ССК 2018

Тяжела и неказиста жизнь простого журналиста

«Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Натан Ротшильд.

 

Футурология – вещь неблагодарная. Чем ближе мы к технологической сингулярности, тем сложнее делать прогнозы. И хотя любое предположение о том, какие именно технологии и идеологии займут доминирующее положение в будущем, не сильно отличается от простого угадывания, тем не менее, заманчиво заглянуть за горизонт и попытаться понять, куда движется человеческая цивилизация. В комиксе Уоррена Эллиса и Дэрика Робертсона «Трансметрополитен» в декорациях антиутопичного мира будущего исследуются такие темы как трансгуманизм, глобализация, политические и экономические проблемы. А препарировать пороки мира будущего будет Спайдер Иерусалим — гений журналистики, правдоруб, наркоман, мизантроп и просто хороший парень.

Трансгуманизм одна из любимых тем британского сценариста комиксов Уоррэна Эллиса. Эту проблему он затрагивал и в своих ранних работах, но на полную катушку раскрутил в 1997 году, когда начал работать над комиксом «Трансметрополитен». Для Эллиса это был настоящий проект мечты, в котором он выразил свои взгляды на общество, политику и вообще человечество.

«The City» — чудовищный мегаполис, разросшийся как раковая опухоль до невообразимых размеров и уже пустивший метастазы. Богатые районы, тошнотворные в своём блеске, ветхие и грязные трущобы, полные люмпенов самых невообразимых форм и расцветок, встречающиеся на каждом углу неоновые рекламные вывески, различной степени яркости. В здешних закусочных предлагают клонированную человечину, охлаждённые глаза тюленьих детёнышей, сердца белуги, пенисы моржей, мозги обезьян (прямо из черепушек мерзких приматов) и прочую хренотень, а снующие людские толпы полны различных уродов, разной степени модифицированности: генной, кибернетической, психологической и даже духовной. Населению доступны «собиратели» — машины превращающие говно в конфетку, в прямом смысле этого слова, разбирающие и собирающие материю на атомном уровне. Здесь каждый час возникает новая религия и синтезируется новая дурь, всё более и более высокой крышесносности.

Спайдер Иерусалим — нежеланное дитя своего времени. Неисправимый циник, грубиян, мизантроп, социопат, заядлый курильщик и наркоман. А ещё он гений журналистики. И ничто не остановит его в поиске и освещении правды, какой бы не приглядной она ни была. Пусть мир будет гореть в огне, но правда должна прозвучать!

К началу комикса, Спайдер вот уже пять лет живёт отшельником в своём укреплённом поместье в горах. Чистый воздух, красивый вид, а самое главное — никаких мерзких людишек в радиусе пары миль. А если незваные гости пожалуют, на подходах к дому Спайдера их встретят минные поля и боевой арсенал, которого хватило бы на небольшую армию. Да вот незадача, у Спайдера закончились деньги на наркотики, и он задолжал издательству две книги из обещанных четырёх. К тому же в этом раю ему совершенно, ну никак, не пишется. Что ж, видимо, не совсем добровольно, но Спайдеру придётся возвращаться из своего добровольного затворничества, назад к яркому свету, людям и цивилизации — всем тем вещам, которые он ненавидит.

За пять лет многое изменилось, предстоит много работы: наладить контакты восстановить журналистскую лицензию, закупиться наркотой, а самое главное — писать. А уж темы-то этот безумный город обязательно подкинет. Например, демонстрация трансаентов (своеобразных генномодифицированных хиппи), которые достали правительство своим вечным бездельем и требованием исключительных прав и признания района обитания их коммуны особой зоной. Поэтому, спровоцировав стычку с полицией, правительство хочет физически сократить их популяцию. Или фестиваль новых религий, распространяющихся как чума, каждая из которых на столько упорота и зашла так далеко в мракобесии, что призывы одного из проповедников сверлить в голове дырки для прямой связи с богом кажется не слишком безумными. Но вскоре начинается предвыборная гонка. На пост президента баллотируются старый глава США — коррумпированный и жестокий человек по кличке «Зверь» (которая привязалась к нему за шесть лет до этого благодаря Спайдеру, причём теперь его по-другому никто просто не называет) и сенатор Гарри «Улыбашка» Каллахан, подозрительная личность с чересчур уж чистой биографией и навязчиво милым имиджем. Тут-то и начинается самое интересное.

Как в кривом зеркале в «Трансметрополитене» отражен реальный мир. По всему произведению разбросаны многочисленные отсылки к историческим событиям двадцатого века, а многие персонажи имеют реальных прототипов. Образ Спайдера почти фотографически и характерно срисован с Хантера Томпсона. В этом же ключе «Зверя» и «Улыбашку» можно сравнить с президентом Ричардом Никсоном, главным врагом Томпсона. Общественные волнения и стычки с полицией, изображённые в комиксе являются отсылками на события конца 60-х начала 70-х в США. Например, знаменитый расстрел мирных демонстрантов в Кентском Университете, где четверо безоружных студентов, двое из которых просто проходили мимо, были убиты полицией. В комиксе имеется страница, являющаяся визуальной цитатой знаменитого фото Джона Фило.

Или псевдоним осведомителя Спайдера из полиции «Глубокий минет» (отсылка к реальному осведомителю прессы из ФБР по делу «Уотергейта» «Глубокой глотке»). Многие отсылки связаны с событиями, современными выходу комикса. Например в уста Каллахана вложена цитата Буша-младшего: «Должны быть пределы свободе». Сама внешность Каллахана и его имидж сильно напоминают Тони Блэра, занимавшего должность премьер-министра Великобритании, когда писался комикс. А уж некоторые совпадения оказались и вовсе пророческими.

В отношении цитат и пасхалок комикс – рай для постмодерниста, перечисление даже самых броских заняло бы слишком много места и непременно содержит спойлеры. При этом, комикс на сто процентов оригинален и самобытен, он не выглядит, как пестрый коллаж, в котором нет ничего, кроме заимствований. «Трансметрополитен» — это не только политическая сатира, но и серьёзная научная фантастика. В комиксе очень простым языком преподносятся кучи идей, нашедших воплощение в этом гротескном мире будущего. Как вам история о женщине, родившейся в середине двадцатого веке и подвергшейся криозаморозке. О всём том безумии на которое она себя обрекла по пробуждении в чуждом ей футуристическом мире, совсем не похожем на её мечты: здесь нет никого из близких,  всем на неё плевать, и самое главное, она не способна социализироваться в новом времени. Или подлинное лицо американских трущоб будущего, ребёнок из которых на вопрос «Кем ты хочешь стать?» отвечает НИКЕМ! Или резервации по сохранению культур различных исторических эпох, будь то культура двадцатого века, культура первобытных племён, или культура ацтеков (со всеми человеческими жертвоприношениями, антисанитарией и неизбежной экологической катастрофой в виде эпидемий), или культуры ещё не наступившего даже для героев комикса будущего. В этих резервациях (за исключением последней) живут люди, лишённые всевозможных модификаций, чистый натурпродукт, полностью соответствующий эпохе, убеждённые, что их мир реален. Кто сказал «Матрица»?

Проблемы всевозможных модификаций неплохо пропесочены в главе, где Спайдер между делом пытается безуспешно снять тёлку. Вот только проблема в том, что вокруг практически нет нормальных женщин — ему попадаются сплошные лесбиянки, киборги и мутанты. К слову, будет ли оставаться человеком человек, расщепивший себя с помощью нанороботов и записавший своё сознание в их память? А уж на чём «прогресс» реально оторвался, так это на индустрии развлечений и консьюмеризме. Вас тошнит от рекламы? Так теперь она в виде инфовирусов транслируется вам в мозг и будет крутиться вместо снов! Вот уж где истинный ад!

В условиях технологической сингулярности общество потребления предлагает все новые развлечения по умеренной цене, а пресловутый средний класс деградирует, беспокоясь лишь о собственном елдаке, с увеличенной длинной, толщиной и с вживлёнными шариками и рёбрышками. Обо всём об этом, в формате «Вот такая херня твориться, потому, что вы, ленивые ублюдки, не делаете вот это и вот это», Спайдер расскажет в своей авторской колонке «I hate it here». Что удивительно, его слова реально находят отклик в обществе, и если не меняют мир, то, по крайней мере, смещают его рельсы чуть в сторону от пропасти полной деградации.

Вы скажете, что будущее не может быть таким, что общество должно меняться, что в будущем многие социальные проблемы неизбежно станут историей. В начале двадцатого века, незадолго до первой мировой, многие политологи тоже были уверены, что в просвещённом европейском обществе уже не возможна война, ибо она экономически не выгодна, мир уже поделен и стабилен. Однако весь двадцатый век – это история следовавших друг за другом трёх мировых войн (первой, второй и холодной, унесшей в региональных конфликтах вроде Вьетнама, Ирака, Афганистана и им подобных не меньше жизней, чем первая). Реальность влепила всем неслабую оплеуху. Да, социум – это та ещё стерва, и никогда не знаешь точно, когда у неё случиться ПМС. Наш мир всегда стоит на краю. Мир «Трансмитрополитена» словно застыл в состоянии вялотекущего апокалипсиса. В любой момент какой-нибудь юный хакер может препрошить свой домашний «собиратель», в обход «законов робототехники» и заделать на нём «серую слизь», или какую другую «машину судного дня». Вот вам и кривое зеркало футурологии.

Структурно сюжет комикса напоминает сюжет сериала «Секретные материалы». Так же есть главы посвящённые «основной мифологии» — крестовому походу Спайдера против не чистых на руку политиков, и «монстры недели» — истории и проблемы, освещаемые им в его колонке «I hate it here». Подача материала печатным монологом героя удивительно цепляет. Язык статей Спайдера ёмкий, грубый и циничный, нередко разбавленный незацензуренными ругательствами, но от этого ещё более живой. При этом, две структурные составляющие сюжета крепко связаны и дополняют друг друга. Вы не найдёте в комиксе неинтересных персонажей. Вообще! Всё-таки журналист должен держать читателя на крючке и преподносить всё в яркой и интересной форме, а Спайдер хороший журналист. Каждый герой сыграет свою роль в сюжете, каждое ружьё на стене выстрелит. Диалоги на высоте. Взаимоотношения между персонажами переданы невероятно реалистично, не во всех произведениях так сильно проникаешься героями, ты и любишь их и ненавидишь и снова любишь, как будто это твои друзья. Сам мир невероятно достоверен и реалистичен. Как уже писалось в начале, мы не можем достоверно просчитывать ход технологического прогресса и может мир будет не совсем такой, каким он изображен в комиксе, но основные тенденции «развития» общества показаны верно.

Довольно похвалы. У читателей может сложиться впечатление, что комикс идеален. Так ли это? Разумеется нет! Главным недостатком, равно как и достоинством, комикса является Спайдер! Именно такие как он и ему подобные персонажи вроде доктора Хауса, доктора Лайтмана, доктора Быкова, доктора Лектора, Александра Гордона и породили глупую моду на мудачество в среде интеллектуального большинства. Как не прискорбно это признавать, но читатель или зритель всегда начинает подражать полюбившемуся персонажу. А все эти герои-мудаки, вечно спасающие людей, которых они ненавидят, всегда выглядят жутко обаятельными. Хотя в жизни это не так (к слову, в комиксе этому уделяется немало внимания, посмотрите, как не просто ассистенткам Спайдера уживаться с его чудачествами, пренебрежением личной гигиеной, вечным беспорядком и ублюдошным отношением к людям). Чаще всего читатель напрочь забывает, что вся харизма персонажа строится не на том, что он мудак, а на том, что он надёжный человек и высококлассный профессионал, не смотря на то, что он мудак. Между прочим, в самом комиксе это даже было показано, в тех главах, где Спайдер становится мегапопулярным и ненавидит всех ещё больше, за то, что они его любят и пытаются ему подражать. Чёрт! Вот дерьмо! Этот комикс и тут выкрутился! 

Довершает картину прекрасный рисунок Дэрика Робертсона. Прорисовка лишена малейшей расплывчатости, угловатости или схематичности. У людей из толпы можно разглядеть детали одежды и выражения лиц. Некоторые кадры больше похожи на ротоскопированные фотографии.

Возможно «Трансметрополитен» чуть менее широко известен, чем культовые работы Мура, Миллера и Моррисона, особенно у нас в стране, но те, кто в теме, давно возвели его в культ. Одно время ходили слухи о экранизации в виде мультсериала, но дело не пошло. Сами авторы заявляли, что если их произведение когда-либо и будет экранизировано, то они хотели бы видеть в роли Спайдера Тима Рота.

В России комикс не издавался, хотя в прошлом году издательство XL Media и заявляло о планах на приобретение лицензии, но что-то не заладилось. Любительские же переводы в сети несут печать типичных грехов сетевых переводов: перепутанные страницы, невыдержанный стиль перевода, в силу, вероятно, постоянной смены переводчиков (например, название колонки Спайдера «I hate it here» переводят в разных главах и как «Я ненавижу быть здесь», и как «Я ненавижу это вокруг себя», и как «Мне здесь тошно»). Лучше читать в оригинале. Хотя стоит отдать должное — фанаты старались. Если есть желание приобрести комикс в бумаге, то англоязычные издания вполне можно найти в столичных комикс-магазинах.

Если и можно в современной фантастике отыскать образ будущего, в который действительно веришь — это комикс «Трансметрополитен». Если где и показывают наглядно, что сила в правде и тот, за кем правда, тот и сильнее, то это «Трансметрополитен» (хотя «Брат 2» конечно вне конкуренции). Всё это дополнено прекрасно прописанными персонажами, умным подтекстом и просто восхитительным рисунком Дэрика Робертсона. «Трансметрополитен» однозначно шедевр Уоррэна Эллиса. Всем любителям политических детективов, посткиберпанка, биопанка и прочих панков, футурологии, трансгуманизма и просто хорошей научной фантастики читать обязательно.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх