DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Тяжелый джаз итальянских толкинистов

Проект Ephel Duath образовался в конце 1990-х годов в форме дуэта, куда вошли двое молодых парней Дэвид Тисо (вокал, гитара, синтезатор) и Джулиано Маджикато (гитара, бас, вокал). Буквально с первой попытки, ещё на демо-записи «Opera» им удалось аккуратно отклониться от радикального звучания black-metal в сторону экспериментального саунда.

Ephel Duath

Они так успешно начали проводить опыты по расширению рамок этого жанра, что невольно стали заходить на территорию авангарда. Конечно, демо было ещё совсем сырым, но под известную пословицу: «Первый блин комом» явно не подпадало. Были заметны влияния знатных маэстро того периода, например, Emperor, которые, как известно, на закате своего творчества ударились в такие немыслимые эксперименты, что от понятия блэка там почти ничего не осталось…

Ephel Duath - Opera

Но всё-таки внутри «Opera» было что-то особенное, в ней было заложено то самое зерно здравомыслия, которое должно было привести Ephel Duath к вершинам нового направления тяжёлой музыки. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь! Плоды становления творческого пути проекта стали заметны сразу – после распространения демо в количестве двух тысяч копий, музыканты заключили контракт с лейблом Code666. Пока контора помогала ребятам с созданием своей первой полнометражной работы, отправив к ним на подмогу своего продюсера, треки с демо-записи были выложены во всемирную паутину для бесплатного скачивания. Успех был ошеломительным, согласно официальной информации, интернет-пользователи скачали 35000 копий первенца, благодаря чему Ephel Duath продержались более 4-х месяцев в топе блэк-чартов. Разумеется, новоиспечённые поклонники уже были в ожидании лонгплея.    

Миллениум ознаменовался для проекта выходом «Phormula», он поступил в продажу летом 2000 года и собрал массу положительных откликов со всего мира. Сложно было не заметить столь явно выделяющийся технический прогресс музыкантов, да спродюсирован диск был отлично. Что же по части музыкального исполнения? 

Ephel Duath ‎– Phormula

Альбом из разряда «нет слов – одни эмоции», он предназначен исключительно для настоящего гурмана, который не боится попробовать что-нибудь экстраординарное, например, сушёных насекомых, которых так любят в Юго-Восточной Азии, или лягушачьи лапки столь обожаемые во Франции. И дело даже не в том, придётся ли это новое блюдо вам по вкусу или нет, но вы его просто обязаны его отведать. Для той формулы, которую вывели Ephel Duath, нет даже конкретной аудитории, ведь она заключается в самой крайней грани black metal и в то время на такое ещё никто не сподобился. Музыканты оказались первооткрывателями, произведя настоящую революцию в жанре. Конечно, не будем забывать о таких грандах, как Arcturus, Ulver или всё тех же Emperor, но итальянцы пошли немного другим путём, использовав чуть ли не импровизационные методы в сбалансировании чёрного искусства и экспериментального авангарда. Хотя пока можно сделать вывод, что в мире метала не существует идеального сочетания блэка и авангарда – попытки большинства групп скрестить эти направления музыки оказываются неудачными. Впрочем Ephel Duath даже не пытаются что-то с чем-то соединить, они просто разбавляют блэк своим расшатанным видением музыкальной мозаики. Этот пазл собирается самостоятельно, от вас лишь требуется наблюдать и слушать, внимательно, трек за треком, прокручивая «Phormula» не один раз, потому что его действительно тяжело понять. Сэмлирование и программирование на грани гениальности и безумства, ударные, которые постоянно ломают ритм как им заблагорассудится, различные индустриальные вставки, дисгармония, которая подружилась с симфонией, плюс два вида вокала: чистый голос и скриминг – всего этого на дебютнике хватает с лихвой. Все композиции получились как минимум странными, но особенно среди них выделяются короткая инструментальная акустическая зарисовка «Myriad» с каким-то шаманским бубном и космически-фолковая «A Flickering Warmth».

Неожиданно Джулиано Маджикато уходит из состава, но лейблу было не по душе замораживать такой уникальный проект, поэтому было решено полностью укомплектовать Ephel Duath, чтобы получить продолжение так шикарно начавшегося банкета. Причём, пока шёл поиск музыкантов, партнёры Code666 из подразделения Code7 умудрились заключить выгодный контракт с известным значком Earache из Британии. Чтобы об Ephel Duath не забывали, пока проект был временно приостановлен, в 2002 году было решено выпустить «Rephormula» – переиздание дебютника, дополненного треками из демо «Opera».

Ephel Duath ‎– Rephormula

В результате, когда набор новых участников был завершён, группа превратились в нечто невообразимое. Ну, посудите сами: на басу очутился Фабио Феццио (профи по прогрессиву и фьюжну); на ударных оказался Дэвид Риовесан (учитель полиритмии, за плечами которого богатое джазовое и блюзовое прошлое); основатель Дэвид Тисо остался на своём месте в качестве гитариста, а вот вокальные партии были поделены – за них отвечали Дэвид Толомеи (обладатель мелодичного чистого войса) и нарушитель спокойствия Люциано Джордж Лоруссо (бешено ревущий, разбивая своими голосовыми связками благоприятную атмосферу, превращая её в жуткую какофонию звуков). Так как вы думаете, что могло из всего этого в итоге получиться?!

И вот, размашисто шагая, в 2003 году в этот мир вошёл второй полноформатник, перевернувший с ног на голову всю экстремальную тусовку - альбом «The Painter's Palette». Такого музыкального дикобраза было тяжело встретить сразу положительно или негативно, это надо было для начала переварить, ведь в нём сошлись сразу несколько жанров: black, jazz, hardcore, progressive и fusion, да ещё вдобавок и элементы хип-хопа. Пластинка насыщена бесконечными сменами ритма, давая на несколько секунд передохнуть бедному слушателю, чтобы тот за эту небольшую мысленную паузу успел подумать и представить, что же последует за этим дальше… И вновь неувязочка, так как подобное просто невозможно предугадать заранее, это полностью непредсказуемая палитра звуков и набор нестандартных схематичных рисунков, к которым циркулем, линейкой и серыми карандашами были созданы эскизы, ожидающие своей очереди нанесения на картину «The Painter's Palette». Подумать только!

Ephel Duath - The Painter Palette

Этот альбом навевает следующие образы: квинтет, засевший в собственной мастерской, устраивает ежедневные джем-сейшены, медленно потягивая коктейли, расслабленно покуривая время от времени Marlboro или Lucky Strike, повсюду клубы дыма в полумраке, обволакивающие висячую над потолком лампу, пиликая на гитарах, играя с вокалами, применяя различные маски, и хаотично постукивая на барабанах – джемуют, джемуют и джемуют! А про сладкие партии саксофона, нежно ласкающие слух, я уже молчу. Вот это настоящие профессионалы. Причём, как и подобает мастерам своего дела – никто из музыкантов не пытается сфокусировать внимание лишь на своей игре, все звучат определённо в меру, без какого бы то ни было напряжения, легко и непринуждённо, как порхающие бабочки – сказочно красивы и нежны, к ним ведь так и хочется прикоснуться рукой и почувствовать их приятное щекотание… Если проводить параллель с названием альбома – "Палитра художника", то диск оставляет такой глубокий след, будто чужая рука маэстро раскидала кистью эти пёстрые музыкальные фрагменты по разные стороны холста. Но, только соединив все части этой картины, можно увидеть целое – поистине провокационную работу, без оглядки на другие полотна, без какого-либо духа подражания и аналогий, чистое, неподдельное, искреннее искусство. Без преувеличения отмечу, что релиз является одной из самых авангардных пластинок за всю историю тяжёлой музыки.

После выхода диска Ephel Duath отправились на гастроли в поддержку альбома вместе с Lacuna Coil. Ну а в 2005 году музыканты переступили порог студии Studio 73, чтобы совместно с продюсером Риккардо Пассини приступить к записи нового материала. В результате опус под названием «Pain Necessary to Know» был готов осенью того же года. Релиз отметился жирным саундом, но в то же время получился достаточно резким. Это бриллиант, но каким он может быть без огранки? На обложке альбома видна мутная вода с медузами на заднем плане. Что и говорить, медузы хорошо символизируют название диска, его можно условно понять так: «чтобы узнать, надо испытать боль». Вряд ли плавая на поверхности, там, глубоко под водой вы сможете заметить медузу, пока не почувствуете на своём теле острый приступ боли от ожога вследствие её прикосновения. Точно так же вы не сможете определиться с идеей лучшей жизни, пока не ощутите боль. В понимании музыкантов боль необходима для получения знаний и только через многочисленные ощущения болевых эффектов можно научиться понимать, что действительно хорошо, а что плохо… Таков внутренний смысл «Pain Necessary to Know».  

Pain Necessary To Know 

Авангардная музыка в любом обличье редко представляет собой просто содержание. Существует определённая доля эстетики, которая сливается с частью её характера. Многие образчики авангарда, будь то конфронтационное произведение искусства или что-то ещё обычно держат потенциального потребителя на расстоянии вытянутой руки, предоставляя ему возможность посмотреть издалека, а не погружая немедленно внутрь своей идеологии. Маньяки Ephel Duath, конечно, в очередной раз произвели нечто особенное, представляя уникальное сочетание свободного джаза и маткора, который как интригует, так и держит слушателя на безопасном расстоянии. Но эта кажущаяся непростой эмоциональная негостеприимность лежит на поверхности, как только же вы захотите сделать шаг навстречу, вы будете удивлены и одновременно свалены с ног. Сначала это кажется уловкой, поскольку нет недостатка между поразительными структурами и изобретательностью песен, но эти интермедии разделены гнетущими, часто ломающими ритмы мелодий риффами, от которых порой начинает кружиться голова, а страдальческий вокал лишь помогает быстрее ощутить нехватку свежего воздуха. К счастью, бессистемный подход уравновешивается не слишком длинным хронометражом (а иногда и короче среднего) композиций, иначе можно было сойти с ума от всей этой полиритмии!

И снова группа разбивает все возможные клише своими джазовыми импровизациями, дополняя общую причудливую атмосферу. К сожалению, маловероятно, что это продукт предназначен для массового слушателя, всё-таки сказывается чрезмерно сложная конструкция треков: каждый аккорд наскакивает на другой, ещё не успев закончится, ударные партии не могут выписывать определённый чертёж, они постоянно меняют своё направление от круга к кругу, ну а гитары с басом и вовсе забыли про гармоничное сосуществование… Я, конечно, утрирую, но всё же «Pain Necessary to Know» слишком труден для восприятия обычного слушателя. 

Затем увидел свет альбом ремиксов под названием «Pain Remixes The Known», выпущенный летом 2007 года. Опус включил в себя 9 треков «от и до» забитых электронными экспериментами. С уверенностью могу заявить, что релиз не для слабонервных и с расшатавшейся психикой его лучше не слушать. Но в плане эволюции Ephel Duath он явно пошёл на пользу, потому как подобные извращения пригодятся общему росту команды на фоне джазовых выходок в её дальнейшем развитии.

 Through My Dog's Eyes

В связи с некоторыми разногласиями, Ephel Duath из полноценной группы неожиданно превращаются снова в проект, где на прежних местах остались лишь основатель Дэвид Тисо и вокалист Люциано Джордж Лоруссо. Но выход из положения был найден с новыми рекрутами. Наконец в это же время музыканты приступают к своему следующему концептуальному творению «Through My Dog's Eyes». Вот только Ephel Duath может прийти на ум посмотреть на мир глазами собаки! Они отправились в римскую студию Outer Sound, где вместе с продюсером Джузеппе Орландо сколотили очередное «нечто». Во время записи нового альбома к ним присоединился известный во всём мире ударник Марко Миннеман. Мастеринг будущего опуса проходил в финской студии Finnvox (HIM, Nightwish). Оформлением обложки занимался Селдон Хант (знакомый нам по работам с Neurosis и Isis). Также в создании опуса принял участие Бен Вейнман (The Dillinger Escape Plan), исполнивший электронные партии в треке «Bark Loud». Пассажи саксофона записал Stefano Ferrian в треке «Breed». Ну а завершает этот парад "звёзд" известный техно-рэп продюсер Луин Чано, внёсший свой вклад в композицию «Nina». Тогда музыканты отметили следующее: «Подготовительная работа была многообещающей. Мы будем злоупотреблять возможностью, чтобы повысить потенциал каждого трека. Уверены, что новый диск не только порадует старых фэнов, но и привлечёт новых». В результате он вышел в 2009 году, что только подтверждает слова Ephel Duath – они действительно выложились на записи по полной программе.

Все уже заждались новой пластинки, причина одна – прекрасный коллектив, который представляет необыкновенный живописный музыкальный мир на своих альбомах. Исходя из истории команды, каждый релиз отличался чуть ли не кардинальными изменениями в сочинении материала, раз за разом преподнося что-то новое и неопределённое, поэтому когда была заранее оглашена концепция диска стало немного смешно, но зато не обошлось же без интриги! Но для многих поклонников группы было сомнительным сделать какие-либо прогнозы относительно свежего звучания, ведь в команде появились новые участники.

«Through My Dog's Eyes» представляет лирическое повествование от первого лица в форме небольших новелл. Музыканты никоим образом не пытались показать какое-то превосходство или провести параллель между человеком и животным. Всё, что они были намерены сделать — уловить суть того, как, по их мнению, собака может видеть и ощущать жизнь. Именно по этой причине за основу было взято повествование от первого лица, всё это - размышления с огромной долей фантазии. Итальянцы подталкивают людей к мысли об этом концепте, как об оде одному из животных с наибольшей человечностью в глазах. Релиз показывает динамику отношений между ними и сложность их эмоций в совместном мире. Ведь питомец может чувствовать и переживать за растущее давление от депрессии на человека, его желание добиться большего в жизни и быть счастливым. На альбоме забавно наблюдать, кто рычит, а кто кричит о погоне кошек, кто рассказывает о таинственном хранении костей и даже делится более философскими высказываниями, которые возникают между повествованием пса и его хозяина.

Хардкоровский ор по-прежнему преследует нас на протяжении звучания всего диска, не осталось и чистого вокала (не считая рэперских бэк-подпевок), исчезли джазовые махинации, зато стало заметно влияние блюза («Gift» или «Promenade»), а иногда и хард-рок со стоунером берут бразды правления, ну а вязкие и загрязнённые гитары точно пришли из сладжа («Silent Door» или «Guardian»). Простое изменение звука не может дразнить как прежде, потеря былой агрессивности здесь достигла пика. Поэтому могу добавить, что с «Through My Dog's Eyes» группа упустила возможность и дальше называться авангардом или хотя бы экспериментальным бэндом, так как она отказалась от этого, пожертвовав живостью звучания и разнообразными накрученными музыкальными пластами, где смена ритма внедрялась чуть ли не каждые 10 секунд. 

Спустя 6 месяцев музыканты покидают лейбл Earache Records. Кроме того, вокалист Люциано Джордж Лоруссо был уволен по причинам личного и финансового плана. А в 2010 году Дэвид Тисо решил параллельно сколотить другое детище - Manuscripts Don't Burn, заявив следующее: «Я думал о том, чтобы создать единоличный проект ещё с 90-х годов, в пору увлечения блэк-металлом. Я установил новые границы: никто также не должен вмешиваться в исполнение и процесс записи». Через год Ephel Duath подписывается на значок Agonia Records. В начале 2012 года стартовала запись нового EP «On Death and Cosmos». Теперь к проекту присоединились легендарный басист Стив ДиДЖоржио (Death, Testament, Sadus, Obscura) и певица Кэрин Кризис (Crisis). За сведение взялся Эотк Рутан (Cannibal Corpse, Hate Eternal, Agnostic Front), а за мастеринг – Алан Душес (Death, Swans, Mastodon, Converge, Baroness, The Dillinger Escape Plan, Clutch). Так что, как видите, эти люди в особом представлении не нуждаются, их послужной список говорит сам за себя.

«On Death And Cosmos» представляет собой двадцатиминутный концептуальный миньон, состоящий из трёх треков – «Black Prism», «Raqia» и «Stardust Rain». И это одна из самых напряженных и печальных работ, выходивших из-под пера группы. Тексты посвящены смерти и покинутости в этом отрешённом мире, потере и самотрансформации воли: погружение во тьму, которое может дать рождение новому свету.

В то время как большая часть музыки является зубчатой и не стройной, а какой-то исковерканной, особенно в гитарном саунде, есть беспокойное чувство стеснения. Это почти буря звуковой ярости, но находящаяся в ловушке, как будто для неё нет возможности высвободиться. В частности, треку «Raqia» серьезно не хватает силы и ударной волны. Вокал может быть и экстремально рычит, но музыка, идущая за ним по пятам, явно не соответствует интенсивности, словно инструменты играют совсем другую мелодию. Кажется, что все блэковые, джазовые и другие тяжёлые элементы должны быть собраны в ином порядке. Безусловно, конечный результат на слух ложится хорошо, имеет ровный и спокойный каркас, но в целом оставляет блеклое послевкусие, как будто в миньоне отсутствует какой-то дополнительный кусок, чтобы связать всё это вместе воедино.

Hemmed By Light

2013 год ознаменовал выпуск последнего на данный момент лонгплея «Hemmed By Light, Shaped By Darkness», на котором становится окончательно понятно, что прошлых вершин, таких как «The Painter's Palette» или «Pain Necessary to Know» Ephel Duath уже не достичь. Конечно, творчество группы всегда намекало нам на то, что повторных опусов, а уж тем более самоплагиата никогда не будет, но этот релиз даже близко не подходит к вышеупомянутым работам. Новый материал - это своеобразное подведение итогов, подчёркнутое жирной, красной чертой. Всё, чего достигла группа на протяжении своей музыкальной деятельности. Всё, чего она добилась как с ушедшими участниками проекта, так и с новыми членами. Это очередной конец одного пути и начало абсолютно нового маршрута, а вот куда он приведёт - никто не знает.

Лонгплеем занималась вся прежняя команда, кроме басиста, теперь его место занял Брайан Белли, известный по работам с Майком Кинелли, Стивом Ваемi, Dethklok, Джеймсом Ля Бри др. Оформление диска получилось лучшим из всех, что были ранее. Дэн Сора вместе с Эроном Альфри создали нечто особенное. Иллюстрации, помещённые в буклет, дополняют музыкальную начинку некой магической составляющей, демонстрируя какой был тогда у группы настрой. Основная часть пластинки родилась с намерением запечатлеть какой-то момент времени. Большинство музыкантов обычно делятся альбомами со всем миром, чтобы показать, где они находятся сейчас, на каком этапе самосознания и личного развития. Дэвид Тисо был очень рад представить нам этот диск, потому что он не только показывает и определяет его, как творческую единицу, но с «Hemmed By Light, Shaped By Darkness» мы получаем ключ к тому месту в голове музыканта, где прячется он и его самые потайные мысли… 

Как и следовало ожидать, основанные на предыдущих релизах структуры композиций довольно сюрреалистичны, с небольшим количеством прог/джазовой комбинации, сконцентрированной в распылённом блэковом облаке. Звучание получилось бесцельным, иногда странным, но не хаотичным, чем частенько грешила команда, и слегка экспериментальным, не потеряв при этом общий образ конструкций треков. Вокал отличается от нормы на блэковых или дэтовых альбомах, ему не хватает вариаций, но он оказывается хорошим показателем изменения темпа и добавляет оттенков жестокости. Всё содержимое диска вращается вокруг гитарной работы, которая варьируется между извилистым прогрессивом и тягучим, сладжевым риффингом. Все остальные инструменты играют роль «второй скрипки», находя способы существовать вокруг гитар. С другой стороны, возникли прекрасные творческие отношения между барабанами и гитарами, что привело к динамизму, которого ранее группа не достигала. Пластинка сеет обилие туманных соло, предлагая окунуться в гораздо более широкий спектр эмоций. Предыдущий EP был довольно печальным с точки зрения механизмов музыкального подъёма, а в новой работе много эмоционально говорящих аккордов. На самом деле, мне так и не удалось до сих пор полностью понять «Hemmed By Light, Shaped By Darkness». Меня постигло разочарование, наверно, как большинство фанатов этой замечательной формации. Я думаю, что сей диск является вратами в никуда, как поётся в одной из композиций с этого альбома.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)