ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Тело / El cuerpo

Испания, 2012

Жанр: триллер

Режиссер: Ориол Паоло

Сценарий: Ориол Паоло, Лара Сендим

В ролях: Белен Руэда, Уго Силва, Аура Гарридо, Хосе Коронадо

Похожие фильмы:

 

Ночь. Лес. Фонарик. Вернее, его скачущий луч. Пожилой человек в форме охранника несется сквозь чащу, не разбирая дороги. Человек напуган, не способен толком соображать. Он выскакивает из кустов на шоссе, и его на полном ходу сносит машина, летящая на большой скорости. На место катастрофы являются полицейские и довольно быстро устанавливают, что жертва наезда — это ночной сторож из морга неподалеку. Из которого, как выясняется, только что пропал труп.

Это труп женщины. Красивой и успешной замужней бизнес-леди зрелого возраста. Только сегодня она скончалась от инфаркта. «Она была совершенством», — утверждает безутешная, убитая горем семья.

Так завязывается детективная история, которую выпустили на экраны испанские кинематографисты в 2012 году. Слоган картины — «Психологический триллер в стиле Хичкока». Громкая заявка. Испанцы прибили флаг к мачте и не намерены сдаваться. Что ж… Возможно, у них получится.

В последние годы в Испании научились снимать бюджетные детективные триллеры, причем — что особенно вызывает уважение — на стабильно высоком уровне.

Фильм «Тело» — всего-навсего вторая режиссерская работа 38-летнего Ориола Паоло. Сценарных заслуг у этого мастера больше, но тоже не сказать чтобы очень много. Например, он написал сценарий «Прозрения» для Гильермо дель Торо в компании с режиссером Гильемом Моралесом.

Когда смотришь современные испанские картины, иной раз кажется, что они все — результат работы одной команды. Одной школы. Класса. Тесной тусовки. Наверное, так оно и есть. Ведь фамилии в титрах мелькают одни и те же — у испанцев национальная сборная играет за весь родной кинобизнес. Все они встречались, пересекались, работали вместе: Белен Руэда («Приют», «Прозрение», «Дар»), оператор Оскар Фаура («Приют», «Прозрение»), композитор Серхио Моуре («Эхо», первый фильм Ориола Паоло).

И это ничему не мешает. Потому что эти люди вместе не по чьей-то прихоти, из-за взяток или еще каких лукавостей, а потому что они — команда профессионалов, вместе успешно освоивших, по крайней мере, один жанр. Что-что, а детективный триллер в Испании понимают! Это стало заметно уже в 90-е, после «Дипломной работы» и «Открой глаза», который американцы не побрезговали переснять («Ванильное небо», где Том Круз заменил Эдуардо Норьегу, но отнюдь не затмил его).

В новой картине «Тело» публичная апелляция к Хичкоку — всего лишь способ обратить на себя внимание, заявив об особом качестве. Испанцы выполнили конъюнктурное требование рынка, но вряд ли кто-то из создателей фильма на самом деле вспоминал о Хичкоке. Хотя… Может быть, от великого волшебника тут есть долька. Как улыбка от Чеширского кота.

Фильм захватывает с первых мгновений. Он не сражает наповал какими-то потрясающими трюками, но спокойно, деловито задает настроение и предлагает такие обстоятельства, что вы просто не можете отвернуться и поневоле начинаете гадать: так кто же все-таки похитил тело? Убил или не убил муж стервозную жену? А может, во всем виновата любовница? Или эта жена действительно — суперсовершенство, настолько хитро продумала все мелочи, что опережает даже полицейских на два шага?

Актеры работают настолько сыгранно и тонко, что за ними наблюдаешь, как за живыми людьми. Восхитительная Белен Руэда, словно рыбка, что кружится в воде, меняется, показывая то одну, то другую сторону своей героини: вот она стареющая кокетка, ухоженная «мисс Идеал», на лице которой неумолимое время все-таки расписывает свой приговор. А вот она же — эффектная красавица, способная вскружить голову любому мужчине. Героиня Белен — богатая стерва, она обожает злые розыгрыши, она любит мужа, но она же любит его мучить. Потому что любовь не делает эту женщину мягче или слабее — власть над людьми для нее все равно что умение дышать. Она демонстрирует свою силу, как пантера — умение охотиться: естественно и грациозно. Без усилий. Она заставит возненавидеть себя за три минуты — а уже мгновением позже вызовет сочувствие и жалость.

Стареющая жена превращается в мстительную ведьму — что может быть банальнее? Примерно к середине фильма в памяти настойчиво всплывают загадочно-мистические детективы Буало-Нарсежака. Что-то похожее там, кажется, было? Убитая жена на самом деле не умерла. Это не муж, это жена исподтишка дергает за ниточки, подставляя своего супруга, чтобы чужими руками аккуратно затянуть петлю на его шее! Конечно, все так и есть.

Но… действие разворачивается дальше, появляются новые персонажи и обстоятельства, и всякая уверенность растворяется среди новых сомнений.

Приходится с удвоенным вниманием следить за руками. Итак, в чем же дело? Муж. Жалкий молодчик, позарившийся на деньги богатой женщины. Подкаблучник, страстно влюбленный в молодую любовницу. Ему так хочется выиграть в схватке со зловещими тенями — ведь он сражается за счастье, за свое будущее. Но все, как назло, против него: собственное чувство вины, страх, необъяснимо воскресшая жена, несгибаемый следователь, действующий в духе въедливого Порфирия Петровича, инфернального персонажа Достоевского. Ужасная пытка — все эти допросы, расследования.

Крайне напряженное, заполненное событиями действие фильма почти целиком проходит в течение одной дождливой ночи в самом неприятном для молодого человека месте — в морге, где исчезло тело его жены.

И хотя зрителю известны почти все тайные грешки несчастного, он отчаянно пытается скрыть их от полиции. И, как ни парадоксально это прозвучит, — от умершей жены. Эпизод с поеданием записки, выброшенной в унитаз, вызывает, помимо отвращения, целую гамму чувств: и жалко мужика, и смешно, и как-то понимаешь, что заслужил он это по справедливости.

Удивительно, как просто и ненавязчиво удается режиссеру нагнетать атмосферу. Все эти старые приемы, которые в любом фильме ужасов давно воспринимаются как штампы — например, присутствие в кадре зеркала, мелькание тени на видеопленке — здесь выглядят свежо и даже работают.

Наверное, потому, что режиссер не считает зрителей недалекими новичками и, прекрасно просчитывая их реакцию, как бы говорит: вот здесь вы ждете удара по глазам или ушам, но не волнуйтесь, его не будет. Режиссер обращается к аналитическим способностями зрителя и постепенно разматывает перед ним сложный психологически-детективный клубок улик, подсказок, догадок, подбрасывает вопросы. И все-таки к финалу, как по-настоящему искусный фокусник, он продемонстрирует трюк. Следите за руками! Вы думаете, что угадали, куда делся кролик из шляпы? А он в другом месте. И к тому же — он вовсе не кролик.

Браво, Ориоло Паоло и его команда! Испанская премия «Гойя» как лучшему режиссеру-дебютанту — заслуженная награда. Даже если вы не любите детективы, триллеры и мистические намеки — достаточно любить дождь и ненавязчивую музыку, и вам наверняка удастся насладиться этим «четким» и качественным фильмом. А если кинематографисты Испании будут и дальше столь же трудолюбиво и грамотно обрабатывать узкий, но вполне определенно избранный ими участок — никакие чужие торговые лейблы им вскоре не понадобятся. Достаточно будет надписи на постере: «испанский детективный триллер». И публика потянется в кино, как быки на бойню. И есть люди, которые уже сейчас так и поступают.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх