, которой авторы придали изрядной китчевости. Но это не плохо, нет, комикс отлично балансирует между серьёзным и смешным, позволяя вам с улыбкой на лице наслаждаться его забавной необычностью.

У комикса хватает достоинств, которые легко затмевают его недостатки. «Красный сын» – это динамичная история с этической подоплёкой, где постоянно происходит что-то интересное, но при этом трудно упустить то самое важное, что хочет сказать через свою работу автор. Миллар проявил удивительное внимание к деталям, потому знатоки комиксов о Супермене найдут в «Красном сыне» множество приятных отсылок к оригиналу. Сценарист дал читателям далеко не самые обычные интерпретации таких известных персонажей DC, как Бизарро, Чудо-женщина и Зеленый фонарь. Но никому из них, конечно, не переплюнуть советского Бэтмена-анархиста в ушанке, ради одного которого комикс стоит открыть. Другими словами, в «Красном сыне» полно всего того, что делает комикс увлекательнейшим чтением.

Миллар демонстрирует здесь свой талант великолепного рассказчика, но художники Дэйв Джонсон и Килиан Планкетт заслуживают не меньшей похвалы за то, как смогли перенести идеи сценариста на бумагу. Их рисунок отлично передаёт дух того времени, о котором пишет Миллар, масштаб происходящих событий, настроения людей и сверхлюдей, их чувства, их боль во время сражений, когда вы хоть чуть-чуть, но сможете сами ощущать силу ударов врагов друг по другу… Рисунок в «Красном сыне» далеко не самый красивый из тех, что вы могли видеть в комиксах, но тут он передаёт дух самой истории о советском Супермене и позволяет наслаждаться ей в полной мере.

Российское издание комикса от «Азбуки» выполнено на высоте. А в дополнение к самой истории читателей порадует предисловие сценариста и продюсера Тома Де Санто, раскрывающего некоторые секреты «Красного сына», наброски персонажей с пояснениями Дэйва Джонсона и весьма познавательные примечания Кристины Огневой.

Итог: «Супермен: Красный сын» – это один из лучших и важнейших комиксов о Супермене, представляющий читателю одну из самых необычных альтернативных версий величайшего супергероя США.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)