ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ

Псоглавцы (роман)

Автор: Алексей Маврин

Жанр: триллер, мистика, приключения

Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус

Серия: нет

Год: 2011

Похожие произведения:

  • Сергей Арбенин «Собачий бог» (роман)
  • Мария Галина «Малая Глуша» (повесть)
  • Василий Щепетнев «Черная Земля» (роман в рассказах)
Псоглавцы

Реклама – безусловно, двигатель прогресса, в том числе и книготоргового. Но в иных случаях не поможет и мощная пиар-кампания. Сложно представить, чтобы книга, превозносимая в СМИ и соцсетях, но при этом – откровенно неудачная, пользовалась успехом у читателей. Особенно в наше время, когда отзывы от людей, действительно ее прочитавших, не составит труда найти. А «Псоглавцы» Алексея Маврина – книга именно что плохая и провальная. Попробуем разобраться, почему.

Анонсированный как блестящий дебют, роман о «дэнжерологах», по сути, представляет собой вялый отечественный боевичок с мистической подоплекой, сталкивающий на одном поле деградацию деревенского общества и оборотней. Итак, троих пользователей LiveJournal нанимает некая культурная организация, доверив им снять с церкви в полузабытой деревне фреску с изображением Святого Христофора. На фреске он, знамо дело, изображен с собачьей головой. Кроме того, героям поручено следить, как процедура снятия и сама культурная реликвия влияют на окружающую действительность – то бишь кучку алкашей, оставшихся в деревне, чтобы помогать и прислуживать богатому предпринимателю, выстроившему здесь особняк. Назвать трех товарищей дэнжерологами не повернется язык – разве что под этим понятием разумеется праздное шатание и поиски приключений на пятую точку. Более того, вплоть до последней страницы двое из троих выступают лишь фоном для центрального персонажа романа – Кирилла. Ему предстоит и влюбиться, и подраться, и навлечь на себя гнев деревенских оборотней, и бесконечно, стирая пальцы, гуглить, пользуясь деревенским вай-фаем (откуда он взялся в полуразрушенном селе – непонятно).

Да, «Гугл» тут выступает чуть ли не вторым по важности действующим лицом. Ориентируясь, видимо, на приключенческие и хоррор-фильмы категории «Гы», Кирилл постоянно что-то ищет. Очевидно, по размаху дедуктивных способностей молодой человек значительно опережает гениальных сыщиков – но нам об этом узнать не дано, ведь его отрывочные поиски объясняются разве что вскриками «ВОТ ОНО!» и «озарениями». В чем суть этих озарений и где логика дальнейших поисков – неясно. Как неясны и выводы Кирилла относительно происходящего в деревне и природы псоглавцев. Не стоит уповать на концовку – она не объясняет ровным счетом ничего. Скорее, автор путает карты и, хитро улыбаясь, объявляет: «Вам показалось. А может быть, и нет». Только за это не хочется осыпать его овациями, как, к примеру, Денниса Лихэйна – нет, единственное ощущение, которое остается после невнятного финала книги – это грусть о потраченном зря времени. Ходульная философия и слитая тема – явно не то, чего ожидаешь от такого повествования.

К плюсам романа можно отнести достаточно бодрое начало. «Нырнуть» в повествование совсем не сложно, еще проще увлечься чертовщинкой, что разгулялась в деревне Калитино. Первые минусы всплывают в конце первой четверти романа. К слову, в существование Алексея Маврина, единственного и неделимого, не верится абсолютно. Чуть ли не каждая глава, начиная с этой злополучной точки, до того отличается от предыдущей по стилю, что возникают подозрения о коллективном авторстве. Более того, сгладить эти нестыковки создатель «Псоглавцев» не пытается никак – ощущение раздробленности и неоднородности текста не отпускает до последней страницы.

Также в книге водится масса персонажей, которые, очевидно, задумывались как колоритные и живые. Увы, оживить их не получилось – как и некоторые сюжетные линии, которые введены в роман, не раскручены и брошены умирать, подобно жителям деревни Калитино. Такая небрежность вызывает недоумение и желание попросить Маврина хотя бы убрать за собой.

Хоррор-составляющая невыразительна и сведена к бесконечным «почудилось» Кирилла. «Чудится» ему довольно часто, но страшнее от этого, увы, не становится – лишь нарастает раздражение. Единственная напряженная сцена (бегство от «оборотней») испугать тоже неспособна – слишком сильно автор ПЫТАЕТСЯ устрашить читателя, навязать ему сопричастность к происходящему. И трагически не вытягивает.

Что имеем в итоге? Буктрейлер, кучу хвалебных отзывов от ведущих критиков страны, масштабную рекламную кампанию и… пшик на постном масле. Непостижимо, откуда берутся дифирамбы на ОЗОНе и других сайтах – вернее, очень даже постижимо, но верить в это сердце не лежит. Господин Маврин, вы задумали продолжение? Большая просьба: не надо!

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх