ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Темная сущность и много зомби: Премия Брэма Стокера 2011

Премия Брэма Стокера за нынешний (а, фактически, за прошлый) год прошла, в целом, без неожиданностей. Фавориты в главных номинациях легко угадывались, а финальные результаты голосования этот их статус только подтверждали.

Несмотря на то, что Премию критикуют довольно часто (и иногда вполне заслуженно), интерес к ней на Западе по-прежнему высок. В России, где из представленных шорт-листом работ на русский переведен лишь блестящий роман Джо Хилла «Рога», с этим все гораздо сложнее. Ситуация, что сложилась у наших издателей с переводным хоррором, по-прежнему печальна и вряд ли в ближайшие годы что-то кардинально изменится.

Впрочем, каждый поклонник жанра хоть краем глаза, но следить за Премией Стокера должен.

Нынешняя Премия проходила на Лонг-Айленде, Нью-Йорк, в середине июня. В качестве Почетных Гостей были приглашены Дуглас Клегг, Питер Страуб, Дэвид Морелл, даааальний потомок Брэма Стокера – Дейкр (почти «даркер», а?grin) Стокер, а также редактор знаменитой «Фангории» Энтони Тимпоун.

Помимо объявления и награждения победителей, Премия Брэма Стокера предложила гостям и участникам разнообразные «круглые столы», посвященные хоррору во всех его проявлениях, различные мастер-классы («Как сделать дебютный роман (сценарий, рассказ) успешным»), бизнес-форумы для издателей и агентов, автограф-сессии и т. д. В общем, все было интересно и весьма любопытно.

Года полтора назад, когда «Тьма» брала интервью у знаменитого составителя хоррор-антологий Стивена Джонса, тот приглашал нашего прежнего редактора Влада Женевского посетить еще один, схожий с ПБС конвент — World Horror Convention`10. Жаль, что командировка тогда не сложилась: узнать о внутренней кухне подобных конвентах из первых уст было бы очень интересно и познавательно. Впрочем, может когда-нибудь, в обозримом будущем...

Гала-награждение отдали на откуп ведущему Джеффу Странду. Как и положено любой премии, каждый из участников прошелся по (кроваво-) красной дорожке. grin

Премия состоит из девяти номинаций: лучший роман, лучший дебют, лучший рассказ, лучшая повесть, лучшая антология, лучший авторский сборник, лучший поэтический сборник, нон-фикшн и традиционное записывание в зал славы кого-нибудь из старичков-ветеранов жанра.

«Они красивые, эти премии, и я уважаю их, но не живу ради них, и они ничего не изменят в моем стиле. Здорово быть признанным, это помогает другим людям узнавать о вас, но когда вы творите, то в процессе участвуете только вы сами и ваше воображение».
Джо Лансдейл, из интервью DAKER'у, май 2011 года.

Самое интересное и почетное – это, конечно, награда за «лучший роман». В этом году Премию взял Питер Страуб и его «Темная сущность» (DARK MATTER). Это классический для Страуба роман – многословный, размеренный, диалектический, с присущим автору необычным взглядом на страшное. Я сейчас на его экваторе и скажу, что он, безусловно, достоин награды, хотя чтение определенно не для всех. Кому-то может и вовсе показаться, что в романе не происходит абсолютно ничего.

Речь в книге идет о четырех школьных друзьях, которые в юности попали под влияние мистика и оккультного гуру Спенсера Мэллоуна, и во время одного из его обрядов, стали свидетелями страшного и ненормального. Теперь, спустя много лет, они пытаются найти ответы на вопрос «что же тогда произошло».

Главным соперником Страуба для меня, пожалуй, были «Рога» (HORNS) Джо Хилла. Это одновременно грустная и светлая история любви, которую сын Стивена Кинга облек в наряды мистического детектива. «Рога» стали одной из моих любимых книг вообще и поэтому в споре Страуб-Хилл я все же больше болел за Джо. Не сложилось. Впрочем, он парень молодой и все у него еще впереди. Да и два «Стокера» он отхватить за свою карьеру уже успел. grin

Третий номинант, с которым я хорошо знаком – это Джо Маккинни и его «Апокалипсис мертвецов» (APOCALYPCE OF THE DEAD). Традиционное продолжение традиционного же зомби-цикла THE DEAD WORLD. Это стандартная история про то, как после урагана «Катрина» в разрушенных американских городах поселился вирус, превращающий людей в медленных и тупых зомби. Ну а дальше все по лекалам Ромеро: горстки выживших зубами цепляются за жизнь, ищут спокойные островки в океане смерти и безумия, истребляя в процессе полчища мертвецов (хотя зомби здесь не совсем мертвые: у них, например, прощупывается пульс). Если первая книга Маккинни – THE DEAD CITY – была иллюстрацией к тому, как все начиналось, то попавшее в шорт-лист премии продолжение рассказывает о том, к чему все пришло: к циклопических размеров карантинным зонам, городам-крепостям, за стенами которых царят законы фронтира, всеобщей деградации общества и отдельных людей.

В общем и в целом, книга неплохая, но Страубу и Хиллу она не ровня. Ни формой, ни содержанием. Крепкий середняк. С другой стороны, Крузу сотоварищи даже до такого уровня еще плестись и плестись.

«Гниль и руины» Джонатана Мэйберри (ROT AND RUIN) еще одна история про зомби-апок, но на этот раз для... ммм, скажем, детей среднего школьного возраста, young adult. Вообще удивительно видеть его рядом с Маккинни или тем же Страубом. Книга Мэйбери рассказывает читателю про американского недоросля Бенни, который не хотел учиться, а хотел женить... тьфу, стать охотником на мертвецов. Как следствие, приключения, опасности, неприятный и опасный мирок вокруг. Еще, говорят, в книге озвучиваются серьезные мысли и задаются важные актуальные вопросы. Наверное, это и послужило пропуском книге в шорт-лист.

«Жилец» Джеффа Странда (DWELLER) рассказывает о дружбе маленького мальчика и жутенького кровожадного монстра. Всем кто мечтал в детстве о друге Годзилле, Конге, Хищнике или Терминаторе посвящается.

Линда МакФеррин, единственная женщина в списке, пишет конечно же о любви. Её «Мертвая любовь» (DEAD LOVE) — триллер, выписанный в восточных декорациях, рассказывает историю о мертвой девочке-упырице. Как написано в аннотации: это лиричный и опасный, как блюдо из рыбы-фугу, роман. Ха! Знаем.

«Беда стокеровской премии — и такое положение сохраняется уже около десяти лет — в том, что в основе своей это награда, которую Ассоциация писателей хоррора (Horror Writers Association) присуждает членам Ассоциации писателей хоррора. Поскольку голосование у них «народное» — иными словами, победителей выбирают члены организации, — общих тенденций в хоррор-сообществе его итоги не отражают. Само собой разумеется, что писатели вроде Стивена Кинга обязательно попадают в номинационные списки, так как
большинство участников АПХ читает Кинга (или, по крайней мере, знает, какие произведения вышли у него в этот год). А вот книги британских авторов в этих списках разыскать будет сложновато (если только их не переиздавали в США), как и многие другие, изданные массовым тиражом — по той простой причине, что нынешние члены АПХ пред-
почитают, очевидно, потреблять продукцию мелких издательств, либо голосовать за собственных друзей. Так было не всегда, но, на мой взгляд (и по мнению людей, с которыми я это обсуждал), сейчас все это превратилось в чистую комедию».
Стивен Джонс

Номинация «лучший дебют» для меня темный лес. Из знакомых имен только Лиза Мортон (отметилась в «азбуковской» антологии «Нежить» с рассказом «Искры устремляются вверх»). Собственно, она и её «тихий» (особняк, найденный в стене дневник убийцы...) хоррор THE CASTLE OF LOS ANGELES и победили. Правда, первое место им пришлось делить с Бенджамином Этриджем. Его работа «Черный и оранжевый» (BLACK AND ORANGE) - фантазийная хеллоуинская история – тоже была награждена почетной премией.

«Лучшей повестью» была названа «Невидимая изгородь» Нормана Прентиса (INVISIBLE FENCES). Это история про то, как Бенджамин, напуганный в детстве родительскими историями о кровожадном и опасном мире за границами их дома, с трудом приспосабливается к взрослой жизни вне стен своей «крепости». Отмечу, что в соперниках у Прентиса была и «Рисованная тьма» Брайана Джеймса Фримана (THE PAINTED DARKNESS). Эту повесть я читал: в целом, неплохо. Она о мальчике, который избавлял себя от кошмаров, рисуя их на холсте.

Эллен Датлоу (совместно с Ником Маматасом) получила Премию за лучшую антологию. Соперниками её «Призрачных легенд» (HAUNTED LEGENDS) были «Новые мертвецы» Кристофера Голдена (THE NEW DEAD), «Темная вера» (DARK FAITH), «Библиотека ужасов 4» (HORROR LIBRARY IV) и «Макабр: путешествие сквозь темные страхи Австралии» (MACABRE: A JOURNEY THROUGH AUSTRALIA’S DARKEST FEARS). В антологии-победительнице, кстати, замечен рассказ «Жестянки» (TIN CANS). Душещипательная история про то, как Сталин и Берия убивали маленьких девочек [about girls murdered by Stalin aide Lavrenty Beria]. Уже представил себе, как они хватают их своими смуглыми грузинскими лапищами и под нежный хруст позвонков сворачивают тонкие бледные шейки. Автор некто Екатерина Седая. Видимо, какой-то белоэмигрантский недобиток. smile Сталина на них нет, блин!

В этой же антологии присутствует и победитель в номинации «лучший рассказ» - «Складывающийся человек» Джо Лансдейла (THE FOLDING MAN). К сожалению, эту его работу я еще не читал.

«Кромешная тьма, звезд нет» (FULL DARK, NO STARS) Стивена Кинга стала «лучшим авторским сборником». И, думаю, вполне заслуженно. После не самого удачного «Под куполом» и сборника «После заката» эта компиляция из четырех новелл смотрится и читается очень убедительно. Соглашусь с мнением, что повесть для позднего Кинга самый удобный формат. Сборник обыграл работы почти неизвестных в России авторов вроде Лайрда Бэррона, Майкла Калвилло, Харри Шэннона и Стивена Грехема Джонса.

В номинации нон-фикшн победило исследование жанра от Гари Бронбека «Каждой их тьме» (TO EACH THEIR DARKNESS). Это что-то вроде «Плясок смерти» Кинга. Если я ничего не путаю, то исследование Бронбека даже начинается ровно с того года, которым закончил свой труд Великий и Ужасный.

Ну, а лучший поэтический сборник «Темные сущности» (DARK MATTERS) Брюса Бостона подыграл Страубу своим почти идентичным названием. Символично.

Вот, пожалуй, и все. До следующего года!

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх