DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
ЗЛО

Техасский меч

Карающий меч. Том 1 / Robert E. Howard's Savage Sword Volume 1 (антология комиксов)

Редакторы: Патрик Торп, Саманта Робертсон

Сценаристы: Пол Тобин, Скотт Элли, Марк Финн, Марк Андрейко и др.

Художники: Веллингтон Алвес, Бен Дэуи, Тим Брэдстрит, Грег Скотт и др.

Жанр: фэнтези, мистика, ужасы

Издательство: АСТ, Dark Horse

Год издания: 2016 (в оригинале — 2013)

Похожие произведения:

«Всего за тридцать лет жизни Роберт Ирвин Говард навсегда изменил облик не только фантастики, но и вообще популярной литературы». Так гласит аннотация к книге техасца «Безымянные культы: Мифы Ктулху и другие истории ужаса», которая вышла на русском этим летом. И ведь с таким утверждением сложно не согласиться! В своём творчестве писатель не только фактически создал такой поджанр литературы фэнтези как «меч и магия»; не только ввёл в «ужасы» непривычного героя — смелого и отважного, который отказывается дрожать перед лицом Ужаса; не только отправил своих героев путешествовать по разным мирам и временам... Практически каждый текст Говарда — это яркая, динамичная картина, которую просто бери в полном объёме и — снимай кино, создавай комиксы... Недаром число рисованных историй на основе творчества «техасского мечтателя» достаточно велико!

Конечно же, первый и главный герой — Конан из Киммерии — уже навсегда стал и символом, и знаменем Говарда, но на счету писателя — множество и других произведений, повествующих о других героях. Создатели сборника «Карающий меч» вспомнили об этом и решили не зацикливаться на одном лишь варваре.

Книга «Карающий меч. Том 1» — это антология графических новелл. И кого-то сей факт может насторожить: не всякий любит короткие законченные истории, тем более в количестве (в книге уместилось десять комиксов). Но любителям Говардовой героики такая подборка должна понравиться: творчество техасца здесь представлено наиболее полно, от иронических приключений боксёра Костигана до ужаса в лавкрафтовских тонах! Кроме комиксов, в книге ещё нашлось место иллюстрированной статье и иллюстрированному рассказу. Уже одно то, что здесь — не только графические новеллы, определённо, выделяет этот сборник из массы современных изданий комиксов.

Разношёрстное содержание книги идёт ей только на пользу. Каждый может найти под этой обложкой что-то для себя.

Любите варвара-киммерийца? Пожалуйста: на выбор предлагаются даже две истории! «Конан и сокровища Хестерма» открывает сборник. Это не самая удачная из представленных в книге графических новелл, но свою задачу она выполняет. Подготавливает читателя, настраивает на нужный лад, предлагает окунуться в волшебный мир, напоённый коварной магией и героическими деяниями, чёрными колдунами и мускулистыми варварами, ну, и прекрасными женщинами, конечно! Сюжет простой, даже не по-Говардовски простой, он уж всяко придумал бы что-нибудь позаковыристее. Но эта простота в «Хестерме» смотрится довольно-таки органично. О втором приключении Конана скажем ниже.

Вторым номером в «Карающем мече» выступает мистический ужастик. История о Джоне Тихом «Земные мертвецы» полна недомолвок и тайн, разбросанных тут и там. Действия главного героя кажутся нелогичными и непонятными, мы можем списать это только на влияние странной книги, которую Тихий носит с собой, пытаясь как-нибудь от неё избавиться. Кажется, раньше он терпел неудачи в осуществлении этого намерения, и пока неясно, удастся ли всё на этот раз?.. Джон Тихий — герой двух произведений Говарда, в одном из которых («Замок дьявола») он встречается с Соломоном Кейном.

Далее авторы книги вспоминают одного из ключевых персонажей всего творчества Говарда. Над образом американца Фрэнсиса Ксавье Гордона по прозванию Эль-Борак (Молниеносный, Стремительный) автор работал на протяжении почти всей писательской карьеры. Вначале этот персонаж возник в сознании юного техасца как обыкновенный искатель приключений на Ближнем Востоке. На несколько лет Говард отпустил Эль-Борака, а затем вернулся к нему — и вот уже Гордон превратился в настоящего миротворца, уважаемого всеми без исключения сторонами постоянных стычек на просторах Афганистана. Собственно, об этом и рассказывает Марк Финн во вступительной статье к комиксу об Эль-Бораке.

А графическая новелла повествует о противостоянии Гордона с Хаким-ханом. Рассказчиком выбран англичанин, что сотрудничал с последним. Эль-Борак с небольшим отрядом верных людей атакует форт Привал Хакима, заставляя неприятелей поверить, что он в пылу сражения слишком увлёкся и попал в ловушку. Хаким преследует американца, но вскоре выясняется, что тот — парень не промах и сам обвёл врага вокруг пальца. Короткая история, вполне в духе приключений Эль-Борака, написанных Говардом. Правда, техасец предпочитал писать о своём Стремительном более объёмные произведения.

И вот мужчины уходят в сторону, потому что на сцену выступает рыжеволосая бестия Тёмная Агнес в истории «Предание». Это замечательная история, частично основанная на произведениях Говарда. Героиню в рассказах техасца звали Агнес де Шатильон, и она не побоялась бросить вызов миру мужчин — в средневековой Франции! В комиксе девушка тоже защищает свою честь и рождает, а точнее говоря, продолжает легенду о себе самой. Недруги из прошлого следуют за Тёмной Агнес, подсылают к ней наёмников, но бравой француженке эти горе-вояки нипочём! Её меч так и летает, разит без промаха. И изображено это всё — прямо загляденье!

Следующая новелла тоже основана на рассказе Говарда. Моряк и боксёр Стив Костиган вдруг решил стать спортивным журналистом. Но на пути у него обнаружились две проблемы: во-первых, его всё ещё помнили как дельцы, так и бойцы ринга и не прочь были, как всегда, поживиться за счёт простодушного, но опасного в гневе парня; во-вторых, его репортажи вызывали зубовный скрежет у героев этих самых заметок, и те мечтали сказать корреспонденту пару ласковых. Костиган попадает из рук тех, кто представляет первую категорию, в руки тех, кто представляет вторую, и везде ему приходится раздавать мощные хуки и апперкоты. «Новая игра для Костигана» — вполне обычная ироническая история о моряке-боксёре, каких сам Говард написал множество.

И вот — снова сюрприз в книге! Иллюстрированная статья уже была, теперь — иллюстрированный рассказ. Один из ранних «ужасов» автора «Проклятие моря», впервые изданный в знаменитом журнале «Weird Tales» в 1928 году, представляет собой поклон теме «морского хоррора». Конечно, в этой книге он не мог появиться просто так, в виде голого текста. Рассказ сопровождают замечательные атмосферные иллюстрации, так что снова перечитать эту историю (или впервые с ней познакомиться) — чистое удовольствие!

Авторы сценариев и художники не перестают методично изыскивать в наследии Говарда достойные комикс-адаптации тексты, и следующая графическая новелла подтверждает, что они не зря проделали свою работу. «Сонора Кид: Нож, пуля и петля» — это дословное воспроизведение оригинального рассказа техасца о приключениях на Диком Западе. В пути Стив Эллисон, также известный как Сонора Кид, столкнулся с неким Биллом Гелтом. Из-за последнего часть скота, который перегонял Сонора, погибла, тот и убил негодяя. Но в городке, куда Эллисон приехал, прошёл слух, что смерть Гелта была бесчестной, так что некий охотник за бизонами по имени Гриззли хотел бы потолковать с ковбоем по этому поводу. Отлично рассказанная и нарисованная история, динамичная, в меру кровавая, со стрельбой и впечатляющим пожаром!

А вот после авторы пускаются, так сказать, в свободное плавание, хотя за основу берут, конечно, героя, придуманного Говардом. Вот он — Брул Копьебой, великий воин пиктского народа, ближайший друг и правая рука короля Кулла, властителя Валузии — величайшей из Семи Империй. Но в истории «Копьё и сирена» он — просто дикарь, плывущий к земле предков по просторам неведомых морей. В пути Брул встречает таинственное судно, на борту которого обнаруживает странную женщину. Когда он пытается её освободить, из пучины появляется огромное чудовище и едва не убивает Копьебоя. Однако пикт всё-таки не ударил в грязь лицом и освободил пленницу, так и не узнав, кто она. Однако такая возможность предоставляется Брулу вскоре снова... История простая, лёгкая и волшебная. Рисунок может вызвать сомнения в его качестве, но, пожалуй, стоит признать, что атмосферу он успешно передаёт.

Далее постепенно спускаемся во тьму и мрак... Первой ступенью служит новелла «Стив Харрисон: Пино-нуар». Обозначенный в заглавии персонаж — частный детектив, о котором «техасский мечтатель» написал небольшой цикл рассказов. В комиксе сыщику приходится расследовать дело о вине, вызывающем необъяснимую агрессию и галлюцинации. Харрисон ходит тёмными заброшенными переулками, заглядывает в неприглядные дыры, пока не обнаруживает собрание какой-то секты, где совершается жертвоприношение. Стив разгоняет это... хм... мероприятие и выясняет, из-за чего весь сыр-бор. Мрачная и странная история...

Тьма сгущается ещё сильнее... Хотя — это как посмотреть... Рассказ Говарда «Тварь на крыше» — один из самых известных и удачных его опытов в «Мифах Ктулху». Атмосфера, которую техасец создаёт в этом тексте, просто великолепна! Одноимённый комикс, который следует сюжету рассказа дословно, уже не настолько мрачен. Во-первых, здесь не остаётся места для полёта фантазии, когда в дело вступает ужасное Существо; во-вторых, сам рисунок не слишком-то подходит для мрачного хоррора, от которого кровь стынет в жилах. Вместе с тем — графическая новелла вышла весьма интересной и нетривиальной. Даже несмотря на то, что сюжет рассказа уже давно известен (а ежели кому неизвестен — настоятельно рекомендуем вначале прочитать оригинальную «Тварь на крыше»).

Закрывает книгу тот же самый киммериец Конан, который открывал её. Приключение под названием «Белая смерть» заметно отличается от первой новеллы сборника. Хотя в плане сюжета тоже не особо выделяется, но за счёт чего история, несомненно, «выезжает» — так это за счёт графической части. Она сделана просто великолепно! Мрачные виды холодных неприветливых краёв где-то на границе северных варварских стран зачаровывают. В «Белой смерти» киммериец встречается с женщиной из Асгарда, с которой... кхм... неплохо проводит время, но вот по пробуждении... Знатокам творчества техасца (и его продолжателей) это приключение может напомнить Говардову «Дочь ледяного исполина» и — особенно — «Логово ледяного червя» де Кампа / Картера. Само место действия уже наводит на такие ассоциации.

«Карающий меч. Том 1» — весьма разнообразный и интересный сборник комиксов по мотивам творчества «техасского мечтателя». Есть здесь и созданные другими авторами новеллы, не связанные непосредственно с историями Говарда, есть и дословные интерпретации его произведений. Особенной изюминкой представляется иллюстрированный рассказ ужасов и сопроводительная статья к комиксу об Эль-Бораке.

Небольшие истории, собранные в этой книге, разжигают аппетит: хочется продолжения, а оно есть (пока что только на английском), и там есть ещё чему удивиться и порадоваться! Будем надеяться, что на русском второй том «Карающего меча» мы ещё увидим.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)