DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тень былого

Мрачные тени / Dark shadows

США, 2012

Жанр: фентези, мелодрама, комедия

Режиссер: Тим Бёртон

Сценаристы: Сет Грэм-Смит, Дэн Кертис, Джон Огаст

В ролях: Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Хелена Бонем Картер, Ева Грин, Джеки Эрл Хейли, Джонни Ли Миллер, Белла Хиткот, Хлоя Грейс Морец, Гулливер МакГрат и др.

Похожие проекты: «Мрачные тени» (сериал), «Семейка Аддамс», «Смерть ей к лицу».

При жизни Барнабас Коллинс был знатным господином и ярым сердцеедом. Именно жажда плоти, связавшая Барнби с ведьмой, сгубила его возлюбленную, а после и его самого обрекла на 2 века страданий в гробу, превратив в кровопийцу. После длительного отдыха волею случая вампир возвращается в мир живых – в родной Коллинвуд. Познакомившись с остатками своего славного рода и обнаружив любимое поместье, как и фамильный бизнес, в упадке, дядя Барнабас спешит восстановить имя своей семьи. Но цикличность жизни берет свое – старые друзья возвращаются, особенно если это ведьма, чье сердце было некогда тобой разбито…

Произнося имя Тима Бёртона, уже невольно подразумеваешь Джонни Деппа и Хелену Бонем Картер, а также Дэни Элфмана и тонкое макраме фантазии, будоражащее ваше воображение. И в этот раз вся команда была в сборе. За сценарий же взялись Дэн Кертис (автор оригинального сериала, его ремейка и нескольких полнометражных фильмов), Джон Огаст (ранее уже неоднократно работавший с Бёртоном) и Сет Грэм-Смит (автор романа «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» и сценария к одноименному фильму, а также человек, замахнувшийся на сиквел «Битлджуса»). Комбинация из закадровых мастеров и поистине звездного актерского состава, сразу поставила фильм в список одной из самых ожидаемых премьер года и позволяла надеяться на новый шедевр большого режиссера. Но что же получил зритель в итоге?

В новой адаптации «Мрачных теней» Элизабет Коллинс-Стоддарт сыграла блистательная Мишель Пфайффер. Ее благородная красота как нельзя точно передала характер хозяйки особняка – мудрой женщины, воспитывающей несносного подростка Кэролин, которую воплотило на экране юное дарование Хлоя Морец. Но, несмотря на все свое великолепие, звезда «Иствикских ведьм» выглядела на фоне картины довольно серо и безжизненно. Вулкан, готовый вот-вот взорваться, но извержения так и не произошло, увы. Морец же, обладающая явным потенциалом, была наделена всего несколькими связными, но абсолютно глупыми репликами (и это на протяжении 113 минут киноленты!) и в короткие мгновения появления на экране, 15-летняя звездочка явно переигрывала. В роли мстительной ведьмы Анжелики Бошар перед зрителем предстала обворожительная Ева Грин – изюминка «Мечтателей», раскрытая миру Бертолуччи. Яркая и властная. Роковая женщина, валькирия. Самая настоящая ведьма. И чуть бы меньше ничем необъяснимых манипуляций мышцами лица – колдунья была бы неотразимой. Воистину «отвратительное существо». Роль Виктории Винтерс/Жозетты Дюпре досталась малоизвестной Белле Хиткот. Ко второй половине фильма режиссер со сценаристами вспомнили о том, что у них есть главная героиня, история которой абсолютно не рассказана. Посему ее персонажу все же уделили некоторое время, но сделали это весьма сумбурно и поспешно.

Неподражаемая Хелена Бонем Картер, к сожалению, стала заложницей образа Марлы Зингер с мейкапом Красной Королевы. Картер вновь предстает перед зрителем в виде хамоватой лгуньи-алкоголички – на сей раз в амплуа семейного психиатра, доктора Джулии Хоффман. В очередной раз тускло и безрадостно, вновь мало времени и абсолютный ноль смысла. А нужен ли был этот персонаж в новых «Тенях», как и призрак матери самого младшего из Коллинсов? Раз уж сценаристы решили несколько изменить сюжет, почему было не избавить его от лишних звеньев, беспомощно болтающихся на основной цепи? Таким же довеском выглядел и Роджер Коллинс (Джонни Ли Миллер), весьма непорядочная и мерзкая личность, отец Дэйвида (Гуливер МакГрат) – младшего члена семьи. К слову, юный актер сделал свой персонаж весьма искренним и цепляющим за душу.

Сверхвездный Джонни Депп. Завсегдатай картин Бёртона. Старожил искусства готического фрика. Отменный грим, мастерски воссозданный герой, великолепная игра. Иногда проворно в образе Барнабаса проскальзывали ноты симфонии Джека Воробья – персонажа, ставшего золотой клеткой Деппа. Тем не менее, актеру удалось создать романтически-драматический образ. На фоне общей картины он выглядит обособленно, его герой заставляет не на шутку сопереживать, проникнуться серьезностью ситуации, в то время как вокруг сценаристы создают вакханалию. Он страдает, произносит глубокие фразы, иногда лишь подернув бровью заставляет улыбнуться. Но все же можно вычленить некоторые моменты, где Барнабас Деппа сливается с «Тенями». Его неподражаемые манерность и грация, пластика движений и выразительная мимика захватывают, делают образ вампира гротескным с его жестами а-ля Бела Лугоши и длинными пальцами, напоминающими графа Орлока. Нельзя не отметить тот факт, что первые минуты фильма изображают новоявленного вампира довольно устрашающим и задают тон серьезной истории ужасов. Но вместо могущественного создания, вполне способного тягаться с сильной ведьмой, на экране заявлено нелепое в своей идее существо. Стоит проявить благодарность уже тому, что вопреки опасениям увидеть в роли Барнабаса Коллинса славного капитана Джека Воробья, зритель был удостоен новым образом, пополнившим копилку любимчика Хантера Томпсона.

Несмотря на то, что тени мрачные, фильм вышел по-бёртоновски ярким. Это снова готически утонченные декорации, неряшливо разбавленные излюбленной цветовой гаммой режиссера. Снова делается акцентирование цветом на деталях – на фоне блеклого видеоряда в духе 80-х, красный ядовитый цвет губ героини Евы Грин кричит именно об их ядовитости наряду с характером ведьмы. В то же время поведение персонажей застает врасплох: атмосфера фильма довольно непонятна. Герои то серьезны, то комичны. И перед зрителем то новая сказка, наивно добрая и волшебно пестрая, то пошлый ситком.

Говоря о цепи и о звеньях, стоит уточнить, что металл, из которого они сделаны, ржавый и хлипкий, местами и вовсе отсутствует. А те одинокие звенья и существуют разве что для утяжеления того, что должно называть фабулой. Наряду с красивой картинкой, доставляющей подетальное удовольствие, сказочной нарочитостью и грациозностью, лента пугает своим смысловым вакуумом. Одно непонятно: как мог готический идол кинематографа допускать такое сценарное непотребство? Начиная с неведомо как выстроенной событийной линии, в которой персонажи просто теряются из виду и с течением времени вовсе забывается их предназначение, заканчивая неприятной вульгарностью, в которую перерос когда-то саркастический тонкий юмор. Трех пальцев будет достаточно, чтобы посчитать те шутки, которые действительно заставили улыбнуться. Все остальные попытки лишь отдавали неловкостью, повисали в воздухе и раздражали. Нелепая и местами непристойная сцена секса – нет даже смысла ее комментировать, все увидите сами. До безумия глупые диалоги, отдающие идиотизмом – этот запах, подобно запаху рыбы, въедался в одежду, руки и не отмывался долгое время после окончания фильма. Лишь в конце на разговор между Барнабасом и Энджи была сделана серьезная ставка – он вышел лиричным и серьезным, но в силу контраста с общей тенденцией, оказался выстрелом в упор. Несколько раз Барнабас приходит к Анжелике и задает один и тот же вопрос, и получает один и тот же ответ. Но зачем?! Статичная и размеренная картина за 10 минут до своего конца набирает обороты. Создатели внезапно вспомнили о том, что сумели показать лишь четверть того, что было необходимо, и за безысходностью устроили настоящий кавардак, в котором участвовали и ожившие статуи, и кровоточащие картины (как в «Призраке дома на холме»), внезапно появившийся оборотень и также неожиданный призрак погибшей матери Дейва, фарфоровая кожа, кукольная механика («Смерть ей к лицу»). Ни один из персонажей не был достаточно (!) раскрыт. Сценаристы не закончили ни единой начатой истории, в том числе, и сам финальный эпизод намекает на продолжение. Даже камео Элиса Купера не спасло тонущее судно сюжета. У зрителя возникнет большое количество вопросов, которых не должно было бы существовать в природе, будь у фильма вразумительный сценарий.

Но есть все же и абсолютно великолепная сторона: музыкальное сопровождение! Один лишь саундтрек группы The Moody Blues «Nights in White Satin» заставляет душу ностальгировать, следуя за поездом, несущимся навстречу новым приключениям и страстной любви. Помимо песен Элиса Купера, Carpenters, T –Rex, Барри Уайта, Игги Попа и других, видеоряд дополняют сочинения Дэни Элфмана, чья музыка уже стала авторским росчерком бёртоновской эстетики.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Василий Рузаков 10-09-2012 21:46

    На мой взгляд, это лучший фильм Бёртона за доооооооолгие годы. Забавно, что большинство перечисленных в рецензии недостатков я в фильме не увидел - мне образы героев показались вполне понятными и раскрытыми. Возможно, дело в том, что я видел, хотя бы частично, оригинальный сериал и там, где нужно - просто автоматически "достраивал" персонажа. Кстати, героиня Пфайффер как раз и была ближе всего к оригиналу - именно этим, видимо, и объясняется некоторая зажатость персонажа.

    Учитываю...
  • 2 Хельг 09-09-2012 02:22

    Вообще-то в рецензии все правда, от первого до последнего упрека. Вставлю свои пять копеек, буквально парой замечаний.

    Несмотря на все перечисленные недостатки, фильм смотрится довольно живо. Бертон умеет создавать атмосферу, поразительно щепетильно прорабатывая детали. Депп в роли Барнабаса приятен и, к счастью, не похож на одного известного капитана. Действительно - новый образ в копилку.

    Отличная рецензия.

    Учитываю...
  • 3 Мельник 22-06-2012 17:09

    Что-то в последнее время проколы со сценариями портят достаточно хорошие и обнадеживающие фильмы. Сначала "Прометей", теперь вот "Мрачные тени"... Жаль.

    Учитываю...
  • 4 Аноним 21-06-2012 18:40

    Действительно, к лучшим работам Бертона фильм не отнесешь, а жаль, т.к. надежды возлагались немалые.

    Рецензия хороша, вот только сценарист Дэн Кертис умер в 2006 году и, разумеется, над сценарием данного фильма не работал.

    Учитываю...