ДЕМОН ВНУТРИ

Святослав Подгаевский: «Мы только начинаем открывать для себя хоррор»

В конце 2013 года в широкий прокат выходит новый отечественный фильм ужасов «Владение 18», в котором жильцы новостройки столкнутся с потусторонним злом. Кино обещает стать первым хорошим отчественным хоррором нового времени. DARKER побеседовал с режиссером картины Святославом Подгаевским о том, каково снимать ужасы в России, в чем полнометражные фильмы уступают короткому метру, как работа над музыкальными клипами и телерекламой помогает снимать большое кино... И о многом другом.

Интервью со Святославом Подгаевским

Доброго времени суток, Святослав. Давайте начнем с такой несущественной мелочи, как ваш возраст. Ни на вашем официальном сайте, ни в иных источниках биографии — нигде не указан год рождения Святослава Подгаевского. А если судить по фото — вы еще довольно молодой человек. Это так?

Мне 29. Не знаю, молодой ли еще. smile

Вы сделали себе имя как клипмейкер, снимая видео для таких команд как СЛОТ, Т-9, Тараканы, Traktor Bowling, Найк Борзов, Stigmata... Бросается в глаза пристрастие к вполне определенной музыке, андеграунду. Это правда вам близко или просто так сложились обстоятельства, что пока Святославу Подгаевскому не удалось поработать, допустим, с Тимати или Лепсом?

Кстати, я бы с удовольствием с ними поработал. Уверен, принес бы что-то новое в их творчество. Пока, правда, не сложилось. Не с того конца начал. smile

Я бы не называл музыку, о которой вы говорите, андеграундом - для меня андеграунд выражается в чем-то совсем безумном. Можно так сказать - я сделал много видео для команд играющих рок. Хотя, здесь куча исключений - те же Т9 или DLS - это вообще Рэп, rnb и т.п. У рок-команд, на мой взгляд, интересные идеи в песнях, с ними здорово работать на уровне историй и формы. Мне нравится контрастный свет, в низком ключе, ракрусы - конечно, это все легче применить в более роковой музыке. Мне нравится делать мрачные истории, я бы даже сказал, немного нуаровские. В более популярной музыке сейчас царит эстетика мне не совсем понятная - танцы на фоне модных обоев. Т.е. это скорей какой-то фэшен, который я пока не смог уловить - не мое, не получается.

Если говорить о музыкальных видео, то какие работы ваших коллег (как в России, так и за рубежом) лично вам нравятся больше всего и почему?

Да таких работ много. Я, в общем, человек впечатлительный - всегда смотрю все с удовольствием. 

Очень люблю клипы, снятые в 90-е Дэвидом Финчером - вот этот его мрачный стиль - его он использовал, кстати, не только для рокеров вроде Aerosmith. Он же сделал совершенно умопомрачительные вещи для Майкла Джексона, для Мадонны - и все это было далеко от фэшн. Это было настоящее кино в поп-музыке.

В нашем мире музыкальное видео — это ведь уже особый вид искусства, как и реклама. Вы много работали в обеих сферах. Вам для этого потребовалось получать какое-то специальное образование или же вы из породы талантливых самоучек?

Я учился в институте телевидения и радиовещания. В моей профессии самообразование важно гораздо больше, чем академические знания. В киношколах так и говорят обычно: «Режиссерами мы вас не сделаем, сделаем скорее продвинутыми зрителями. А режиссерами вы должны сами себя сделать». На самом деле все это громко звучит, отдаю себе отчет в том, что я еще вообще ничего не знаю, не умею - но стремлюсь. В общем, наверное, в любом деле нужно постоянно совершенствоваться.

 

Владение 18. Съемки фильма. Рабочий процесс

Каковы нюансы, отличия в работе над музыкальным видео, рекламными роликами и кино?

С моей точки зрения, разница и есть, и нет. Это если бы ты рисовал маленький рисунок и большой - приходилось бы делать мазки разные, разных размеров. Обращать внимания на разные нюансы и задачи.

В рекламе ты связан временем ролика. Разбиваешь действие на небольшие кадры - рядом стоит человек с секундомером, задача которого следить, чтобы актер уложил реплику в отведенные ему пять секунд. Хронометражи четко регламентированы - нужно показать действие, отвести время на пэкшот и т.д... Еще нужно снять красиво, каждый кадр должен быть идеален с операторской точки зрения. Клипы же, это скорее немое кино - там все условно. Задача - наглядно показать лишенное звука действие, ведь играет фонограмма - а это тоже бывает непросто. Хотя, там многое прощается - т.к. в любой момент можно вклеить выступающую группу, если вдруг что-то забыл снять или снял неправильно. Но опять же, все зависит от подхода и задач.

В кино нужно создать непрерывное и понятное действие, нужно очень четко и понятно рассказывать историю. На мой взгляд, это задача наиболее сложная. В малых формах можно отдаться стилю, эстетике, любоваться засветками в объективе, какими-то монтажными переходами - а в кино ты не можешь спрятать свое неумение рассказывать историю за форму.

В 2009 году вы сняли короткометражный триллер «Синдром кризиса». Любопытная, но, кажется, еще ученическая работа. Сюжет навеян западными фильмами во главе с «Пилой». Чем для вас лично стал «Синдром кризиса»?

Я просто хотел снять фильм с каким-то действенным сюжетом, с эдакой пружиной. На самом деле, с «Пилой» там мало общего - кроме схожей идеи «убей ближнего». Это скорее сродни криминальным фильма братьев Коэн, с уклоном в такую немного черную комедию. Сейчас я скептически к фильму отношусь - он очень сумбурный, неумелый, там много лишнего. Но в то время съемки и монтаж этой короткометражки были отличной тренировкой - я пытался нащупать какой-то стиль, какую-то манеру, но толком ничего еще не умел. Там эксперименты с камерой, ритмом и т.п. Сейчас мне кажется это все ерундой - но тогда я для себя Америку открывал. Сделал эту короткометражку на голой интуиции, на коленке - в 2008 году еще не было всех этих фотоаппаратов, доступных цифровых кинокамер, и мы снимали его на видео, на простенькую Sony Z1. Еще мы отлично проводили время, веселились - там прекрасные ребята снимались, все на голом энтузиазме.

Какова, на ваш взгляд, в принципе роль короткометражных фильмом в современном кинематографе? Что это в первую очередь — самодостаточная форма или все-таки не более, чем подспорье на пути к полному метру?

Ничего нового не скажу. Короткометражное кино сложно прокатывать - из-за этого в него продюсеры не спешат вкладываться. А короткий фильм можно сделать за копейки или бесплатно, самому. В этом есть большой плюс - ты можешь сделать все как хочешь, показать все, что умеешь, и никто не будет тебе указывать и что-то менять. Ведь начиная снимать большое кино (если мы говорим о прокатном кино, не о жестком арт-хаусе, разумеется), ты очень зависишь от людей, которые в твое кино деньги вкладывают. Режиссер, особенно дебютант, не всегда имеет возможность сделать полный метр таким, каким хочет - много с чем придется считаться. Мнения продюсеров, прокатчиков и т.п., все это будет влиять на режиссера и не всегда совпадать с его первоначальным замыслом. А короткий метр - это свобода и творчество.

Перейдем к самому интересному. Ваш дебют в полнометражном кино — фильм ужасов «Владение 18». Расскажите об этом проекте.

Это действительно фильм ужасов. Начинается он достаточно реалистично, без какой-либо мистики. Но после, постепенно, мы погружаемся в потусторонний мир, в мир ночных кошмаров. Другими словами, начало там будет про любовь, как у нас принято, а финал - демонический. smile)

 

Владение 18. Съемки фильма. Рабочий процесс

По последней информации, компания «Люксор» перенесла премьеру «Владения 18» на декабрь 2013 года, хотя, насколько мы знаем, сам фильм был снят еше в 2011 году. Не могу не спросить, с чем связана столь длительная пауза?

На то есть две причины. Был достаточно долгий постпродакшн. В фильме более 200, а точнее, если ничего не путаю, 219 кадров с компьютерной графикой разной сложности, которая делалась долго - и выбила нас из графика. Сейчас фильм полностью закончен - буквально на днях мы завершили перезапись звука. Но наши прокатчики решили отложить релиз на начало зимы, чтобы было время подготовить рекламную кампанию.

В фильме силен мистический элемент. Ваше личное отношение к потустороннему... проще говоря, вас можно назвать суеверным человеком или нет?

Наверное, я скорее суеверен, чем нет. Но все в пределах разумного.

На ваш взгляд, какими качествами должен обладать режиссер, чтобы снять стоящий фильм ужасов?

Режиссер в любом случае должен обладать горячим желанием снимать кино, и, помимо профессиональных навыков, еще хорошо бы обладать интуицией - чувствовать, что сработает, а что нет.

«Владение 18», кажется, ориентирован преимущественно на молодежную аудиторию. И вы говорили, что фильм основывается прежде всего  на отечественном материале. Не разделяете распространенное мнение о том, что, дескать, жизнь в России страшнее любого фильма ужасов?..

Мне не нравится ругать жизнь в России. Бывает, конечно, хочется поругать, на кого-нибудь что-нибудь свалить, особенно собственные неудачи, проблемы и т.п. Но я все-таки считаю, что от нас тоже многое зависит, какой мы жизнь в России делаем. Про отечественный материал - я имел в виду, что у нас нет американизмов. Знаете, как часто делают - берут американскую модель поведения героев и переносят в нашу среду - на киножаргоне это «клюквой» называют. В наших модных комедиях это часто встречается. Смотришь такой фильм и не веришь героям - вся их идеология ненастоящая.

