БОЙСЯ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ

Темная волна: от лютни до синтезатора

Если вы когда-нибудь задумывались над вопросом, какой же из жанров тяжёлой музыки наиболее сложен для определения его понятия, то наш ответ – darkwave (или как его именуют в переводе – «тёмная волна», далее дарквейв). До сих пор не утихают споры, каким образом он появился на свет.

Dead can dance

Согласно одним источникам, дарквейв относится к ветви готической музыки и представляет собой более интроспективную, эмоциональную, в некотором роде даже капризную художественную форму, но менее рок-ориентированную. То есть, по своей сути это смесь неоклассики и электронной музыки. Другие же считают жанр произошедшим из индастриэла, и лишь некоторые источники выделяют его в отдельную категорию. Дело в том, что при попытке обнаружить его жанровые ограничения, так или иначе начинают возникать трудности, поскольку относящиеся к этому направлению группы слишком разные по звучанию, так что делить на критерии и подбирать нужные слова для описания становится одной из сложнейших задач.

Изначально термин «дарквейв» использовался для обозначения более тёмного электронного звучания, пока не родилось само название жанра в его современном виде. Если проводить параллели с ближайшими «сородичами» по музыкальным течениям, то он ближе всего к ethereal и dark ambient. Как правило, дарквейв характеризуется таинственной, потусторонней и холодной атмосферой, которая будто является проводником в иной мир. Ему свойственен жёсткий, динамичный и ломаный ритм, чрезвычайно эмоциональный вокал, экстравагантный имидж. Жанр включает в себя мрачные, самосозерцательные тексты песен с оттенком печали, осенне-депрессивные настроения, социальную неприспособленность, отсутствие гармонии между содержанием и внешностью, психологический барьер с окружающим миром, отчуждённость, жестокость и эротизм, болезненность и наслаждение смерти.

Laibach

Так что же такое дарквейв в его истинном понимании? Зарождение жанра приходится на конец 70х - начало 80х гг. прошлого века, примерно в то же самое время начали исчезать дискотеки, на смену которым приходят другие увлечения – new wave и post-punk. В результате благодаря различным экспериментам музыкантов новой волны – в основном таких течений, как gothic rock и industrial, появился новый жанр, требующий собственного названия. С самых истоков дарквейва, как это обычно случается в появлении любого жанра, этим термином называли ту музыку, которую было сложно охарактеризовать однозначно, потому что она не вписывалась в рамки ни одного из существующих на тот момент музыкальных направлений. Типичными инструментами дарквейва является на первый взгляд стандартный набор для готик-группы – гитара, бас, клавишные, ударные (вот только они обычно заменяются бездушной драм-машиной), а также виолончель, скрипка, флейта и др.

Die Form

Дарквейв появился в Европе благодаря таким творческим ячейкам, как Clan of Xymox, Dead Can Dance, Die Form, Laibach, Attrition и многим другим, которые стояли у его истоков. Большинство из них изменило своё звучание, развиваясь и эволюционируя собственным путём. В 80-х субкультура активно развивается, поклонники которой стали называть себя «wavers» или «dark wavers», а в некоторых странах, например, в Германии эти термины также включали в себя почитателей готик-рока (так называемых «trad-goths»). Вследствие того, что появление жанра явилось результатом экспериментов, дарквейв всегда представлял собой сплав разных направлений. В дискографиях групп, которых относят к дарквейву можно найти элементы самых разных стилей: одни музыканты использовали в своём творчестве элементы неоклассики и фолка (Arcana, Sopor Aeternus & The Ensemble of Shadows, Deine Lakaien), другие обогатили своё звучание синти-попом (Wolfsheim, Diary Of Dreams). Ну а некоторые обрели в своей музыке влияние постиндустриальной и клубной идеологии – как In Strict Confidence и Die Form, которые в своей машиноподобной и минималистической музыки взялись за продолжение традиций Kraftwerk и Cabaret Voltaire. Также стоит добавить, что известность многих формаций, как например, тех же Die Form или Umbra et Imago порой была связана не только с музыкальной стороной, но и с подходом к преподнесению материала общественности: тексты, повествующие о садомазохизме и сексуальных извращениях, шокирующий имидж, концертные выступления, которые граничат с порнографией.

 In Strict Confidence

В географическом русле дарквейв условно можно разделить на британский, немецкий и японский. В числе пионеров британского обычно называют  Kirlian Camera, Forthcoming Fire, а также Alien Sex Fiend, которые в начале 80-х годов привнесли электронное ядро в готическое звучание. Тем не менее, английский дарквейв не смог перерасти во что-то более значительное и концептуальное, он не стал полноценным искусством, а скорее зафиксировался как простое описание музыкальных конструкций. Кроме того, британский дарквейв будет корректнее называть не одним направлением, а скорее синтезом нескольких течений, поскольку большинство групп, которые в общем плане относились к дарквейву из-за выбранной за основу идеи и сценических методов, по своему звучанию, тем не менее, довольно резко отличались друг от друга. В целом, жанру британской версии присущи как электронные (включая такие течения, как new wave и new romantic), так и гитарная составляющая, что ближе по духу к готическому року.

В немецкий (который также именуют отдельным термином - Neue Deutsche Todeskunst, что переводится как «Новое немецкое искусство смерти») обычно записывают Deine Lakaien, Sopor Aeternus & The Ensemble of Shadows, Goethes Erben, Lacrimosa (близкие к готике), а также раннее творчество Das Ich и др. Пожалуй, немецкая дарквейв-сцена, развитие которой пришлось на конец 80-х, а самый расцвет - на начало 90-х годов, сформировалась наиболее сильной, эпатажной и неповторимой, а главное – самой крупной благодаря целой плеяде поистине талантливых коллективов. Ключевые моменты: высокая степень театральности (порой даже излишняя), использование приёмов классической музыки, а также напряжённая эмоциональность, что выражено как во внешнем виде исполнителей (грим, пластичность тела, пантомима), так и в глубокой чувственности музыки, а завершают этот список оригинальные идеи и грамотно продуманные концепции. Всё вышеперечисленное складывается в общую формулу, значение которой равняется высокому искусству, ведь это больше, чем просто музыка. 

Deine Lakaien

На самом деле, о немецкой сцене можно говорить бесконечно. Наверно, это всё-таки лучшее, что могло появиться в данном жанре. Интересный момент: понятие немецкого дарквейва относится скорее к условным параметрам, чем к строгим рамкам немецких корней, главный критерий отбора – удачное попадание в концептуальный формат и полное ему соответствие. Влияние экспрессионизма и декаданса, постоянные ритмические сбивки, искажённые риффы и акустические гитарные вставки, лидирующие клавиши, намеренно истеричный вокал, порой переходящий в речитатив или нелепое бормотание, отличающееся особой нервозностью и депрессивностью. Лирика затрагивает темы философии, мистики, религиозных мировоззрений, страданий и одиночества, проблемы психологического характера – вот основные признаки Neue Deutsche Todeskunst.

Примерно в это же время, в начале 90-х гг. зарождается японская версия дарквейва (или так называемый J-Darkwave), родоначальником которого считается проект Арики Такарано - Ali Project. Развитие же жанра связывают с группой Malice Mizer, их альбомом «Bara no Konrei» и музыкальным кинофильмом, получившим название «Кровавая свадьба. Алтарь из роз», озвученным самими музыкантами. Но, конечно, не обошлось без кардинальных отличий от европейских форм дарквейва, во многом благодаря абсолютно другой культуре и азиатскому типу. Наверное, даже было бы странно представлять его другим. Именно поэтому японский дарквейв характеризуется влиянием неоклассики вкупе с основными чертами готического рока. Имидж исполнителей, как правило, напоминает стиль visual kei с визуальными элементами, присущим представителям готики. Наибольшей популярности добились такие группы, как  Kanon Wakeshima, The Royal Dead, Schwarz Stein и другие.

Malice Mizer

В результате период конца 90х-середины 2000х знаменует собой снижение интереса к классическому дарквейву, тем не менее, он плавно перетекает в мощный синтез с другими жанрами, что превращает его в более разнообразную и усложнённую музыкальную форму за счёт новый веяний. Появляются такие ответвления, как neoclassic, neofolk, EBM и synthpop, которые становятся более доступными и одновременно с этим коммерчески ориентированными (Blutengel, L'ame Immortelle). Особый бум производит ритмичная, зажигательная, хитовая, запоминающая клубная электронная музыка и как итог - современные исполнители переходят на dark electro. Сумасшедшая популярность приходит к таким формациям, как Dance Macabre, Illuminate, Diary of Dreams, которые отличаются использованием интеллектуальной лирики, что приводит к вытеснению эпатажных психов, стоявших у истоков классического дарквейва.

L'ame Immortelle

Медленно, но верно жанр эволюционирует в клубно-диджейский формат. И сейчас довольно сложно заранее спрогнозировать, в какую сторону пойдёт его развитие дальше, на какой уровень поднимется, а может быть, опустится - покажет время. Но то, что он не остановит своего роста и не законсервируется в нынешнем состоянии – это абсолютно точно. На самом деле, всегда хотелось назвать электронную музыку – «музыкой будущего», учитывая наше постепенное приближение к машинам, кибернетике и прочей автоматике, в общем, ко всему тому, что лишено души. Кто знает, может быть, так всё и будет, а музыку за нас будут создавать роботы, способные к обучению, творчеству и воображению, то есть искусственный интеллект… 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх