DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Темный властелин закулисья

Несмотря на то, что обителью призраков традиционно считаются заброшенные дома и замки, театры, а вернее, их закулисные помещения, хранят не меньше тайн и легенд, многие из которых носят весьма мрачный характер. В свете этого неудивительно, что вышедший в 1910 году роман Гастона Леру «Призрак Оперы» наряду с «Дракулой» Брэма Стокера и «Франкенштейном» Мэри Шелли подарил миру один из самых известных хоррор-сюжетов.

 

Роман «Призрак Оперы» — это трагическая история гениального во многих областях человека, внешнее уродство которого вынудило его скрыться от людей в подвалах Гранд-оперы в Париже. И даже в таком качестве, благодаря своим способностям, он стал не просто серым кардиналом Парижской оперы, а полновластным правителем, способным в буквальном смысле казнить и миловать. Но ничто не продолжается вечно: новое руководство театра не пожелало признавать власть Призрака, а молодой виконт де Шаньи посягнул на его романтические чувства к молодой приме Кристине Даэ, вознамерившись жениться на последней. Это и стало толчком к череде трагических и загадочных событий, которые разворачиваются на страницах романа.

Сегодня, если попросить неискушенного киномана перечислить знаменитых героев фильмов ужасов, первым делом вам назовут Фредди Крюгера, Призрачное Лицо, Джейсона, Чужого, Дракулу и других. В то же время, будет абсолютно несправедливо сказать, что театральный гений с обезображенным лицом из романа Гастона Леру сдает позиции. Просто с 1986 года Призрак оперы покоряет сердца и умы качественно иной аудитории, нежели та, что предпочитает хрустеть попкорном в кинозалах. Вот уже почти 30 лет мюзикл «Призрак Оперы» продолжает победное шествие по крупнейшим театрам и концертным залам всего мира.

Мюзикл «Призрак Оперы» — это, в первую очередь, шедевральная музыка, эффектные визуальные иллюзии и яркие костюмы и декорации. Сегодня приобщиться к сценическому шедевру Эндрю Ллойда Уэббера можно и услышав его на русском языке на сцене Московского Дворца Молодежи.

Впрочем, несмотря на мировой успех мюзикла по мотивам романа Гастона Леру, не стоит забывать и о его киновоплощениях. Самым значимым из них и посвящена сегодняшняя статья.

Первая попытка экранизировать роман имела место почти сто лет назад в Германии. К сожалению, лента 1916 года ныне утеряна, а сведения о самом фильме минимальны.

Если говорить о дошедших до нас экранизациях, то первая датируется 1925 годом. Точнее даже, 1929-м, когда картину полностью пересняли. Это одна из работ, наиболее близких к оригинальному сюжету, а права на экранизацию были выкуплены компанией «Universal Pictures» в лице Карла Леммле лично у Гастона Леру. Перед нами классическое немое кино 1920-х годов с качественной и четкой по тем временам картинкой.

Поскольку с компьютерной графикой в те годы было, мягко скажем, туго, главную роль доверили мастеру перевоплощений, актеру Лону Чейни. Когда нужно было изменить внешность, чтобы сыграть очередного кривого, хромого или горбатого, он проявлял чудеса изобретательности в сочетании с готовностью терпеть боль. Не стал исключением и Призрак Оперы, где актеру пришлось «лишить» свой экранный образ носа. Характерно, что после принятия профсоюзных законов многие из практикуемых Чейни методов создания грима перестали использоваться.

Как и большинство лент, возраст которых давно перевалил за полвека, современному зрителю фильм наверняка покажется наивным и слегка наигранным, а моменты, которые должны испугать — скорее, смешными, но в некоторых, пусть и редких случаях поведение персонажей заставляет забыть о том, что мы смотрим кино, которому в этом году исполняется девяносто лет. Несмотря на то, что фильм по большей части черно-белый, некоторые эпизоды являются уникальными примерами раннего цветного кино с использованием двухцветной технологии Technicolor.

Первая из известных вольных экранизаций «Призрака Оперы» во многом примечательна, поскольку стараниями режиссера и сценариста Масю Вэйбана она служит уникальным примером раннего китайского кинематографа. С легкой руки Вэйбана Призрак превращается из антигероя в самого настоящего положительного персонажа — пламенного революционера, пострадавшего за свою любовь в результате происков проклятых буржуев и дворян. Да и молодых певцов он обучает систематически и бескорыстно, хотя самые отъявленные пошляки наверняка только что подумали о его гомосексуальных наклонностях.

Фильм «Полуночная песня» 1937 года — это, скорее, музыкальная драма, насквозь пронизанная национальным китайским колоритом и проникновенными диалогами. Даже появления обезображенного Призрака лишь поначалу вызывают ассоциации с классическим хоррором. Стоит отметить, что с учетом низкого качества картинки обезображенное лицо некогда талантливого певца смотрится довольно реалистично. Хорош и саундтрек — местами задорный и жизнерадостный, а местами мрачный и в то же время чувственный.

Так или иначе, «Полуночная песня» стала для молодого режиссера отправной точкой. Позднее он выступил в качестве постановщика целого ряда картин в жанрах драмы, триллера и ужасов. В 1961 году его жизнь трагически оборвалась под колесами автомобиля…

Первая полностью цветная экранизация увидела свет в 1943 году. Несмотря на то, что, как и в оригинале, действие разворачивается под сводами Парижской оперы, мы наблюдаем картину, прямо противоположную той, что изобразил в своем романе Гастон Леру. Если в книге любовь смягчила зачерствевшее сердце жестокого гения, то здесь она превратила скромного, но талантливого человека в серийного убийцу.

«Призрак Оперы» 1943 года — это фильм, что называется, опередивший время. Его постановка настолько хороша, что творение режиссера Артура Лубина смотрится достойно даже на фоне современных костюмированных блокбастеров. Создатели картины не поскупились на многочисленную массовку и яркие костюмы, ну а музыкальное сопровождение и вовсе выше всяких похвал. Кроме того, нет в действиях персонажей той кажущейся наигранности, которой кинематограф грешил как до, так и еще несколько десятилетий после выхода фильма.

Компания «Universal» подошла к созданию ленты с поистине голливудским размахом. В результате — победа сразу в двух номинациях на «Оскар» — за лучшую работу художника и оператора.

Примечательно, что сыгравший скрипача Эрика Клодена актер Клод Рейнс стал сниматься в кино уже в зрелом возрасте, но, тем не менее, успел снискать славу на этом поприще, став в 1951 году обладателем премии «Тони» и четырежды номинировавшись на «Оскар». В фильме 1943 года ему на 100 % удался образ маленького человека, в котором способен пробудиться дьявол.

Пожалуй, для поклонников хоррора единственным минусом покажутся смазанные сцены убийств и момент падения люстры, хотя нагнетание перед самим обрушением выполнено на пять с плюсом.

Следующая масштабная экранизация «Призрака оперы» увидела свет почти два десятилетия спустя, в 1962 году, благодаря режиссеру Теренсу Фишеру. Сделав хоррор своей основной специальностью, он отдавал предпочтение классическим сюжетам вроде тех же «Дракулы» или «Франкенштейна». «Призрак оперы» 1962 года получился тоже весьма вольной экранизацией, и дело здесь совсем не в переносе действия из Парижа в Лондон. Сама история Призрака здесь принципиально иная, чем в романе Гастона Леру.

Современному зрителю многие образы наверняка покажутся гротескными. Это и управляющий театра — самодур, готовый уволить кого угодно, услышав лишь слово поперек или отказ претендентки на главную роль отправиться к нему в койку, и какие-то сказочные неестественные рожи старух и кучера, и, конечно, главная героиня, так и норовящая грохнуться в обморок при каждом удобном случае. Да и вообще судьба каждого персонажа читается по одному его внешнему виду: мерзавец выглядит как мерзавец, дурак и смотрится дураком, а жертва… ну вы поняли. В то же время, образ Призрака прекрасно удался и, если не брать в расчет финал, вышел, пожалуй, менее человечным и куда более жестоким, чем в первоисточнике. Кроме того, в актив создателям картины следует занести действительно красивые голоса исполнителей оперных партий, коих в фильме немало.

Так или иначе, фильм 1962 года был прохладно встречен критиками, а по-настоящему пугающих моментов в нем почти нет. Единственный сильный момент в этом смысле — появление удавленника на сцене в самом начале фильма.

Следующая из наиболее значимых попыток воплотить роман Гастона Леру на экранах имела место в 1974 году. Уже к этому времени молодой режиссер Брайан Де Пальма зарекомендовал себя как специалист по комедиям и триллерам. Были в его послужном списке и фильмы, что называется, на стыке: черная комедия «Хай, мамаша!» 1970 года по эпатажности и жесткости местами может сравниться с «Южным парком». Кстати, это один из первых фильмов, где всерьез заявил о себе молодой Роберт Де Ниро.

Создавая новую версию «Призрака оперы», режиссер зашел еще дальше, нежели его предшественники, соединив на экране элементы триллера, пародийной комедии и рок-мюзикла. Более того, именно музыка и песни в фильме под названием «Призрак Рая» стоят на переднем плане. По сюжету Рай — это площадка для рок-концертов, а призраком становится обманутый ее владельцем Сваном композитор Уинслоу Лич.

Что касается сюжета, то как основные события, так и поведение персонажей в большинстве эпизодов выглядят откровенно абсурдными. На этом фоне весь трагизм истории главного героя полностью улетучивается. Фильм погружает нас в развеселую жизнь рокеров 70-х, изрядно приправленную черным юмором и пародиями на все — от KISS до «Фауста». Пожалуй, из всех киновоплощений «Призрака оперы» это получилось самым веселым и раздолбайским.

Трагедия «Фауст» напомнила о себе и в рамках следующей экранизации. Именно эта постановка стала роковой для героев вышедшего в 1983 году фильма Роберта Марковица. На этот раз события разворачиваются в Будапеште и, как и в большинстве предыдущих и последующих экранизаций, по задумке сценариста, призрак вовсе не был уродом от рождения.

Поначалу дирижер Шандор Корвин, как и его супруга Елена, предстает в образе исключительно порядочного человека, ищущего правды. Впрочем, довольно быстро из праведного мстителя он становится натуральным маньяком, углядев в молодой актрисе Марии Джанелли сходство с женой, которую провал на сцене довел до самоубийства, а ведь ей всего-то и надо было, что отправиться в койку с хозяином театра…

Фильм 1983 года выходил только на ТВ, так что глупо было бы ждать от него чего-то запредельного. И все же в картине Марковица однозначно достоин внимания саундтрек, а также игра Дайаны Куик, безупречно сыгравшей своенравную примадонну Бриджитту Бьянчи, которой и пытался забить баки Корвин, обучая Марию вокалу.

В 1987 году первую попытку воплотить сюжет «Призрака оперы» на экране предпринял небезызвестный Дарио Ардженто. Хотя едва ли можно назвать его «Ужас в опере» полноценной экранизацией — он снят по оригинальному сценарию со слегка похожим сюжетом, и события здесь разворачиваются лет на сто позже, чем в романе Гастона Леру. Безнадежно влюбленный гениальный уродец в его интерпретации немедленно превратился в мясника-садиста. Вообще мясные сцены всегда были коньком дона Дарио, который неоднократно доказывал, что способен органично вплести их в любой сюжет. Вот и здесь сцены убийств смотрятся максимально сочно, но не вызывают у иного зрителя отвращения показом открытых переломов или чего-то в таком духе.

Среди достоинств «Ужаса в опере» — превосходно переданное ощущение, что все происходящие на экране события происходят под чьим-то пристальным контролем. Кажется, что злому гению подвластно буквально все, вплоть до дуновения ветра.

Незнакомец в маске пусть и способствует карьерному продвижению начинающей оперной певицы Бетти, но параллельно крайне жестоко изводит главную героиню. Впрочем, временами действо становится менее связанным собственно с оперой, превращаясь просто в добротный ужастик с маньяком в маске.

Не подкачало и звуковое оформление. Классическая музыка Джузеппе Верди перемежается зажигательным раздолбайским роком, под который происходит большинство убийств. Ардженто — мастер игры на контрасте, и фильм «Ужас в опере» стал еще одним тому подтверждением.

В 1989 году стараниями режиссера Дуайта Литтла действие романа было вновь перенесено из Парижа в Лондон. Несмотря на довольно скомканную и надуманную завязку, этот «Призрак оперы» также являет собой вполне достойный хоррор о маньяке. Конечно, история главного антигероя существенно отличается от суровой судьбы Эрика из оригинального произведения.

В фильме присутствуют все классические атрибуты жанра: неожиданно вываливающиеся трупы, вопли, местами фонтаны крови или локальные мастер-классы по анатомии. К слову, роль Призрака была доверена небезызвестному Роберту Инглунду, уже успевшему к тому времени прославиться в образе Фредди Крюгера. Между его Призраком оперы и душегубом в полосатом свитере при желании можно найти и другие сходства. Параллели можно провести и с Джеком-Потрошителем — благо незнакомец в плаще и шляпе, прячущий лицо, спокойно разгуливает по городу, заходя время от времени в любимый кабачок пропустить рюмку-другую и настрочить пару листов своего музыкального шедевра.

Несмотря на то, что единственную награду фильм получил за саундтрек, к его достоинствам, несомненно, стоит отнести декорации, ведь снималась картина аж в трех городах — Лондоне, Будапеште и Нью-Йорке. Как и положено экранизации готического романа, «Призрак оперы» 1989 года берет, в первую очередь, атмосферой, увлекая зрителя в мир, где искусство и жестокость сплелись воедино.

В 1990 году, спустя четыре года после выхода нашумевшего мюзикла, увидела свет еще одна ТВ-версия «Призрака оперы». Примечателен двухсерийный фильм режиссера Тони Ричардсона — прежде всего, тем, что является экранным воплощением совсем другой сценической постановки за авторством Артура Копита.

Впрочем, сценарий хоть и претерпел ряд изменений, но все они носят, скорее, косметический характер. Пожалуй, без них смотреть трехчасовую драму было бы откровенно скучно, даже несмотря на неплохой саундтрек и костюмы. Образ Призрака с первых минут оказывается почти полностью лишенным ореола пугающей таинственности, и виноват здесь не актер Чарльз Дэнс, а те, кто отвечал за сценарий и постановку.

Элементы хоррора в фильме как таковые отсутствуют, а в актив, да и то с натяжкой, можно занести лишь эпизод с падением люстры в конце первой серии. Сам фильм, снятый Тони Ричардсоном на закате режиссерской карьеры, за год до смерти, напоминает мыльную оперу с примесью детектива.

1998 год ознаменовался второй попыткой экранизации «Призрака оперы» в исполнении Дарио Ардженто. Одного взгляда на название достаточно, чтобы понять, что эта работа дона Дарио гораздо сильнее приблизилась к первоисточнику, нежели «Ужас в опере» 1987 года. Действие и правда разворачивается в Париже в конце XIX века, но Ардженто был бы не Ардженто, если бы снова не приукрасил оригинальный сюжет, изрядно приправив адской смесью соли, перца и… клубники.

Да, в картине 1998 года хватает откровенных сцен, и любителей наготы фильм однозначно порадует. Кроме того, по сравнению с фильмом 1987 года, новый «Призрак оперы» стал еще более «мясным», а многие моменты нарочито тошнотворны. Не в последнюю очередь это достигается благодаря тому, что сам Призрак превратился из непризнанного гения в мясника-телепата и по совместительству повелителя крыс. Именно серые обитатели канализации заменили семью брошенному на произвол судьбы младенцу, лихой заплыв которого в люльке по сточным водам слишком явно ассоциируется с началом биографии пророка Моисея.

Призрака сыграл британский актер Джулиан Сэндз, известный по роли Чернокнижника в одноименном хорроре 1989 года. Его герой колоритен, харизматичен и по-своему сексуален. Герой Сэндза — это уже не маньяк, а, скорее, мститель со своей моралью и принципами. По ходу сюжета он часто карает тех, кто осмелился поднять руку на слабого, будь то крыса или ребенок.

Если говорить о других ярких образах, нельзя не отметить, что соперницу главной героини, певицу Карлотту, Ардженто превратил в отвратительного вида истеричную жирдяйку, один взгляд на которую способен вызвать рвотные позывы. Сама же главная героиня, которую сыграла дочь режиссера, Азия Ардженто, своими метаниями и импульсивным поведением также способна вызвать у зрителя отторжение. Можно сказать, что, несмотря на жестокость, на их фоне Призрак смотрится едва ли не единственным персонажем с твердым характером. Кстати, это единственный фильм, где его лицо не обезображено.

Притом, что и «Ужас в опере» получился у Дарио Ардженто вполне удачным, теперь ему удалось создать фильм, с полным правом претендующий на звание шедевра.

Но самым богатым и ярким воплощением Призрака оперы на экране является картина 2004 года, ставшая экранизацией уже не романа, а того самого нашумевшего мюзикла Эндрю Ллойда Вебера, который вот уже почти три десятилетия собирает полные залы по всему миру.

Как и знаменитый мюзикл, это стопроцентный фильм-зрелище. Здесь красиво все — от цветовой гаммы на экране до еле заметного колыхания огонька свечи, от отдельных реплик персонажей до проникновенных арий из оригинальной постановки. В отдельных моментах свое веское слово говорит современная компьютерная графика.

В то же время, изобразив события таким образом, каким их невозможно воплотить на сцене, этот фильм лишен части того волшебства, которым проникнута сценическая постановка. Никакие экранные спецэффекты не способны произвести столь же сильное впечатление, как визуальные иллюзии в реальном времени. Возможно, это стало одной из причин того, что многие критики упрекнули создателей фильма в недостатке романтики и по-настоящему острых моментов.

В то же время, 70-миллионный бюджет и громкие имена актеров сделали свое дело: масштаб постановки отметили даже те, кто дал фильму низкие оценки.

Изюминкой сюжета картины 2004 года стала отсылка к роману английского писателя Фредерика Форсайта «Призрак Манхэттена», вышедшему в 1999 году. В силу объективных причин эта книга никак не может считаться продолжением романа Гастона Леру, а вот сюжету мюзикла 1986 года роман нисколько не противоречит.

Разумеется, это далеко не все попытки воплотить сюжет «Призрака оперы» на экране. Есть и другие, а если углубиться в дебри артхауса, то чтобы осветить их все, придется писать целую книгу. В то же время, каждая из упомянутых сегодня экранизаций по-своему самобытна и примечательна — если не для поклонников темного кино, то уж точно для людей, интересующихся историей становления кинематографа.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)