DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Свет, камера, чума!

Эпидемия / Epidemic

Дания, 1987

Жанр: ужасы, драма

Режиссер: Ларс Фон Триер

Сценарий: Ларс фон Триер, Нильс Версель

В ролях: Оле Эрнст, Удо Кир, Ларс фон Триер, Нильс Версель

Похожие фильмы:

  • «Элемент преступления» (1984)
  • «Европа» (1991)

Эпидемия 

Наверное, главный кошмар этого фильма знаком каждому студенту и писателю! Представьте, два последних года вы писали сценарий к фильму «Полицейский и шлюха». Но вот беда, дискета с вашей работой повреждена. Что делать? Восстановить сценарий по памяти. И тут беда. Вы совершенно не помните, о чем был ваш фильм! Похоже, это конец. Но и здесь выход прост. Напишите новый сценарий. Про страшную и неведомую болезнь в некой стране будущего. На все про все пять дней. И пока вы будете работать над новой идеей, страшная эпидемия вспыхнет по-настоящему.

Не ждите в фильме армии зомби, не надейтесь на обилие крови и ужасов бубонной чумы. Фон Триер не так прост. Он пошел по другой, нехоженой тропинке, видимой только ему. Чтобы ее разглядеть, надо очень постараться! В «Эпидемии» зрителю представлен некий фильм в фильме. И не всегда удается понять, какой из двух ты смотришь. Чтобы как-то проследить сюжет, следует, наверное, разделить его на слои.

Эпидемия

Первый слой – верхний. Два горе-сценариста, Ларс и Нильсен, пишут сценарий о злоключениях доктора в разгар чумы. Они обсуждают сюжетные ходы, накидывают варианты. В перерывах посещают библиотеки, беседуют с экспертами. И по всей Европе собирают факты, причем весьма любопытные. К примеру, в разгар средневековой чумы люди рисовали кресты на дверях домов, чтобы отпугнуть нечисть. Но позже эти кресты означали, что в доме живут люди, больные чумой. Ради хохмы герои и у себя дома чертят крест –  показать, что в своей обители они тоже играют со смертью. Так, одну за другой, все подобные находки они включают в свой сценарий. Придумывают загадочную болезнь, дают ей название, симптомы.

Казалось бы, дело сделано. Но нет, зрителей этой чудной картины ждет сюрприз. На встречу с будущим продюсером фильма Ларс и Нильс приглашают гипнотизера и девушку-медиума. Последней с помощью гипноза предлагают погрузиться в фильм. Прочувствовать его, так сказать. И что вы думаете? Девушке становится плохо. У нее начинают проявляться симптомы той самой чумы. Другие присутствующие тоже чувствуют себя нехорошо. Рвота, головокружение. Все в шоке, все напуганы. «Вот к чему приводят игры со смертью», – эту горькую истину можно прочитать в последнем взгляде самого Ларса, обращенном куда-то наверх. А ведь сам сценарий, написанный этими парнями, их предупреждал!

Эпидемия

Возьмем второй слой. Фильм в фильме. Страна будущего, в которой и вспыхнула чума. По сюжету, написанному нашими героями, Доктор Е. Месмер покидает свой безопасный дом, чтобы вылечить бедных жителей от смертельной болезни. Но все его старания напрасны, люди вокруг умирают. В конце концов, доктор понимает, что он сам и был разносчиком чумы, которая, вот неожиданность, находилась в его портфеле рядом с лекарством. Доктор осознает ошибку и благодарит небеса за провидение.

Казалось бы, что общего между двумя этими слоями? Дело в том, что история о докторе была написана по мотивам реальных событий (Средневековая чума, все же поняли), с реальными героями (некий Е. Месмер в самом деле жил в четырнадцатом веке) и фактами. Причем не только ужасы эпидемии описали Ларс и Нильс в своем сценарии. Нашлось место и Мировым войнам. Одним словом, на бумаге воссоздали самую страшную реальность. Эпидемию. А та, благодаря девушке-медиуму, из сценария вырвалась на свободу. И в первую очередь наказала самих же создателей. Как говорится, сказка – ложь, да в ней намек…

Эпидемия

Намек, который понять очень трудно. Недаром многие критики называют «Эпидемию» худшим фильмом Фон Триера. Даже бесполезным. И то правда: чтобы уловить идею, нужно пересмотреть фильм несколько раз, перечитать немало дискуссий и теории других зрителей и просто поклонников. Чтобы в итоге получить всем известную истину: нельзя заигрывать со смертью, иначе… «смерть начнет заигрывать с тобой».

Фильм сложен для восприятия. Весь юмор в нем сводится к долгим разговорам самих Ларса и Нильса о девушках, молодости, конфузах. В перерывах они путешествуют, собирают странную информацию для странного фильма. Все это чередуется различными вставками, которые якобы ложатся в основу сценария их будущего фильма. Картинка черно-белая, кажется, будто смотришь любительскую съемку. Словом, надо быть большим любителем творчества Фон Триера, чтобы потратить два часа (на самом деле, куда больше) своей жизни на просмотр «Эпидемии».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)