Вспоминая предыдущие попытки отечественных кинематографистов в жанре хоррор - «Ведьма», «Фобос», «Путевой обходчик», «Мертвые дочери» и другие — все они были весьма холодно приняты зрителями. Как вы думаете, в чем причина? Какие ошибки допустили создатели помянутых лент в работе над ними?

У нас в этом смысле совсем молодая индустрия. Кино делает не только режиссер и сценарист - а еще 40 человек съемочной группы, от слаженной и качественной работы которых зависит успех фильма. Мы только начинаем открывать для себя хоррор - учимся использовать эстетику жанра, учимся строить декорации, делать трюки, костюмы, компьютерные эффекты. Мы примеряем на себя и заново изобретаем велосипед, который изобретали на западе в течение последних 80-ти лет. И это касается не только фильмов ужасов, а вообще жанрового кино. Дайте нам время, и мы начнем делать конкурентоспособное жанровое кино.

 

Владение 18. Съемки фильма. Рабочий процесс

Любопытная деталь сюжета «Владения 18» - местом действия, где происходят все эти странные и пугающие события, является не традиционный для жанра «старый дом с плохой историей», а — новостройка. Вы намеренно затронули эту тему, этот страх и злость современного россиянина к стремительно растущим в самых неожиданных местах жилищным комплексам?

Не хотелось бы, чтобы люди думали, будто мы намеренно эксплуатируем современную жилищную истерию. Скорее мы просто нашли такой сюжетный ход. Люди купили квартиру, продали старую и оказались в западне. Если помните, в фильме «Астрал», как только началась потусторонщина в доме, герои быстренько переехали в другой дом (другое дело, что призраки перекочевали вместе с ними и в новый дом). Это в Америке. А в России просто невозможно так запросто уехать из  «нехорошей» квартиры - куча бюрократических и финансовых трудностей сразу встает. И мы этим пользуемся. У нас там героиня говорит мужу: «Давай уедем отсюда?» А он ей отвечает: «Куда? На вокзале ночевать будем?». И вот они вынуждены бороться с призраками, отстаивать единственную квартиру. Ну и конечно, когда становится совсем невмоготу, они готовы бежать - но ловушка захлопнулась.

Еще пустой, только что отстроенный дом - может быть очень неприятным и страшным сам по себе. В доме живут только несколько человек - и куча пустых квартир. Кто-то все время ходит по дому в темноте, в этом железобетонном мраке - и не поймешь, то ли это сосед из другого крыла забрел, то ли монстр. В общем, это современная интерпретация замка с привидениями, где по ночам слышны крики и завывания ветра. Поэтому новостройка - это определенный колорит.

С учетом свежих законодательных изменений, как думаете, какой возрастной ценз получит «Валадение 18»?

Мы надеемся на +16. Но есть в фильме несколько моментов, которые вряд ли подойдут для этого рейтинга. Посмотрим.

Расскажите о Дмитрии Бесине, сценаристе и продюсере фильма, с которым вы полтора года тщательно готовились к  съемкам. Для Дмитрия, как и для вас, это ведь был первый опыт работы в большом кино? В этой связи, наверное, было легко найти общий язык?

Да, мы с Димой нашли общий язык, несмотря на то, что обычно сценаристу очень тяжело находиться на площадке - ни один сценарист не любит наблюдать за тем, как режиссер интерпретирует его сценарий и «неверно» переносит на экран замысел. Вы же знаете, есть вечный конфликт режиссера и сценариста. Но тем не менее, мы с Димой хоть и спорили много - всегда приходили к консенсусу. Я думаю, все наши споры фильму пошли только на пользу. Дима человек энергичный - у него всегда масса идей. Он очень требователен к деталям и мелочам, скрупулезен - сценарий у него получился зубодробительный. Я когда первый раз читал синопсис (краткое содержание) - это было осенью 2010 года, на тот момент сам сценарий еще не был написан, только поэпизодный план был, - у меня мурашки по телу бежали, уже на уровне идеи это все было очень волнительно. В России мало кто такие вещи пишет.

Клипы для рок-групп и альтернативщиков, короткометражный триллер, полнометражный фильм ужасов... Любопытным образом у вас карьера складывается. Намерены и дальше продолжать в том же духе, снимать мистику, триллеры, хоррор? Может быть, уже есть какие-то конкретные планы на сей счет?

У меня сейчас запуск мистического триллера по собственному сценарию. Фильм о героях, приехавших на юг России в поисках загадочной скалы на Черном море - в народе эта скала зовется скалой самоубийц. Там целый городок, населенный призраками. Но это, повторюсь, все-таки мистический триллер в духе картин Романа Поланского.

Спасибо за интервью. С интересом ждем премьеры «Владения 18» и следующих ваших фильмов ;)

Спасибо вам!

 

Интервью со Святославом Подгаевским

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх