ГОЛЕМ

Начиная работу над этим обзором, я и не думал, что пытаюсь объять необъятное. Казалось, не так-то просто будет найти мрак в такой изначально позитивной сфере, как мультипликация. Но в который раз вынужден признать — тёмный жанр воистину универсален. Эта статья скорее путеводитель по именам и названиям, а не попытка осмыслить и проанализировать колоссальный пласт мировой культуры.

Говоря об мультипликации, мы, возможно, говорим об одном из самых свободных для фантазии виде искусств. Анимация объеденила под своим крылом живопись, музыку, литературу, кинематограф и даже скульптуру. Там где мы раньше видили лишь картину, теперь звучит музыка, а на месте статичных пейзажей оживает настоящее действо. В мультфильмы легко поверить, достаточно лишь довериться автору и плыть по волнам приготовленной для нас сказки.

А в мире полно тёмных сказочников…

На широких экранах.

В сфере коммерческой анимации есть два человека, работы которых приходят на память первым делом. Это авторы «Винсента», «Кошмара перед Рождеством», «Трупа невесты» и «Коралины в стране кошмаров».

Тим Бёртон

Рассказывать о мертвецах, приведениях, людях с отклонениями личности, да так, чтобы это вызывало улыбку и прививало зависимость — нужно уметь. Каждому мастеру присущ свой индивидуальный стиль. Но иногда автор настолько сливается со своим творчеством, что само творчество становится подобно прозрачному стеклу, за которым без всякого труда узнаётся фигура мастера.

Первые фильмы Бёртон начинает снимать во время учёбы в Калифорнийском институте искусств. Там, на полученную тему, Тим снимает один из первых своих мультипликационных фильмов: «По следам монстра-сельдерея». Сохранился лишь малый отрывок мультфильма, по которому практически невозможно воссоздать сюжетную линию. Вся ценность этой работы в том, что именно эта картина о бесчеловечном дантисте Максвелле Пейне открыла Бёртону дорогу в царство коммерческой анимации — в замок Уолта Диснея.

Занимаясь попеременно, то дизайном персонажей, то раскраской задников в чужих мультфильмах Бёртон приходит к своему первому мультипликационному шедевру. Мультфильм о семилетнем мальчике Винсенте, представляющем себя на месте злобного гения, скучающего в заточении наедине с псом-зомби, компанией восковых фигур родственников и оплакивая заживо погребенную супругу. В «Винсенте» Бёртону удалось сымитировать атмосферу хоррора времён зарождения кино. Кумир его детства, актер черно-белых фильмов ужасов — Винсент Прайс, согласился озвучить текст, а в последствии назвал это своей лучшей работой в кино. Уже тогда Бёртон нашел свой индивидуальный стиль: мрачные готические декорации, болезненно худые и вытянутые персонажи, многие из которых кочуют из мультфильма в мультфильм.

Следующей работой Бёртона на студии Диснея стал короткометражный фильм Франкенвини. В нём, не по годам смышлёный мальчик, Виктор Франкенштейн оживляет погибшего на дороге домашнего пса. Перед съёмками фильма, пёс Бёртона погибает в похожей ситуации, и с тех пор вернувшийся из могилы любимец становится постоянным персонажем его мультфильмов. В «Кошмаре перед рождеством» появляется пёс-призрак, а в «Трупе невесты» пёс-скелет. Короткометражка «Франкенвини» по замыслам студии Диснея должна была идти вместе с отреставрированным кинофильмом «Пиноккио». Но после тестового просмотра руководство компании решило, что фильм оказался слишком пугающим для детей. Бёртон согласился переснять отдельные эпизоды, но руководство не видело в этом смысла, потому как «сама по себе атмосфера фильма пугала». Фильм отложили на дальнюю полку, а Бёртона уволили с формулировкой: «пустая трата рабочей силы и денег». Сам режиссёр заявил, что во время злосчастного просмотра дети кричали от страха только во время «Пиноккио». Уже намного позже в 2007 году студия Дисней обратилась к Тиму Бёртону с предложением выпустить мультипликационный ремейк «Франкенвини», выход которого запланирован на конец 2011 года.

После долгого периода работы в киносфере, Бёртон возвращается к мультфильмам со сценарием «Кошмара перед Рождеством». Но из-за безумной загруженности ему приходится уступить режиссёрское кресло Генри Селику, ограничив собственное участие в проекте сценарной работой и дизайном персонажей.

Последний полностью самостоятельный мульт-проект Бёртона, где он выступил не только как сценарист, но и собственноручно руководил всем процессом съёмки, стал оскароносный «Труп невесты».

Сюжет о любви, преодолевшей границу между жизнью и смертью, много раз встречался в мифах различных народов, в литературе Греции, о вернувшейся из загробной жизни «Коринфской невесте» писал Гёте. За последние несколько лет мы в достаточной мере «насладились» потоком спекуляций на тему любви между «живой» и «мертвечиной». Так что же особенного смог предложить Тим Бёртон?

Противопоставив людей мертвецам, Бёртон легко направляет нашу симпатию в сторону последних. Он просто показывает жизнь викторианской эпохи такой, какой мы её ненавидим сейчас: рутинной — с помощью дворника, подметающего улицы в такт движению часового маятника; усталой и безрадостной — используя невыразительные тёмные тона. Среди живых нет персонажей, которым хочется сопереживать, даже главный герой безропотно плывет по сюжету, и вызывает легкое раздражение. Скука — вот единственное что окружает живых людей в мультфильме. За их волнениями, завистью и кознями наблюдать ничуть не интересней, чем за спаривающимися мухами. Так какого лешего тогда смотреть «Труп невесты»? Да потому что там полно оживших трупов. Мертвецы, как бы парадоксально это ни звучало, полны жизни, красок и чувства юмора. Бёртону всегда удавалось тонко шутить со смертью. Чего только стоит одна лавка запасных рук «Second Hand», пляшущие скелеты, поющий Костетряс, выпивающие пираты карлики, милые детки-зомби (о прошлом которых лучше не задумываться) — все это вызывает, если не смех, то улыбку точно.

Кажется, Бёртон полностью утратил интерес к реальной жизни, и эта болезнь легко передаётся через его работы. Зрителя затягивает в придуманный им загробный мир, а всё потому, что все его мертвяки остаются людьми. Такими, какими они должны быть при жизни: открытыми, искренними, добрыми и весёлыми.

Бёртона часто обвиняют в закостенелости и самоповторах. Но можно ли обвинять художника в выборе красок? Бёртон определился с инструментами для создания своих картин, а нам остается лишь ждать новых работ мастера. В 2011 на экраны выйдет «Франкенвини», а после него увидит свет анимационная «Семейка Аддамс». Они и покажут, развивается автор или повторяет хорошо зарекомендовавшую себя мантру.

Генри Селик

Если имя Тима Бёртона хорошо известно, то его товарищ по ремеслу Генри Селик остаётся в тени для широкой публики. Занимаясь анимацией на протяжении более чем двадцати лет, Селик успёл накидать камней и в наш тёмный огород. Даже не камней, а настоящих хеллоуинских тыкв.

«Кошмар перед Рождеством» созданный совместно с Тимом Бёртоном стал настоящим шедевром кукольной анимации. Об этом мультфильме можно говорить, говорить и говорить, но лучше всё же найти, посмотреть, пересмотреть и еще раз пересмотреть. Недооценённая в самом начале проката из-за PG рейтинга сказка (Детям рекомендуется смотреть с родителями) теперь переиздаётся каждый год в период между Хеллоуином и Рождеством.

В России мультфильм должен был выйти в прокат в 2008 году, однако, как это у нас часто бывает, хорошие уникальные фильмы остаются за бортом. И это несмотря на то, что несколькими годами ранее фильм обзавелся пусть не гениальным, пусть не дословным, но все же добросовестным художественным переводом, а роли главных персонажей озвучили такие люди как Алексей Кортнев, Тутта Ларсен, Эдмунд Шклярский, Вадим и Глеб Самойловы, Гарик Сукачёв, Николай Фоменко, Макс Покровский, Светлана Сурганова и группа Машина времени.

Сложно сказать что-то новое о мультфильме, которому больше 15-ти лет, но если вы ещё не смотрели «Кошмар перед Рождеством», то самое время восполнить этот пробел. История о Джеке — Повелителе тыкв, решившем занять место Санта Клауса, чтобы нести в мир добро и радость, и о том, что из этого получилось, вырвет вас из реальности на несколько приятных часов. А для тех, кто в силах воспринимать на слух английскую речь, время проведенное за просмотром будет втройне приятней, потому как «Кошмар перед Рождеством» один из тех фильмов, которые невозможно перевести на другой язык, не растеряв хотя бы часть того юмора и атмосферы что заложили в него авторы.

После столь высоко поднятой планки Селику, как любому другому творческому человеку, ничего не оставалась, как держать марку. Но последний мультфильм режиссёра задал еще большую высоту. На этот раз Генри взял за основу роман Нила Геймана «Коралина».

Перелопатив литературную основу с помощью самого Геймана и обзаведясь сценарием, Селик и его команда приступили к съёмкам — процессу, который своей кропотливостью мог бы свести с ума даже полировщика ложек на конвейере.

В мультфильме почти не используется компьютерная графика, в основном она применялась для удаления швов на лицах персонажей и скрытия поддерживающих кукол опорок. Все модели персонажей изначально лепились из пластилина, без бумажных эскизов, после чего сканировались и уже потом на специальных 3D-принтерах печатались куклы для мультфильма. Для создания мимики персонажей было напечатано более 15 000 лиц, но и этого оказалось недостаточным. Тогда решили разделить лицо пополам и склеивать головы из двух кусков. Таким образом для одной лишь Коралины получилось более 200 000 вариантов лиц. Какой-то безумец из съемочной группы подсчитал, что для создания этих голов 10 китайцам потребовалось бы 4 года. С помощью 3D-принтеров печать всех моделей заняла 18 месяцев безостановочной работы. Таким образом, Селику удалось сделать самую тончайшую анимацию в истории кукольной мимики.

Но это техническая сторона работы, а что же с сюжетом, с атмосферой, с персонажами?

Гейман хорош в импровизации, его миниатюрные рассказы порой бьют такими безумными идеями, что растяни их хоть на несколько страниц и волшебство уйдёт. Бумажная «Коралина» едва ли дотягивает по объему до полноценного романа, и в этом была её прелесть — этакая карманная сказка в духе «Алисы в зазеркалье». История «Коралины в стране кошмаров», на мой взгляд, получилась глубже и шире, чем у первоисточника, а это, согласитесь, редкость. Что касается атмосферы, то тут сама за себя говорит кукольная анимация. Еще с детства мне нравилось наблюдать за ожившими куклами, в этом есть какая-то особая магия, а в персонажей «Коралины в стране кошмаров» вложено столько труда, что они действительно оживают.

Ожившие картинки.

Сейчас модно снимать фильмы про героев комиксов. Компьютерные спецэффекты дают возможность воплотить в жизнь самые безумные идеи сценаристов. То, что смотрелось бы нелепо в виде резиновой бутафории, благодаря компьютеру выглядит настоящей плотью, а покрытый серебрянкой картон становится настоящим титановым сплавом. Раньше, не имея такой возможности, режиссёры обходили комиксы стороной, а если всё же решались делать нечто «по мотивам», то, как правило, обращались к мультипликации. Яркие костюмы, сверхчеловеческие способности, да и сам по себе стиль комикса очень близок к мультфильмам.

Вот и появлялись на свет различные ниндзя-рептилии, люди-пауки… Но может ли среди этой компании прятаться нечто совершенно иное, нечто мрачное, нечто жестокое, нечто уродливое?

Выродок / Todd McFarlane's Spawn (1997-1999)

Основанный на одноименном комиксе Тодда Макфарлейна, мультфильм вышел на экраны телеканала HBO в виде анимационного сериала. К бумажному собрату на то время уже успели приложить руку Нил Гейман, Алан Мур, Френк Миллер и многие другие именитые авторы. Первые выпуски, ушедший из Marvel после работы над Человеком-пауком, Тодд Макфарлейн был вынужден делать в несколько шаблонном геройском стиле, дабы привлечь внимание публики к своему детищу. Со временем, когда популярность персонажа набрала обороты, Макферлейн смог перевести Спауна в канву анти-героя, каким он виделся ему изначально. Выпуски становились все мрачнее, сюжет более жестким. И именно этот период комикса запечатлен в телевизионном сериале. Нуар история о Эле Симмонсе — военном, которого убивает напарник Джесс Чепел, подается без купюр. После смерти Симмонс попадает в ад, где заключает сделку с дьяволом Мэлболжиа. В обмен на возможность увидеть жену, Симмонс становится одним из генералов армии тьмы, которые поведут войска дьявола в решающей битве против Рая. Однако вернувшись к жизни бывший военный обнаруживает себя чудовищно изуродованным, изувеченным пламенем Выродком (Именно так озвучил название мультсериала переводчик Андрей Гаврилов, и на мой взгляд это слово очень подходит к общей стилистике сериала). Очень редкое зрелище, забудьте о пафосе Marvel. Очень схожий сюжет обыгрывается в «Призрачном гонщике» той же компании. Кто у кого слизал идею, пусть каждый решит сам. А я хотел бы отметить один интересный факт: в одном из номеров комикса, Выродок, путешествуя по аду, попадает в место очень похожее на тюрьму. Там из тьмы, между прутьями решеток, видны протянутые руки многих супергероев, напротив них стоят люди со связанными руками и мешками на головах. Таким образом Макферлейн показал ситуацию, в которой авторы персонажей больше не могут влиять на судьбу своих творений, как это зачастую бывает с комиксами получившими популярность. Издатели привлекают новых сценаристов и художников, во главу ставится массовость производства и от истории не остается и следа, выпуски различных серии перестают следовать единой сюжетной линии, а порой и вовсе противоречат друг другу. Поэтому я могу смело рекомендовать серию Spawn всем любителям комиксов, да и просто ценителям свободных идей.

Сериал насчитывает 3 сезона, и за время своего существования успел собрать несколько премий «Эмми».

Легенда о Черном Фрегате / Watchmen. Tales of the Black Freighter (2009)

Режиссёры: Mike Smith Daniel

Еще один жесткий мультфильм по мотивам комикса, если сказать точнее — по мотивам комикса в комиксе. Легенда о черном фрегате это фоновый сюжет в графической новелле Алан Мура и Дэйва Гиббонса «Хранители». История корабля-призрака раскрывается в новелле через комикс, который читает паренек Берни. История начинается в третьей главе «Хранителей» и появляется в последующих. Мультфильм, как и экранизация Зака Снайдера, не боится цитировать оригинал, местами повторяя картинку из комикса. Легенда о черном фрегате — это история моряка, шхуна которого была безжалостно уничтожена зловещим кораблем, который по легенде собирает падшие человеческие души. Оставшись наедине с необитаемым островом и прибитыми к берегу трупами бывших друзей, выживший капитан решает, во что бы то ни стало, добраться до родного города, курс на который взял корабль-призрак, и уберечь жену и детей от надвигающейся опасности. Сделав плот из разбухших в соленой воде трупов он отправляется в путь. Адская поездка без питья и еды постепенно лишает его рассудка и надежды на счастливый финал. И пусть капитан доберется до родной земли вовремя — Черный фрегат всё равно соберёт свой урожай.

Была такая сказка…

Как и кинематограф, мультипликация не гнушается обращаться к литературе. Вполне естественно, когда сказки находят свое воплощение на экране именно в анимационном жанре, достаточно реже встречается подобный подход в отношении к более взрослой и серьезной литературе.

Маска красной смерти / Maska Crvene Smrti (1969)

Режиссёры: Сталтер Павао / Stalter Pavao

Для тех, кто по какой-либо причине не знаком с одноименным рассказом Эдгара Алана По, настроение мультфильма можно передать одной фразой: «Пир во время чумы». Бал-маскарад, еда и питье, шуты, барды, множество людей в стенах неприступного замка принца Просперо и лютующая за его стенами Красная Смерть.

Чувство безопасности притупляет страх, более того, оно вызывает ощущение превосходства, и тогда уже нет никакого дела до тех, кто сотнями тысяч умирает за каменными стенами. И кажется — человек победил саму Смерть, только в красной комнате в конце всех коридоров вот-вот начнут бить огромные маятниковые часы и воздух сияющей свечами залы взорвется веселыми криками «Маски долой! Маски долой!». И тогда Красная Смерть возьмет своё.

С классикой тяжело работать, а над рассказами Эдгара По нужно трудиться особенно кропотливо. Можно приложить тонну усилий, но эффект в итоге будет один. Старания режиссера видны невооруженным глазом, прорисовка в стиле гравюр эпохи ренессанса и звуковое сопровождение, все почти идеально. Но ничто не заменит литературного гения По, руки сами тянутся к полке с любимым томом. Остается лишь сказать Сталтеру Павао спасибо за напоминание о прекрасном и пугающем рассказе.

Дикая планета / La Planete Sauvage (1973)

Режиссёр: Рене Лалу / René Laloux

Рене Лалу французский аниматор и режиссер. Свои анимационные эксперименты начал во время работы в психиатрической лечебнице. Занимаясь вместе с пациентами лепкой кукол и рисованием, на одном из таких терапевтических сеансов Рене решает снять анимационный фильм вместе со своими подопечными. Пациентами клиники были вполне обычные люди, разве что чувство одиночества и отверженности в них выросло до такой степени, что они больше не могли уживаться в обществе. Один из пациентов написал сценарий, остальные нарисовали персонажей, сам Рене оживил картинку. Так появился первый мультфильм режиссера: «Зубы обезьяны» (Les Dents du singe, 1960).

Знакомство с художником Роланом Топором вывело Рене на новый уровень творчества. Сперва появился фильм «Простои» (Les Temps morts, 1964), в котором рассказывает о планете, на которой живут существа с четырьмя конечностями; нижние служат им для передвижения, верхние — чтобы убивать. В 1965 году режиссер снимает короткометражку «Улитки» (Les Escargots), на сей раз речь идет об огромных существах разрушающих одиноко стоящий город.

Дикая планета пожалуй самая известная работа режиссера. Сюрреалистическая картинка, напоминающая работы Сальвадора Дали, созданная Роланом Топором и сюжет, позаимствованный из книги Стефана Вуля «Серийный выпуск Омов» легли в основу одного из самых оригинальный мультипликационных произведений. Слово «Омы» происходит от французского «hommes», т.е. люди. В мультфильме омы — домашние животные более высокоразвитой цивилизации.

Конечно, Дикая планета — фантастическое произведение, свободное от мистики и ужасов, однако сама ситуация в которой личность человека и его жизнь ничего не значат, создает вполне ощутимое чувство дискомфорта и напряженности.

Крабат — ученик колдуна / Čarodějův učeň (1977)

Режиссёр: Карел Земан / Karel Zeman

Чешский мультипликатор, Карел Земан, считается одним из родоначальников кукольной анимации. Проработав на этом поприще больше 30-ти лет, Земан перенес тяжелую операцию на глазах, после чего его зрение ослабло и вынудило обратиться к более простому стилю работы. Сказочная повесть «Крабат, или Легенды старой мельницы» Отфрида Пройслера, по мотивам которой Карел снял свой мультфильм, написана на основе народных немецких сказаний. На этот раз Земану пришлось отказаться от излюбленных кукол. Мультфильм выглядит просто, не броско и в то же время подкупает этой простотой. Декорации и персонажи сами собой ложатся на сказочный сюжет, образуют единую живую картину. В мультфильме сочетается достоверность и мифологичность, реализм и магия. Если режиссёру нужно показать смерть, он не гнушается крови, если нужна магия в ход идут черные тени, и это не фонтаны брызг и не феерии цветов, все выглядит по житейскому просто и обыденно. К слову, магия в Крабате совсем не похожа на волшебную пыльцу фей, магия здесь под запретом, она ключ к власти и потому охраняется под страхом смерти. Она питается в силах, лежащих по другую чашу весов от любви и дружбы. Не сложно сделать вывод, каким образом можно победить такую магию.

Укрывшись в заброшенной мельнице от мороза и вьюги, беспризорный мальчишка и не подозревал на какие мучения себя обрек. Позже он пожалеет, что не замерз в тот вечер, ведь обучение у старого Мастера во много раз хуже участи Золушки. Но человек всегда может найти в себе силы не прогнуться, выпрямить спину и бороться, не важно сколько ему при этом лет.

У Земана есть еще один более поздний мультфильм, выполненный в такой же технике: «Сказка о Гонзике и Марженке» (1981). Я не стану расписывать достоинства, недостатки или рассказывать о сюжетных перипетиях этого мультфильма, потому что, если вам понравится «Крабат», вы захотите посмотреть и его. Тем более, что эти мультфильмы вполне можно посмотреть вместе с детьми.

Большой Тылль / Suur Toll (1980)

Режиссёр: Рейн Рамаат

Большой Тылль снят по мотивам эстонских народных сказаний о богатыре, жившем на острове Сааремаа. Рейну Рамаату удалось снять настоящую эпическую драму об извечной битве добра со злом. Мультфильм получился действительно самобытным и неповторимым. Образы, созданные художником Юри Арраку, далеки от фольклорных клише и в тоже время в них есть народная простота. В Большом Тылле практически нет музыки, на протяжении всего мультфильма мы слышим хор голосов, взывающих к Тыллю, и это многоголосие вместе с насыщенной эмоциями картинкой создает чувство напряженности. Из-за обилия жестокости в фильме режиссера вызывали на объяснения к начальству. На вопрос о том, почему в его мультфильме так много красной краски, Рамаат просто ответил: «Кровь есть кровь, не молоко же льется, когда отрубают голову».

Без веских причин фильм быстро сняли с проката в СССР, тем не менее, картину продолжали отправлять на международные фестивали, где она собрала множество наград.

Большой Тылль это атмосферное, гнетущее и затягивающее зрелище, которое просто невозможно пропустить. Пускай изображение полиняло из-за некачественной плёнки — дух народного мужества не вытравить из этой работы никаким временем. Культурное наследие режиссёра продолжает жить. В 1982 году Юри Аррак издал детскую книгу по мотивам мультфильма. А в 2010 эстонская фолк-метал-группа Metsatöll использовала фрагменты мультфильма в своем клипе «Vaid Vaprust» (Просто храбрость).

Халиф Аист (1981)

Режиссёр: Валерий Угаров

Да, та самая лента созданная в студии Союзмультфильм по одноименной сказке Вильгельма Гауфа. Имея множество отличий от оригинала, мультфильм все же сходится со сказкой в одном — в атмосфере. Сюжет этой истории наверняка вам известен. Скучающий Халиф бродит по пустым коридорам замка, наблюдает за птицами в своем райском саду и мечтает когда-нибудь стать аистом. А когда его мечта осуществляется, появляется новая — вернуть образ человека. В этом и заключается смысл мультфильма: как человеку сохранить свою истинную природу.

Добравшись до логова колдуна, Халиф становится свидетелем ужасного ритуала. Волшебник развлекает гостей, демонстрируя им животных обращенных в людей. Мультипликаторы поработали на славу. Изувеченные животные словно сошли со страниц «Острова доктора Моро». Конечно, они не настолько пугающие, чтобы заставить ребенка биться в истерике, Боже упаси, мы же не трэш собрались смотреть, они неестественны ровно настолько, чтобы вызвать у ребенка чувства сопереживания, а взрослых, быть может, немного задуматься о своей сущности.

Будет ласковый дождь (1984)

Режиссёр: Назим Туляходжаев

У этого мультфильма судьба матрешки. Сначала Рэй Брэдбери, вдохновившись стихотворением Сары Тисдэйл, создает свой рассказ из цикла Марсианских хроник, и уже после, на студии «Узбекфильм», Назим Туляжоджаев снимает свою мультипликационную версию на тему рассказа.

В мультфильме, как и во всех его литературных первоисточниках, затронута тема апокалипсиса и пост-военного наследия человека. Когда Эйнштейна спросили, чем человечество будет вести третью мировую, он ответил, что о третьей не знает, зато четвертую — камнями и дубинами.

Фильм наглядно показывает, насколько серьезно человечество заигралось в технологии. К сожалению, не хватит никакой силы, чтобы остановить этот процесс. От подобных перспектив можно отмахиваться, можно не обращать на них внимания или просто смеяться над ними, однако, есть что-то чарующее, нечто несущее спокойную пустоту в стихах, звучащих на титрах мультфильма:

Будет ласковый дождь, будет запах земли.

Щебет юрких стрижей от зари до зари,

И ночные рулады лягушек в прудах.

И цветение слив в белопенных садах;

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,

Если сгинет с Земли человеческий род.

И весна… и Весна встретит новый рассвет

Не заметив, что нас уже нет.

(пер. Юрия Вронского)

Крысолов /Krysar (1985)

Режиссёр: Иржи Барта / Jiri Barta

Часто ли мы обращаем внимание на то, как устроен наш быт? Что руководит нами каждый день? Мы словно шестеренки в большом механизме города. День за днем, совершая одну и ту же работу, следуем круговому маршруту и каждый думает, что мир вертится вокруг его оси. Именно таким выглядит город, созданный Иржи Барта в Крысолове. Используя дерево в качестве основного материала для всех декораций, Барта добивается эффекта окаменелости: город неуютен, а его обитатели выглядят бездуховными марионетками. Они стары, измучены повседневностью, затерты временем и собственными слабостями. Кто-то из горожан лелеет меха и шелка, кто-то чахнет над золотом, другие предаются пьянству и обжорству. Эти гротескные фигуры уродливы и больше напоминают горгулий на водостоках городских зданий. Муляжи крыс, напротив, выполнены очень реалистично, возможно даже не без помощи таксидермистов. В некоторых сценах Барта снимает и живых крыс, в том числе в эпизоде с массовым потоплением в водах городского рва.

Мультфильм мрачен и определенно не предназначен для детских глаз. Во многом повторяя средневековую легенду о дудочнике, избавившем город Гамельн от нашествия крыс, Иржи Барта все же создает иную трактовку этого мифа. Крысолов избавляет город от крыс, но не от главной заразы. Ложь, зависть, жестокость, все это остается на своих местах — в людях, которые еще недавно молили о помощи. Природу взрослого человека не изменить, и там где не действуют слова и доводы, крысолов прибегает к иной силе. Его дудка принесет городу очищение от главных паразитов, обнажив истинную человеческую натуру. А будущее останется детям, и, может, без грехов прошлого оно станет чище.

Сражение (1986)

Режиссёр: Михаил Титов

Наверное, единственная полноценная отечественная экранизация Стивена Кинга. В мультфильме обыгрывается рассказ «Поле боя». Мультфильм получился не гениальный, но сделан добротно и определенный шарм в нем есть. На мой взгляд, режиссером выбрана грамотная прорисовка. Она похожа на настоящий фильм (художники обрабатывали реальные фотографии), и это придает Сражению оттенок достоверности.

Наемный убийца столкнется с самым неожиданным противником в своей жизни — набором игрушечных солдатиков. Или не совсем игрушечных? Битва будет тяжелой и закончится полным уничтожением.

Песочный человек / The Sandman (1991)

Режиссёр: Пол Берри / Paul Berry

Пол Берри — создатель кукол для мультфильма «Кошмар перед Рождеством», незадолго до своей преждевременной смерти успел снять собственную короткометражку, благодаря которой и был замечен Бёртоном.

Песочный человек, наверное, одна из самых часто-цитируемых сказок. Гофман исказил образ народного персонажа, сделал его злобным человеком, который приходит ночью к непослушным детям, сыпет им в глаза пригоршни песка, а когда кровоточащие глазки вытекают из орбит, забирает добычу и отправляется на луну, чтобы накормить ими своих малышей. Собственно, мультфильм об этом.

Берри снял жуткую и в то же время яркую и стильную картину, отдающую лунным светом и детским страхом. В Песочном человеке есть давящая тишина, скрип половиц, шуршание под кроватью и смутные силуэты в темных углах — все то, что заставляло нас в детстве прятаться под одеяло. И эти страхи, оказывается, совсем не сложно оживить.

Секретные приключения мальчика-с-пальчика / The Secret Adventures of Tom Thumb (1993)

Режиссёр: Дэйв Бортвик / Dave Borthwick

Странная картина, смешавшая в себе реальных актеров и кукол, тоталитарный мир и сюжеты английских сказок. Мальчик-с-пальчик не тот герой, на которого приятно смотреть, он уродлив от рождения и до самой смерти. Дейв Бортвик в своем фильме исказил реальный мир до мрачной терроризирующей психику антиутопии.

Любая фантазия есть отражение реальности, и когда в мультфильме начинаешь замечать параллели с окружающей действительностью, хочется закрыть глаза. Беспокойный и тревожный мультик, который впору было создавать в комнате оббитой белым войлоком.

Арт-хаус и Авторское кино

Ад (?)

Режиссёр: Рейн Раамат

Еще один мультфильм Рейна Раамата. «Ад» создавался уже после «Большого Тыля», в более поздний период творчества. Я намеренно разделил эти две работы. В них нет ничего похожего, ни по стилю ни по содержанию. Короткометражка основана на трех гравюрах, созданных эстонским художником Эдуардом Вийральтом в 30-е годы, когда над Европой нависла тень Войны: «Проповедник», «Кабаре» и «Ад».

Раамат снял фильм сугубо для взрослых в рамках сатирического гротеска. Его «Ад» — это макабрестический пир перед чумой, во время чумы и после нее; это сюрреалистические образы человеческих пороков, сошедшие с гравюр Вийральта. Мультфильм сложно посмотреть целиком, не отвлекаясь. Отчасти из-за плохого качества сохранившейся ленты, отчасти из-за того, что высмеянные в нем пороки в современном обществе становятся нормой, отчасти причина в отсутствии четкого сюжета. «Ад» Раамата опирается не на логику, а на чувства, на то, что заставляет человека идти против души. Смотреть «Ад» могу посоветовать лишь тем, на кого еще действуют «прививки от бесов», циникам и материалистам лучше не тратить время.

Полигон (1977)

Режиссёр: Анатолий Петров

Анатоли Петров советский аниматор, работавший в весьма редком и сложном по исполнению стиле. Используя движение камеры и развертывая панораму рисунка с в необычных ракурса, Петров добивался ощущения динамики и объемности изображения. По сути, Анатолий Петров создавал трехмерную графику без помощи компьютеров.

Честно говоря, я не ожидал, что Полигон мне понравится. История о танке с искусственным интеллектом не очень впечатляет в наше время, согласитесь. Я приготовился увидеть очередной антимилитаристский образец творчества, но Полигон оказался глубже темы «мы все рано или поздно уничтожим друг друга». Чем? Петров сыграл на страхе загнанного человека, на чувстве ненависти, на злобе и желании отомстить, создав тем самым произведение, которое по духу очень близко рассказам Стивена Кинга.

Рыбий глаз / Riblje oko (1980)

Режиссёр: Марусик Йоско / Josko Marusic

Вы смогли бы продержаться под водой порядка девяти минут? Рыбий глаз вызывает схожие ощущения: иллюзию погружения в воду. Музыка мультфильма словно приглушена толщей воды, а сама картинка живет независимой от нее жизнью. Звуков нет вовсе — рыбы мстят людям молча.

Рыбий глаз угнетает, нет, не усыпляет, не навивает скуку, а именно гнетет, словно давящий на висок палец. Режиссер не предлагает, он грубо втаскивает вас в чешуйчатую рыбью шкуру, заставляет посмотреть на происходящее их глазами.

Таракан / Karaluch (1987)

Режиссёр: Здислав Кудла / Zdzislaw Kudla

Холодная война и гонка вооружения безусловно отразились во многих видах искусств. Не осталась в стороне и анимация.

Ожидание конца света, способы пережить ядерное безумие и ужасы постъядерного мира — все это уместилось в одном коротком мультфильме. Представьте себе человека превратившего свой дом в бункер, за армированными окнами которого еще цветет мир, но в воздухе уже парит тяжелым облаком ожидание беды. Говорят, тараканы способны выжить в любых условиях, и даже пережить ядерную войну. Сможет ли человек сделать то же самое, если сошьет себе костюм из тараканьих крыльев? На этот вопрос и пытается ответить мультфильм.

Анимация в стиле нуар / Cartoon Noir (2000)

Анимация в стиле нуар — это собрание из шести короткометражек различных режиссеров, резко отличающихся как по стилю, так и по содержанию:

История о коте и луне / Estoria do Gato e da Lua

Режиссёр: Педро Серразина.

«Вначале была полная тьма. Бесконечное молчание ночи. Потом появилась она — все изменилось» Используя метаморфозы черного и белого, и двух персонажей — кота и луну, Педро Серразина рассказывает историю безответной и жестокой любви, полной страсти, одиночества и желания от него избавиться.

Клуб брошенных / Klub odlozenych

Режиссёр: Иржи Барта

Иржи Барта, уже знакомый нам по Крысолову, на этот раз рассказывает о живых манекенах. Старых и искалеченных их собрали где-то на чердаке, где они и живут, подражая людям. Фильм очень рутинный, как и жизнь персонажей. Меняются поколения, на смену старым манекенам в их дом приходят современные отбросы и начинается война за территорию.

Обезьяна / Ape

Режиссёр: Юлия Заммархи.

В Обезьяне разворачивается обычная семейная ссора. Муж не хочет доедать обед до конца, а жена не может понять, почему он так заартачился. Позавчера ел, вчера ел, а сегодня уже не хочет. Наверное, это и в самом деле не очень приятно, каждый день есть обезьяну.

Кроткая / Lagodna

Режиссер: Петр Дюмаль.

Тяжелая мистерия по мотивам рассказа Достоевского. Мрачная и молчаливая история о самоубийстве, и о том, как дом может стать тюрьмой.

Похищение / Abductees

Режиссёр: Пол Вестер.

Пол Вестер снял мультфильм о людях, считающих, что их похищали инопланетяне. Анимацию различных стилей, созданную самими «похищенными», сопровождают записанные на пленку документальные рассказы, и от веры в голосе этих людей становится действительно не по себе.

Улица радости / Joy Street

Режиссёр: Сюзан Пит

На улице Радости жила женщина, которая давно уже не испытывала той самой радости. Ее мир развалился, все надежды догорели вместе с бычками на дне пепельницы, и тоска плескалась в бокале. И тогда в ее квартире появляется странное существо похожее на резинового Чебурашку.

Отделение 13 / Ward 13 (2003)

Режиссёр: Питер Корнуэлл / Peter Cornwell

Болеть всегда неприятно, лежать в больнице — ужасно. Попасть в 13-е отделение — смертельная ошибка. Австралиец Питер Корнуелл снял настоящий пластилиновый хоррор. Да такой, что иные кинофильмы обзавидуются. Пускай сюжет мультфильма соответствует уровню слэшера или в лучшем случае «интеллектуального треша», но в арсенале Отделения 13 есть монстры, острые медицинские инструменты, экспериментальные операции, погони, драки и не совсем здоровое чувство юмора (именно за последнее мультфильму прощаешь всю его бессмысленность и беспощадность).

Отделение 13 изобилует отсылками к различного рода классике жанра: медсестра в хоккейной маске, странное зеленое существо с лицом осьминога, контейнеры с маркой биологической угрозы и т.д. и т.п. Весь арсенал адской больницы можно перечислять долго и упорно, пытаясь пробудить в вас интерес. Но лучше сэкономить и мое и ваше время, ведь как гласит народная мудрость — лучше один раз увидеть.

Загадочные географические исследования Джаспера Морелло / The Mysterious Geographic Explorations of Jasper Morello (2004)

Режиссёр: Энтони Лукас / Anthony Lucas

Энтони Лукас разворачивает перед зрителем панораму мира, в котором царствуют паровые технологии и загадочная лихорадка. Джаспер Морелло, молодой навигатор парового дирижабля, мучает чувство вины за гибель экипажа в прошлой экспедиции. Ошибка в один градус при выборе курса стала фатальной для большинства на борту.

Отправляясь в новую экспедицию, вместе со скандально известным биологом Клодом Белгоном, Джаспер твердо решает сделать все возможное чтобы все члены экипажа вернулись назад целыми и невредимыми. Он еще не знает, что скоро ему предстоит сделать нелегкий выбор между жизнью экипажа и спасением всего человечества.

Регулятор (Диспетчер) / Le Régulateur (2004)

Режиссёр: Филипп Грамматикопулос / Philippe Grammaticopoulos

Стильная черно-белая 3D анимация о создании идеального человека. В Регуляторе зритель попадает в странный мир, в котором детей собирают в специальном заведении, похожем на супермаркет. Процесс рождения новых людей поставлен на поток. Родителям предлагают сперва выбрать некий левитирующий эмбрион из множества колб, потом пройтись вдоль полок с различными ручками и ножками, подобрать по вкусу глаза для будущего чада и насладится в полной мере результатом. Вот только гарантийного талона все равно не дождетесь.

Коридор / Le couloirs (2005)

Режиссёр: Жан-Луи Фелисиоли и Алеа Ганьоль / Jean-Loup Felicioli, Alain Gagnol

Французская мистическая мультипликация. В нее можно не верить, но она существует, хотя бы в лице этого мультфильма.

Молодая пара живет на последние деньги. Он безработный. Она вот-вот ее лишится. Мужчина бродит по городу, размышляя о печальной перспективе, и волей случая находит помощь от хозяина сувенирной лавки. Старик нанимает его на работу, весьма странную, и требующую колоссального внимания: следить за пустым коридором в конце которого находится одна единственная дверь. Эпиграфом к мультфильму стал афоризм знаменитой американской женщины-фотографа Дианы Арбюс: «У китайцев есть древняя максима: скука ожидания всегда переходит в очарование». Зрителю придется ждать. Ожидать вместе с главным героем развития сюжета. Загадка коридора цепляет, вы сами не заметите, как сядете на крючок. И вот все ваше внимание приковано к двери по ту сторону коридора, а реальная жизнь отступает на задний план.

Великолепный мультфильм о ворах, которые приходят незаметно и уносят самое дорогое. Быть может, они посещали и вашу жизнь.

9 (2005)

Режиссёр: Шейн Экер / Shane Acker

Нет, я не ошибся разделом, поместив «9» среди авторской анимации, потому что речь пойдет не о раздутом фильме, выпущенном под маркой Тима Бёртона и Тимура Бекмамбетова, а об его основоположнике. Четыре с половиной года Шейн Экер на своем домашнем компьютере в свободное от работы время творил маленький шедевр, который впоследствии станет основоположником нового жанра — ститчпанк.

Короткометражка 2005-го года получилась во многом более мрачной, чем коммерческая версия. Это немое кино, слегка затертое и пропущенное через фильтр времени. Навеянный творчеством братьев Куэй и работами Яна Шванкмаера мультфильм просто не мог получиться веселым. Сюжет в фильме все тот же, разве что более собранный и сжатый, от чего короткометражка только выигрывает. Живые куклы обосновались на обломках человеческой цивилизации, собирают свой мир из кусков металлолома и сражаются за собственные души с монстром — кибернетическим скелетом кошки.

Девять сочетает в себе призрак умирающего мира, живой дух алхимии и металлический скелет киберпанка. Всем, кому понравился широкоформатный мультфильм обязательно стоит посмотреть короткометражку, тем, кому не понравился — тем более.

Кровавый чай и красная ниточка / Blood Tea and Red String (2006)

Режиссёр: Кристиан Цегавски / Christiane Cegavske

Не стоит пугаться (или пускать слюни) от слова «кровь» в названии картины. В мультфильме нет четко выраженной жестокости или агрессии, это не трэш а мистерия.

Под зеленым дубом жили Существа, на одну половину — крысы, на другую — вороны. Любили друг дружку и уважали, и слыли рукодельниками, иначе с чего бы настоящим аристократическим белым мышам приезжать к ним с заказом создать жизнь, оживить куклу по образу и подобию человека. Среди людей на такое был способен только Виктор Франкенштейн. У Существ все получилось куда быстрее и легче. И настолько им понравилось творение лап своих, что повесили они ожившую куклу над входом в дом, как распятие, и всячески ухаживали за ней, а Мышам-аристократам показали гордый кукиш, да вернули деньги. Только забыли ночью выставить часового, чтобы сокровище своё от воров уберечь…

Вот такая завязка у Кровавого чая, примерно такого же духа следует продолжение. Чешка, Кристиан Цегавски, в одиночку сшила, слепила и сняла мультфильм. А это 13 лет работы. Честно говоря, могло быть и меньше. Слишком уж затянутой получилась сказка, но посмотреть её стоит.

Одной ночью в одном месте / Jedne noci v jednom meste (2007)

Режиссёр: Ян Балей / Jan Balej

Одной ночью в одном месте собрались кукольные люди, построили город и начали в нем жить. Жили, как умели, мирились со своими причудами или шли у них на поводу: собирали мух и тараканов, чтобы устроить цирковое представление из их высушенных мумий; переодевали домашнего пса в медведя и в декорированной под лес комнате устраивали на него охоту; подбирали гроб тому же многострадальному живому барбосу; нюхали белый порошок, смешанный с муравьями, после чего следили за ожившими деревом и прямоходящей рыбой; мечтали играть на баяне, не смотря на отдавленное слоном ухо; пили, ждали, мечтали или просто зажигали и гасили уличные фонари.

Свою дебютную работу Ян Балей снимал для чешского телевидения на протяжении 6 лет. Общий бюджет картины составил около 700 000 убитых енотов. На выходе получилось весьма занимательное зрелище. Конечно, «Одной ночью в одном месте» — не игровое кино, в нем нет надрывов, стремительных поворотов, общей кульминации, это всего лишь попурри из историй, произошедших неизвестно где и неизвестно когда. Однако, любителям неординарных, порой курьёзных историй мультфильм придется по душе.

Мадам Тутли-Путли / Madam Tutli-Putli (2007)

Режиссёры: Крис Лэвис, Мацек Щербовски / Chris Lavis, Maciek Szczerbowski

Крис Лэвис и Мацек Щербовски больше месяца путешествовали в поездах по Канаде, собирали дорожные истории и вокзальные мифы. Работа над самим мультиком отняла у них пять лет.

Мадам Тутли-Путли мы видим на перроне, застывшую в ожидании поезда. Дама собрала огромный багаж за свою жизнь, у нас у каждого есть подобный, и мы таскаем на спине воспоминания о прошлом, нереализованные мечты, потерянные моменты и закрытые чемоданы боли. Как бы вы поступили, если бы у вас попытались отнять все это, забрать раз и навсегда. Одни говорят: жить, не оглядываясь на прошлое — высшая благость, другие, что такой путь ведет к повторению ошибок. В любом случае, расстаться со своим багажом никто не захочет, вот и Мадам Тутли-Путли испугалась, когда ночью в поезд проникли грабители.

Всех своих кукольных персонажей режиссеры наделили поразительными реалистичными глазами. Эти глаза вызывают настолько завораживающий эффект, что создатели мультфильма до сих пор держат технологию в тайне, отшучиваясь фразой: «Это просто Черная магия, и немного компьютера».

Страх[и] темноты / Peur[s] de noir (2007)

Режиссёры: Блатч, Чарльз Бернс, Мари Калу, Пьер Ди Шьюлло, Лоренцо Маттотти, Ричард МакГуайр

Страх[и] темноты это коллективный проект нескольких аниматоров. Великолепная работа, в которой каждый из режиссеров по-своему пугает зрителей.

Первая история рассказывает о мальчишке, хобби которого было наблюдение за насекомыми. Однажды он находит странного жука, напоминающего богомола. Хитрое насекомое недолго просидело в приготовленной для него банке. Казалось бы, ну убежал жук и черт с ним, что в этом страшного. Страшное в том, что он может вернуться.

Вторая часть мультфильма посвящена японской девочке живущей за старым кладбищем. Девочку обижают в школе, пугают рассказами о самурае покончившем с жизнью при помощи харакири.

В третьем отделении зритель увидит болото и небольшую деревушку у его вод. Здесь пропадают люди. Говорят, что в болоте поселился огромный зеленый монстр. Но даже когда охотник убивает огромного аллигатора в мутных водах, страх отказывается покидать сердца людей.

Четвертая, завершающая часть картины, принадлежит путнику, нашедшему в холодную вьюгу укрытие в заброшенном доме. Мультфильм построен на игре черного и белого, просто поразительно каких эффектов можно добится используя всего два цвета. Вот где страх темноты проявит себя в полной мере.

На протяжение всего мультфильма промежуточными вкраплениями разворачивается еще один сюжет о человеке с четырьмя черными псами на поводке. Человек развлекается тем что натравливает их на случайных прохожих.

Крышкой вверх (Этой стороной вверх) / This Way Up (2008)

Режиссёры: Адам Фолкс, Алан Смит / Adam Foulkes, Alan Smith

Есть такие ящики, на которых по всем правилам транспортировки стоило бы ставить знаки «Не кантовать» и «Этой стороной вверх», но ни на одном из гробов вы таких не найдете.

Мультфильм расскажет о злоключениях отца и сына, владельцах похоронного бюро. В обычный рабочий день, привычная доставка «груза 200» на церковное кладбище станет для них настоящим испытанием терпения и выносливости. Забавная анимация о невеселых вещах.

Мультфильм вышел на экраны в серии BBC HD Film Shorts и был номинирован на Оскар.

Вуду Себастьяна / Sebastian’s Voodoo (2008)

Режиссёр: Хоакин Болдуин / Joaquin Baldwin

Образ Святого Себастьяна широко использовался в живописи, наверняка вам доводилось видеть изображения мученика привязанного к столбу и испещренного стрелами. Хоакин Болдуин пошел дальше и перенес образ Себастьяна на куклу вуду.

Рассказывать что-либо о сюжете этого мультика просто преступление, так как четырех минутный мультфильм держится именно на нем.

Та, которая измеряет / She Who Measures (2008)

Режиссёр: Велько Попович / Veljko Popovic

Как много слов сказано о свободе. Сколько методик разработано по избавлению от ложного Эго, морали и прочих атрибутов душевного содержания человека. Но как достичь этой свободы. Куда не подайся, везде попадаешь в изрытую канву. Одна глубже, другая почти незаметна, но так или иначе все пути земные давно избиты. Культура, мораль, истинное понимание и ложное. С самого детства нас приучают к определенной диете, к определенному поведению, но как осознать себя среди тысяч таких же людей. А осознав, как преодолеть барьеры общества, стыд и страх оказаться не таким, стать уродом.

Мультфильм «Та, которая измеряет» рассказывает о промывке мозгов, о телевидении, о попытках освободиться. Очень атмосферная анимация и один из самых страшных клоунов на моей памяти.

Алиса / Něco z Alenky (1987)

Полено / Otesanek ()

Мужские игры / Mužné hry (1988)

Тьма-свет-тьма / Tma/Světlo/Tma (1989)

Режиссёр: Ян Шванкмайер / Jan Švankmajer

Ян Шванкмайер — фигура выдающаяся. Крупнейший представитель экспериментального кинематографа родился и живет в Праге. На его работах выросло не одно поколение гениальных мультипликаторов.

Творчества Шванкмайера наполнено чувствами страха, клаустрофобии, ощущением подавленности под чужой волей. Ярким примером здесь может послужить короткометражка Тьма-Свет-Тьма. Прибегнув к излюбленной пластилиновой технике, Шванкмайер погружает зрителей в бездны своей воспаленной фантазии. После просмотра этого мультфильма тесно становится не только в квартире, но в собственном теле.

В Мужских играх режиссер обращается к теме насилия и алчности человека к подобным зрелищам. Выбрав за основу самый популярный вид спорта — футбол, Шванкмайер превратил спортивное поле в зону гипертрофированной жестокости. В мужских играх побеждает не забивший большее количество голов, а тот, кто остается в живых. Вы наверняка понятия не имели, сколько разных вещей можно сотворить с головой человека при помощи мясорубки, ножниц или хотя бы формочек для печенья.

Алиса и Полено это уже не полновесная анимация, это игровые полнометражные фильмы, в которых анимация и живое кино идут рука об руку. В Алисе Шванкмайер рассказал свою версию сказки Льюиса Кэрролла, а в «Полене» поведал жуткую историю о семье усыновившей деревянный обрубок, который неожиданно для всех ожил и захотел есть.

Собачьи дни / Dog Days (2004-2009)

Shuteye Hotel (2007)

Санта, годы фашизма / Santa, The Fascist Years (2008)

Режиссёр: Билл Плимптон / Bill Plympton

Билл Плимптон заслужил репутацию анимационного хулигана. Его провокационные картины обладают неповторимым стилем, отсутствием стыдливости и изобилием черного юмора.

Как правило, Плимтон сначала издает графическу книгу или комикс с набросками будущего мультфильма, и на полученные с их продаж деньги снимает свои анимационный ленты. Плимтон, один из первых аниматоров, которые собственноручно прорисовывают каждый кадр мультфильмов. Его работы появлялись на страницах многих изданий-титанов, таких как Нью-Йорк Таймс, Vogue, Rolling Stone. Его анимационные вставки появились в конце 80-х на канале MTV.

Цикл Собачьи дни начался с одной короткометражки, но мультфильм настолько понравился публике и самому режиссёру, что истории о незадачливом и слишком усердствующем псе продолжают появляться по сей день. На данный момент пес вышедший из под руки Плимптона успел побывать на страже у хозяина (Guard Dog, 2004), примерить поводок собаки-поводыря (Guide Dog, 2006), одеть каску пожарника (Hot Dog, 2008), и влюбиться (Horn Dog, 2009)…

В Shuteye Hotel речь идет о загадочном номере отеля, постояльцев которого утром находят мертвыми. Чтобы разрешить загадку, офицера полиции отправляют в злосчастную комнату, а ее напарник снимает номер по соседству, дабы в случае опасности придти коллеге на помощь.

В мультфильме Санта, годы фашизма Плимптон рассказывает о тайном сговоре Санта Клауса и Фюрера. Разочарованный тем, что в преддверии второй мировой войны детям перестали нравиться скучные добрые игрушки, Санта ставит на поток производство военизированных детских забав: танчики, самолетики, солдатики, автоматики и пулеметики, гранатки, бомбочки и прочее, прочее, прочее... Увлекшись процессом Санта развертывает жесткую военную экспансию против остальных праздников.

Благодаря неподражаемому черному юмору работы Плимптона можно перечислять бесконечно, благо и их количество приближается к тому же числу.

Navan Kääntöpiiri / Naval Point / Таможенный пункт (1999)

Kuvastin / Reflector / Рефлектор (2001)

Torso / Туловище (2002)

Elukka / Animal /Животное (2005)

Режиссер: Тату Похъявирта / Tatu Pohjavirta

Тату Похъявирта представляет молодое поколение финских аниматоров. Похъявирта живет и работает в Хельсинки. В 2001 году окончил Академию искусств в Турку, а спустя год уже сам стал преподавать искусство анимации. Его работы постоянно участвуют в программах международных фестивалей. А «Рефлектор» получил приз за лучший короткометражный анимационный фильм фестиваля в Тампере в 2002 году. В его работах сплелись черный юмор, мотивы народных финских сказок, и философский подтекст.

В мультфильме Таможенный пункт режиссер показывает зрителю опустошенный мир, в котором технология противостоит природе. Шаман заботится о странной субстанции поддерживающей жизнь на планете, и ту же субстанцию жадно пожирает получеловек-полуробот.

Рефлектор расскажет историю о человеке с кинопроектором вместо головы и о приютившей его семье циркачей. Такие привычные эмоции как ревность и зависть в Рефлекторе показаны с неожиданной стороны.

Человеку без рук жить тяжело. Человеку без ног жить не легче. Получится ли полноценный человек, если свести воедино этих двух. Небольшая зарисовка Туловище напомнит о том, что недостатки и достоинства разных людей могут компенсировать друг друга.

Мультфильм Животное несомненно войдет в вашу коллекцию фильмов ужасов. Кажется, эта картина создана, чтобы удивлять, удивлять постоянно, шаг за шагом, постепенно добираясь к финалу. Любителям историй об оборотнях и хирургических экспериментах мультфильм окажется особенно близок.

Stille Natcht — Dramolet (1988)

Stille Natcht II — Are We Still Married (1992)

Stille Natcht III — Tales From The Vienna Woods (1993)

Stille Natcht IV — Can't Go Wrong Without You (1993)

Stille Natcht V — Dog Door (2001)

Songs for Dead Children (2003)

Братья Куай / Brothers Quay

Творчество братьев близнецов Стивена и Тимоти Куай пропитано безумием от начала и до конца. Братья Куэй не любят разговаривать со зрителем на языке логики, их привычные инструменты раздражающие сознание образы и необычные ракурсы камеры. Вдохновляясь романами Кафки и анимацией Яна Шванкмайера братья создают фильмы, которые невозможно понять, не пропустив их через свой жизненный опыт. Зритель наполняет их собственными сомнениями и догадками. Мультфильмы братьев Куэй словно картинки в тесте Роршарха, только изначально уже несут в себе мрачную атмосферу.

Человек в Левом Нижнем Углу Фотографии /The Man in the Lower Left Hand Corner of the Photograph (1997)

Кот с Человеческими Руками / The Cat With Hands (2001)

Разделение / The Separation (2003)

Режиссёр: Роберт Морган / Robert Morgan

Роберт Морган молодой режиссер, живет и работает в Лондоне. Страсть к киноискусству, возможно, сам того не желая привил Роберту его дядя, показав мальчику научно-фантастический хоррор «Безликий Демон» Артура Крэбтри. С тех пор Морган загорелся интересом к монстрам, насекомым и акулам. В собственной квартире на любительскую камеру он снимает кукольный фильм Параноид (Paranoid)

Закончив Сюррейский Институт Искусств и Дизайна, Роберт Морган выпускает свой первый полноценный короткометражный фильм «Человек в левом нижнем углу фотографии», который после получил несколько международных наград и попал в эфир местных телеканалов. «Человек в левом нижнем углу фотографии» чистокровный хоррор, мрачный и отвратительный.

В следующей работе Моргана «Кот с человеческими руками» уже больше мистики. Жуткая картина основана на ночном кошмаре старшей сестры Роберта. На дне заброшенного колодца живет странное существо, встреча с которым сулит человеку смерть. Благодаря финансированию со стороны телеканала Channel 4 молодому режиссеру удается достаточно полно раскрыть свой талант. Мультфильм выглядит зрелым, целостным и оставляет долгое послевкусие.

«Разделение» — последняя на данный момент анимационная лента Роберта. Фильм собрал 15 международных наград, включая призы за «Лучший короткометражный фильм» и «Лучший анимационный фильм» кинофестиваля в Мельбурне.

Разделение рассказывает о судьбе сиамских близнецов, которых хирурги разделили в детстве. Повзрослев, близнецы занимаются изготовлением кукол. Теперь они самостоятельный люди, но каждый, в тайне мечтает вернутся к тому моменту когда они были едины, и когда один из братьев случайно сшивает две куклы в месте, в его голову приходит неожиданное решение.

Для одних лучшим стимулом к творчеству становится позвала близких, для других независимая критика, третьим нужны продажи, для Роберта Моргана лучшим стимулом стал инцидент, когда во время показа «Разделения» один из зрителей в зале упал в обморок.

Конечно, это далеко не все фильмы, которые мне удалось посмотреть. За бортом еще остались многие ленты, которые либо сохранились в плохом качестве, либо ориентированы на целевую аудитории. Еще я не затронул такой жанр как аниме, ибо это почти бездонный колодец и тема для отдельной статьи.

Но, надеюсь, мне все же удалось расставить некоторые нужные указатели на бескрайнем поле мультипликации. Одни из этих фильмов представляют больше исторический интерес, но большинство по-прежнему держит марку и не растеряло способности удивлять, а некоторые мультфильмы встревожат ваши чувства и вы не сможете понять, в чем именно дело, как было это со мной.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх