DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Теперь уже и они стали ретро…

Василий Рузаков с коллегой по работе

Парадокс нашей жизни в том, что ничто не стареет так быстро, как авангард — и не устаревает так медленно, как ретро. Со времен появления первых звуковых фильмов ужасов прошла примерно одна человеческая жизнь — и за все это время, по большому счету, не было даже нескольких лет, чтобы классические монстры «Юниверсал» окончательно пропали из виду. Ремейки, вариации на тему, перезапуски — да и сами фильмы увлеченно смотрели сначала в кинотеатрах, потом — по телевизору, на видеокассетах, DVD, теперь и на Blu-ray. Есть в этих фильмах не до конца понятная магия: конечно, «Дракула» с Лугоши или «Франкенштейн» с Карлоффом вряд ли смогут напугать сегодня даже детей — но парадокс в том, что смотрятся они и сегодня с большим интересом, чем многие современным блокбастеры.

Что и приводит нас к главному парадоксу самого понятия «ретро»: с одной стороны, это те самые старые фильмы, классические романы жанра ужасов или комиксы времен до появления пресловутого цензурного «кодекса». На них смотрят как на коллекционную ценность, объект изучения или умиления, а иногда и искренней, фанатской любви. Что и приводит нас ко второму пониманию термина «ретро»: произведения, намеренно созданные в манере предыдущих лет, а то и эпох. Вспомните нашумевший не так давно «Зов Ктулху» — фильм, настолько точно стилизованный под немые фильмы ужасов, что не знаток запросто мог бы принять эту картину за современницу «Носферату» или «Кабинета доктора Калигари». А таких фильмов гораздо больше, чем кажется на первый взгляд: к примеру, Кристофер Мим, режиссер из США, снимающий свои фильмы в XXI веке, сознательно стилизует их под ту самую классику «Юниверсал» и научно-фантастические фильмы 50-х годов. Если вы думаете, что нечто подобное не происходит в литературе, то обратите внимание на романы Чарльза Гранта — его трилогия «Вселенная ужасов» прямо вдохновляется все теми же фильмами «Юниверсал» — ну и, отчасти, «Хаммер». Он сам в предисловии четко сформулировал основной посыл: писатель хотел вернуть в хоррор настоящих монстров, а не страдающих и непонятых типов или гламурных красавчиков. Примерно о том же, кстати, заявляли герои недавней короткометражки «Захватить улицу Вязов» (Occupy Elm Street): в этом любительском фильме Пинхэд, Майкл Майерс и даже Маска из «Крика», не говоря уж об обычных зомби, вышли протестовать против извращения самой идеи фильмов ужасов в современном кино. Хотя, погодите, Пинхэд и Майерс — какие же они ретро?

Но нам и без них будет о чем поговорить: номер вышел на диво насыщенным — тут и история комиксов «Байки из склепа», и статьи о хоррор-играх на «Сеге» и «Денди», и не публиковавшийся ранее на русском рассказ Абрахама Меррита, отличного и недооцененного писателя. В музыкальном отделе тоже нескучно: от альтернативного саундтрека к «Дракуле» 1931 года до бельгийских создателей индустриальных ритуалов Hybryds.

Кстати, сам по себе номер, который вы будете читать — не простой. Он — шестидесятый по счету, что наводит на приятные аналогии: если фильмы ужасов, в общепринятом понимании термина, начались в двадцатых годах прошлого века, то шестьдесят лет спустя на дворе стояли восьмидесятые, золотая эпоха жанра. Времена Уэса Крейвена, Стюарта Гордона, Брайана Юзны… Как, теперь уже и они ретро? А ведь словно вчера…

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)