Телепортация… вы ведь думали об этом? Исчезновение здесь и появление там, по квантовому волшебству, усилием воли или как-то еще? Думали с озябшим сердцем, с покалыванием в затылке? Представляли, как что-то пошло неправильно? Разобрав вас в точке А и собрав в точке Б, портал забыл несколько атомов или добавил парочку лишних. В ноль-пространстве притаилось нечто жуткое, голодное, и оно последовало за вами в наш мир. Хаос подпространства свел вас с ума. «Кротовая нора» сколлапсировала в тот момент, когда по пространственному-временному тоннелю мчался космический корабль… Что, не думали? Ничего страшного: к кошмарной изнанке телепортации за вас уже присмотрелись известные писатели.

В романе Альфреда Бестера «Тигр! Тигр!» джантировать (телепортировать свое тело) мог всякий, обладающий верой в возможность перемещения, знающий, где находится и куда хочет попасть, способный направить энергию разума в единый импульс. Принципы джантации были установлены в начале 24 века, а зачинатель Чарлз Форт Джанте организовал первую школу телепортации. Но прежде чем познать и научиться использовать новый резерв человеческого мозга, ученые безжалостно угрожали подопытным смертью. В том числе и самому Джанте, который впервые джантировал во время пожара в лаборатории — раз, и оказался рядом с желанным огнетушителем. Никто не церемонился со столь грандиозным событием. Единственным стимулом вначале была медленная смерть. Добровольцам-самоубийцам читали лекцию, а затем топили, сжигали, вешали, травили газом. Восемьдесят процентов подопытных умерло в агонии и муках. Об этом Альфред Бестер сообщает в небольшом прологе, но ужасы телепортации на этом не заканчиваются. Джантация в романе «Тигр! Тигр!» играет весомую сюжетообразующую роль. Попытки телепортировать себя на Луну, в рай, в метаизмерение — сотни бесследно исчезнувших исследователей, самоубийц, сумасшедших и лунатиков (джантирование похоже на стрельбу из пистолета: надо знать, как держать оружие и куда целиться). Маскирующие устройства и засекреченные джант-координаты для борьбы с незаконным джантированием. Фронтальная лоботомия или сильные наркотики как способ покончить со способностью телепортации. Джант-взрывы на общественных джант-площадках, не справляющихся с панической массовой телепортацией…

«Папа, а ты можешь рассказать про джонт?» — спрашивает мальчик Рикки, герой рассказа Стивена Кинга «Долгий джонт», пока пассажиры устраиваются на кушетках, а сотрудники джонт-службы катят между рядами столик с масками и штуцером, соединенным с баллонами с усыпляющим газом. «Джонт изобрели лет триста назад, примерно в 1987 году. Сделал это Виктор Карун… Вы, конечно, знаете, что джонт — это телепортация», — говорит отец и рассказывает историю открытия. Карун экспериментировал с мгновенной передачей на расстояние элементарных частиц. В сарае-лаборатории Карун разместил два портала и после серии опытов добился успеха. Сработало! Сначала телепортировал карандаш, затем ключи, наручные часы и калькулятор. Наконец, пришло время живых созданий — мышей. И тогда… Вы ведь знаете, что случилось потом: с пережившей переход мышью, с испытателем-преступником Руди Фоггиа, который джонтировался не засыпая (отмена смертельного приговора — хороший стимул), с героями рассказа? Знаете, что такое «джонт-эффект» и почему живой объект непременно должен находиться в бессознательном состоянии? Если нет — срочно читайте рассказ «Долгий джонт», возможно, лучший сплав хоррора и научной фантастики от короля ужасов. Стивен Кинг добрался до явления телепортации и слепил из него великий и ужасный рассказ. Телепорт здесь является решением энергетического кризиса, джонтирование позволило начать колонизацию Венеры и Марса. Что ж, прогноз «футуролога» Кинга удастся оценить через парочку столетий. А главную роль в произведении играют, как всегда, люди: ждущая своего первого джонт-перехода семья. Когда перевернете последнюю страницу, оставив героев под чернотой марсианского неба, — вас ждет долгий путь размышлений. Намного дольше, чем вы можете представить. Непостижимая невообразимая бесконечность, спрятанная за финальными словами мальчика Рикки. О да, Стивен Кинг это умеет — окунать в ужас с головой, перемещать сознание читателя в… белый свет (когда на панели управления стерты координаты всех порталов назначения).

С другой, не менее зловещей стороны, проявляет себя телепортация в рассказе Жоржа Ланжелана «Муха», опубликованном почти шестьдесят лет назад в журнале… «Playboy». Небольшой рассказ повествует об экспериментах с передатчиком материи и их печальном итоге для героя-изобретателя. Чем обернулась самоуверенность и недооценка сил природы Боба Брауна, знает практически каждый, как минимум по двум экранизациям. Залетевшая в передающую камеру муха превратила жизнь Брауна и его супруги в кошмар. Из реинтегрирующей материю приемной вышел уже не совсем человек. Трагедия одной единственной случайности, слившиеся воедино ДНК, разрушенные мечты, последнее решение героя, которое вынуждена понять и поддержать его жена… О телепорт, о зло!

В технологии телепортации часто кроется недостаток — смерть: чтобы переместить объект, его надо сначала уничтожить. Или обречь на гибель, как в романе Кристофера Приста «Престиж». В таком случае понадобится фамильный склеп для складирования мертвых оболочек. Вот до чего может довести вражда двух иллюзионистов и аппарат для телепортации Николы Тесла.

Главный философский вопрос, который задает явление телепортации: кто выходит из телепорта — тот же самый человек или его абсолютная копия? Можно ли отделить сознание от тела и перенести его вместе с материей? Жутковатый вопрос. Вряд ли им задавался писатель Чарльз Форт, когда придумал термин, описывающий странные исчезновения людей в одном месте и появления в другом. А вот научные фантасты вполне, тот же Станислав Лем в «Сумме технологий». Телепортация как копирование и воссоздание исходного объекта родилась именно в ранней научной фантастике, а после прижилась в академической среде (квантовая телепортация, когда свойства объекта передаются на удаленный объект). Из фантастической литературы к нам пришли порталы (природные и искусственные), ноль-пространство (параллельный мир, в котором расстояния сжаты); подпространство (с черными дырами или нейтронными звездами в качестве ориентиров); транспортный луч (та самая смерть оригинала, электромагнитная отсылка информации и восстановление объекта из небытия).

Вопросов много: психологических, этических, научных. Как и опасностей, о которых красноречиво предупреждают литературные примеры. Не стоит забывать и о злой воле самого человека. В скверных руках установка для молниеносного перемещения в пространстве может превратиться в орудие убийства. Испугать перспективами использования, как испугала профессора Челленджера, героя рассказа Артура Конан Дойля «Дезинтеграционная машина». Гнусное бахвальство изобретателя машины звучало так: «…я уже вижу целую долину Темзы начисто выметенной. И ни единого мужчины, ребенка или женщины не осталось бы ото всех кишащих здесь миллионов человеческих существ!» Оно побудило профессора Челленджера к «предотвращению убийства», иными словами, профессор дезинтегрировал хвастуна.

В тетралогии Дэна Симмонса «Песни Гипериона» есть Нуль-Т порталы и двигатель Гидеона, побочным эффектом работы которого является разрушение Связующей Бездны и смерть живых существ. Путешествовать с помощью двигателя Гидеона могут лишь киборги и принявшие крестоформ люди. Дело в том, что во время прыжка через гиперпространство пассажиры судна умирают, а после проходят долгую процедуру воскрешения. В «Троянском цикле» Симмонса телепортация — это способность всех жителей Земли. Вот только, от этой «способности» отвратительно попахивает — власти скрывают, что использующий телепортацию человек на самом деле умирает, а в точке назначения создается его точный клон.

Но, как бы то ни было, телепортация остается эффективным изобразительным приемом, воплощением мечты о контроле над пространством. Этот прием использовал Рэй Брэдбери в «Марсианских хрониках», Кир Булычев в «Сто лет тому вперед», братья Стругацкие в цикле, посвященном Миру полудня, Василий Головачев в цикле «Не будите спящих джинов», неизвестный автор в средневековом эпосе «Песни о Нибелунгах», Роберт Хайнлайн в «Числе зверя», Сергей Лукьяненко в «Спектре» и «Звездной тени» и многие другие писатели. Фантастика превратила телепортацию в рядовой процесс. О реальности телепортации спорит научный мир, ученые-физики твердят: «скоро, скоро, через лет двадцать-тридцать», и плевать на принцип неопределенности Гейзенберга, да здравствуют законы квантовой теории! Мистики кивают на потусторонние силы, вчера и сегодня «фиксируются» случаи аппортов, непроизвольной телепортации. А писатели берут, пользуются, фантазируют, начиная с Эдварда Пейджа Митчелла, который полтора столетия назад передал по телеграфным проводам разобранную на атомы кошку, разумеется, в литературном произведении — рассказе «Человек без тела». Судьба ученого, решившегося после кошки на перемещение себя любимого, печальна: из-за сбоя электропитания телепортировалась лишь его голова.

Вас не пугает — всё это? По-прежнему хотите испытать технологию кошмара на собственной шкуре? Воля ваша, но сперва расспросите об ощущениях директора театра Варьете Степана Лиходеева, насильственно телепортированного Воландом из Москвы в Ялту.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх