Название: The Suffering

Жанр: survival-horror

Платформа: PC, PS2, Xbox

Год выхода: 2004

Разработчики: Surreal Software, Midway Games

Похожие игры: Manhunt, The Suffering: Ties That Bind, BloodRayne

Жил был один хороший парень. Была у него жена любимая, шоколадных кровей, сынишки аж два штуки, а сам он был непостоянен в настроении. И вот жил он жил, горя не знал, пока однажды не случилась оплошность неприятная. Обнаружил он членов своего ненаглядного семейства, валяющихся бездыханными в кровище. И задумался тогда парень: «А чё случилось-то?» Полицейские, то ли проходившие мимо за пончиками, то ли и без того завсегдатаи квартирки этой, задались схожими вопросами, но в несколько отличных интерпретациях. Парень наш был воистину хорошим малым и не стал крушить черепушки непрошеным гостям в форме, послушался он добрых советов, да и отправился погостить на время в места не столь отдаленные. Чтобы горничной не мешать кровь убирать с пола, видимо, да вынужденное одиночество в компании крутых ребят в оранжевых робах скрасить.

Речь у нас сегодня пойдет об игре The Suffering (англ. «страдание»), образчике survival-horror 2004 года выпуска. Игру разработали совместно две студии: Surreal Software и Midway Games. Дизайном монстров и уровней занималась студия Stan Winston, глава которой – никто иной, как создатель графики для «Терминатора», «Чужого» и «Хищника». В России издавалась фирмой «Новый Диск» в двух версиях – оригинальной и полностью русифицированной. Русскую версию озвучил Леонид Володарский, знакомый всем по гундосящим переводам видеокассет 90-х. Еще десять лет назад вас бы потянуло в кафельные комнаты от такого, но сегодня, да и тогда уже, в 2004, это звучало весьма колоритно, отдавая духом былых времен. Но о русской версии поговорим позже. Для начала же давайте окунемся в пучину ужаса, таящуюся на просторах острова Карнати.

Первое впечатление

Игра начинается с… с тюрьмы? Ну да, ну да. Где чаще всего встречаются потусторонние силы по версии сценаристов всего и вся? В тюрьмах и госпиталях. Черт возьми, где же им еще появляться, не на кладбищах ведь, в конце концов?!

Нашего героя Торка, заключенного тюрьмы Эббот, расположенной на отрезанном от мира острове Карнати, ведут под руки какие-то охранники, спрашивают мочил ли он свою жену или не мочил. А может солил или перчил, а потом ел сырой? Да какая разница! Все равно протагонист, одетый в довольно симпатичные оранжевые штанишки, по большей части отмалчивается, и охранники дружно приходят к выводу, что дорога ему прямиком в камеру смертников. Это мы еще посмотрим, кто кого и сколько раз отправит к смертникам, вот только отдадут управление Торком нам…

Под аккомпанемент перепалки зеков в камерах, вас запирают в одиночку. Персонаж сохраняет завидную уравновешенность, а единственное действие, выдающее его недовольство по поводу происходящего – швырок тапком в стену.  И тут… тут начинает происходить какая-то хрень. Вырубается свет. Зеки начинают паниковать, а после и вовсе погибать от лап каких-то монстров, которых нам до поры не показывают. Когда стихают вопли, мы наконец-то переключаемся на прямое управлением нашим Альтер-эго, землю сотрясает слабая дрожь, и вот уже Торк с коварной ухмылочкой ступает на залитые кровью просторы острова насилия и порока.

Первым делом я метнулся глянуть, что там с болтунами, крикунами и прочими жителями этого блока, но, как выяснилось, они все попередохли. Кажется, это называется эмоциональным выгоранием. А вон тот афро-американец с заточкой в пузе – это явное самоубийство. Куда только смотрели тюремные психологи? Стоит подойти к единственной в помещении двери, чтобы увидеть, как человек может пораскинуть мозгами в буквальном смысле этой фразы. Некая тварь с металлическими прутьями вместо конечностей жестоко расправляется с охранником, прибежавшим нас успокоить и внушить веру в светлое будущее. После этого дверь одной из камер рушится, заточка из пуза зэка перекочевывает в мозолистые руки Торка. Теперь можно и на амбразуру грудью.

Глаза мозолит разбрызганная по всей округе кровища. Здесь либо крошили всех подряд, либо проводили кетчупную вечеринку. Хотя нет, все же первое. Вон какой-то обрубок тела в вентиляцию прошмыгнул. Ничего не видно, хоть глаз выколи, где-то кто-то перестреливается, страшные звуки не дают ослабить хватку на мышке… Двигаясь вперед, я старательно шугался каждого угла, близ небольшой душевой в одном из шкафчиков даже обнаружил заначенный каким-то запасливым монстром труп. Что же, происходящее кругом очень и очень впечатляет! Правильно сделал, что яркость уменьшил, в темноте бродить по тюремным коридорам – просто жуть. Стоило выйти из душевой, как послышался звон телефона… Но подходить мы с Торком к нему не стали. Нам и так эмоций хватает. Пробегая по каким-то помещениям, то и дело становимся свидетелями мелких происшествий: то окно ни за грош разлетится, то стучать в дверь кто-то начнет, а то и пробежит нечто вдалеке.  Жутко…

В один прекрасный момент, когда Торк добрался до первого чекпоинта, навстречу из-за угла вылез обгрызенный со стороны тазобедренной парень, а следом за ним вышла… квакозябра! Иначе не скажешь! Вместо рук-ног палки какие-то, в нашу с Торком сторону смотрит похотливо. Пришлось его усмирить парой ударов заточкой. Неплохо! Бестия выдавала довольно приличную и интересную анимацию, и вело себя непредсказуемо - то по потолку полезет, то дергаться начнет, словно фанат дабстепа. Бэээмс! А вот из гальюна вылез какой-то тип в форме и с револьвером.  Тут же направил ствол на меня, стал уговаривать остаться на месте и не двигаться. Я так понимаю, есть выбор, замочить его или нет? Да ну! Это небось ты сиги стырил из последней посылки, что мне бабушка выслала? Сдохни, вертухай, сдохни! Вот так! Лежи рядом с палконогом! А револьвер мне отдай! Что у нас дальше? Ага, фонарик в одной из комнат, лестница… Кстати, в туалете Торк ловит глюк, связанный с сыном. Вообще, глюков тут много. Играешь вот и наркоманом себя чувствуешь. Торк, вместо аптечек, закидывается каким-то Зомбориумом, то ли Зомбиумом… Может, это нарко-хоррор? Типа Mother's Inferno? Нет, там все было куда психоделичней.

Спускаюсь по лестнице, пробегаю по некой пультовой, отворяю дверь, захожу и… Не успеваю я сориентироваться, как еще несколько палконогов вылетают прямо на меня! Натренерованный глаз, доведенная до автоматизма реакция и недюжая смелость не подвели меня, и я ретировался в меню, а сам пошел чай попить… Да ну все нахрен! Скримерщики чертовы! Нахрена ночью сел играть?

Итак, продолжим. Бой был недолгим, Торк уложил всех противников и узрел какого-то, судя по виду, отпившегося пивом Рейдена, орущего не своим голосом и сыплющего во все стороны молнии, поломал ящики, подвигал шкафчики. Дошел до некоего коридора, но, услышав заинтересованный клекот неподалеку, вновь ретировался…

Страшно, атмосферно, темнота кругом, монстры… Для первого впечатления недурно.

Техническая сторона медали

Касаемо графики. Достойно. Не блещет красотами, но и недоумения не вызывает. Особенно если вспомнить год издания. Из мелочей: главный герой дышит, марается кровью после рукопашных схваток, на холоде изо рта идет пар. Радуют анимации как монстров, так и всех прочих персонажей. Чудищам не хватает полигонов, но их безумный внешний вид и поведение столь впечатляют, что забываешь о таких мелочах. Типы со штырями вместо рук и ног, повешенные безногие уроды, какие-то полулюди-получерви, выпрыгивающие из-под земли... А еще девочки, сперва идущие к вам, а потом вспыхивающие ярким огнем… Видно, что игру создавали с вниманием к мелочам и со знанием дела! Что на счет места действия? Интерьер тут хоть и скудный, но темнота, кровь, количество экшена вперемешку со всякими скримерами, жуткими коридорами, галлюцинациями и прочим мракобесием просто не дают обращать внимание на мелкие недостатки. В конце концов, не графикой единой. У игры есть душа, при чем душа весьма агрессивная, безумная и пугающая.

Рано ли, поздно ли, но нас выпускают на чистый воздух, где тюремный маскарад продолжает радовать глаз. Особенные симпатии вызвал местный туман. А в совокупности с продуманными локациями, кучей мелких, не сразу заметных деталей, многочисленных тайников, в которых можно найти пару лишних батареек или коробку патронов 12-о калибра… Приятно осознавать, что есть старенькие игры, которые даже сегодня могут не смущаться выходить в свет без марафета! Игра хороша...

…пока не переключаешься на режим от первого лица. Бросается в глаза внешний вид оружия, уж настолько оно коряво выглядит вблизи. Ролики сделаны на движке самой игры, вы можете даже висящий на груди Торка фонарик во время их просмотра выключать и включать. Еще одна деталь: все персонажи гуманоидного типа в игре, даже если у них в руках нет оружия, держат пальцы так, словно оружие в них есть, но оно невидимое.

Что на счет удобности?

Управление удобное, хотя клавиш задействовано непривычно много. Камера работает хорошо, кому надоело смотреть на корявое оружие – есть вид от третьего лица.

Кроме того, приготовьтесь к глюкам. Лично я, за время прохождения, столкнулся со следующими: исчезающие в гребаное ничто текстуры земли, тупящие персонажи, которые могут впасть в летаргический сон и больше не двигаться, даже если вы в них палить начнете. Вот встретил я, например, охранника трусливого, который захотел со мной идти. Я согласился, повел его в укрытие, кроша монстров, а эта вертухайская морда возьми и зависни в один прекрасный момент. Я бегал вокруг него, возле уха из револьвера стрелял, потом не выдержал, шмальнул в грудь из дробовика, а малый не растерялся – проваливается сквозь пол, тем самым предоставляя меня самому себе. Что еще. Один из местных боссов, чувак в ковбойской шляпе, может стать бессмертным. Короче, патчи нужны.

Пары слов заслуживает отечественная локализация. Она вызвала большие разногласия среди игроков, так как одноголосый гундосящий перевод пришелся по душе не всем. Однако именно старик Володарский создает просто колоссальный колорит, заставляя вспоминать фильмы ужасов эпохи VHS. Но оценят это лишь любители ретро.

Текстуры (плакаты, надписи, записки и прочее) переведены качественно, без ошибок и упущений, с сохранением оригинального стиля игры. Меню, субтитры и загрузки – аналогично.

Подводя итог по графике, ставим оценку «хорошо»:

«минусы» - низкополигональные модели, жутковатые лица персонажей, однообразность интерьера, ролики на движке игры.

«плюсы» - колоритный внешний вид монстров, смена локаций, интересно сделанные галлюцинации главного героя, умелое использование темноты для маскировки недочетов, спецэффекты, внимание к мелочам во всех составляющих игры, низкая требовательность к ресурсам компьютера.

Итог по графе удобность игры – «удовлетворительно»:

«минусы» - ошибки игры, как вызванные возрастом игры, так и профуканные разработчиками.

«плюсы» - удобное управление.

Итог по графе звуковое сопровождение – «отлично»:

«минусы» - не всем понравится локализованная версия игры, стилизованная под ретро.

«плюсы» - атмосферность, правдоподобность и своевременность.

Игровая атмосфера и все, что ей сопутствует

1. Сюжет. Сюжет The Suffering, безусловно вызывает интерес.

Торка, отца двоих детей и верного мужа, обвиняют в убийстве собственной семьи и отправляют мотать срок в тюрьму Эббот, стоящую на острове Карнати, штат Мэриленд. Одно лишь название этого учреждения наводит страх не только на заключенных, но и на бывалых охранников. Многие годы тут творились вещи, о которых обычно не пишут в газетах и не говорят по телевизору: эксперименты, казни, пытки и прочее.

Но соразмерна ли кара? Стал ли Торк невинной жертвой не разобравшегося во всем до конца правосудия или получил по делам своим? Убивал ли он своих домочадцев? Выяснить это предстоит вам.

 При переводе главного героя из одного корпуса в другой происходит нечто странное: откуда ни возьмись возникают орды всевозможных монстров. В сложившейся катавасии, когда заключенные бросаются на своих конвоиров, стражники пытаются взять ситуацию под контроль, а монстры режут на лоскуты всех, кто подвернется им под руку, Торк пытается выбраться с острова, попутно выяснив, был ли он причиной смерти жены и детей.

На своем пути, пролегающем по тюремным блокам, их окрестностям, лесу, шахтам, психиатрической лечебнице, кладбищу, порту и прочим местным достопримечательностям, главный герой встречает других людей: заключенных и охранников. Все они стараются выжить в воцарившем аду, а вот поможет ли им Торк, либо позарится на их оружие, решать вам. Помогать ли трусливому охраннику добраться до радиорубки? Добить ли лишенного конечностей и дергающегося в мучениях узника «войлоковой комнаты»? Это решать игроку. От того, как действуете вы по отношению к NPC, зависит концовка, которая расскажет, убивал ли он свою семью или нет. Всего их три: агрессивная, миролюбивая и нейтральная.

Прохождение в большинстве своем линейное, то есть особой свободы передвижения у нас нет, кроме небольших развилок, когда можно либо усложнить, либо упростить путь, но зато полно моментов, где придется делать моральный выбор. При этом реализовано все довольно грамотно и ощущения глухого коридора, по которому тебя ведут на протяжении всей игры, не возникает. Заслугой тому интересные локации, практически непрерывный экшн, разнообразие игровых ситуаций и интересный сюжет.

2. Монстры. Особый интерес представляет местный бестиарий: каждый монстр символизирует собой вид смертной казни, начиная от повешения и заканчивая инъекцией яда. Каким образом они очутились в нашем мире – остается загадкой, но то, что они – что-то вроде кары жителям острова, предупреждения человечеству,  сомнений не вызывает. Намек на то, что ни одно злодеяние не остается безнаказанным, даже если жизнь давно покинула провинившегося. Ситуация несколько схожа с той, что творится в легендарном городке Silent Hill: остров Карнати накопил слишком много темной энергии. Так много, что она стала плескаться через край сосуда, выбрасывая в нашу реальность обретшие плоть пороки и грехи: утыканные шприцами торчки, по венам которых бежит гремучая смесь из ядов; слепые стрелки, на любой звук готовые открыть огонь из горсти вросших в спину винтовок, а так же многие другие…

Чудища требуют индивидуального подхода при уничтожении, а бои с участием нескольких их видов порой становятся настоящим испытанием. Кроме рядовых врагов, встречаются боссы. Это не нашедшие упокоения маньяки и психопаты, оставшиеся узниками острова даже после смерти: Доктор Киллджой (спятивший доктор, проводивший на острове чудовищные эксперименты над заключенными), Гермес (призрак, являющийся в виде токсичного зеленого газа) и Хорас (убивший собственную жену и казненный на электрическом стуле).

Бои происходят практически без остановки, количество действия на отрезок времени тут буквально зашкаливает, патронов часто не хватает, а чудища все прут и прут. Игра, что ни говори, старой закалки, а значит, хардкора ей не занимать.

3. Оружие. В своих странствиях по острову Торк обзаведется небольшим арсеналом, позволяющим противостоять кошмарным тварям: заточка, пожарный топор, шестизарядные револьверы, обрез помпового дробовика, легендарный автомат Томпсона с дисковым магазином, различное метательное оружие (фаеры, тротиловые шашки, обычные и светошумовые гранаты, коктейли Молотова), а также два секретных вида аннигиляции. Это огнемет, который можно собрать из деталей, разбросанных по локациям (лично я нашел канистру возле входа в подземелья, а насос – у брошенного пикапа в лесу), и Gonzo Gun – невероятно мощный штуцер, который обнаруживается в тайнике.

Кроме того, наш протагонист имеет полезное умение. Это бешенство. Впав в него, Торк трансформируется в чудище, которое разрывает врагов одним тычком. Чтобы перевоплотиться, необходимо заполнить шкалу ярости, убивая неприятелей.

4. Атмосфера. Вот что-что, а с ней у игры все на высшем уровне. Из всех игр жанра, The Suffering наиболее полно и колоритно передает атмосферу тюрьмы, да не просто тюрьмы, а страшного места, где сжигали, травили, вешали, расстреливали людей, издевались над ними, казнили и пытали военнопленных. Каждая комната тюрьмы, каждый шаг по тропинкам местного леса, каждый камешек пещер, все пропитано духом ужаса, безнадежности и безумия. Этому способствует множество вещей: своеобразные «флешбэки» в виде галлюцинаций и телефонных звонков, мельком рассказывающие о событиях прошлого, трагические истории персонажей, попавших, как и Торк, в ловушку острова, беспросветная тьма, окружившая окрестности, переживания главного героя, являющийся к нему призрак покойной жены, кровь и жестокость, переполняющие каждый игровой кадр.

Итог. Оценка игры The Suffering

В техническом плане игра привлекательна, но не идеальна, но обращать на это особо и некогда: форменное безумие, происходящее на твоих глазах, бескомпромиссность, кровавость и жестокость, приправленные интригующей сюжетной линией и колоритным местом действия, - все это затягивет, оттеняя прочие недочеты.

Эта игра не рекомендована людям, гнушающимся крови и расчлененки, а вот для всех остальных любителей жанра survival-horror она станет увлекательным, щекочущим нервы приключением в мир спятившей тюрьмы, где ломаются судьбы и рождаются кошмары.

Оценки по пятибалльной шкале:

Графика – «удовлетворительно»

Звук – «отлично»

Удобность – «удовлетворительно»

Сюжет – «отлично»

Атмосфера – «отлично»

Реиграбельность – «хорошо»

Общая оценка – «хорошо». Бесспорный шедевр жанра survival-horror «18+», наделенный собственной, грамотно реализованной идеей. 

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх