ФОБИЯ

То, что найдено в нейтральных водах

Корабль-призрак / Ghost Ship

США, Австралия, 2002

Жанр: ужасы

Режиссер: Стив Бек

Сценарий: Марк Хэнлон, Джон Пог

В ролях: Джулианна Маргулис, Десмонд Хэррингтон, Гэбриел Бирн

Похожие фильмы:

  • «Глубина» (2002)
  • «Треугольник» (2009)
  • «Подъем с глубины» (1998)

Корабль-призрак 

На земле нет людей более суеверных, чем матросы, и нет стихии, подарившей нам больше мрачных легенд, чем море. Не зря же во все времена просоленные морские волки не стеснялись строго следовать самым бредовым (на взгляд непосвященного человека) ритуалам. Никто не знает наперед, что скрывается в глубоких зеленоватых водах…

В фильме «Корабль-призрак» воплотился, как следует уже из названия, один из самых популярных морских мифов. В один ряд с «Летучим Голландцем», «Марией Селестой» и многими другими встал трансатлантический лайнер «Антония Граза». Несколько десятков лет назад огромное судно вышло в море, но так и не добралось до порта назначения. Пышный плавучий дворец опустел. Не было сигналов бедствия, из моря не спасли ни одного пассажира или члена команды, не обнаружили ни одной шлюпки. Больше тысячи человек словно в один миг растворились в воздухе. Медленно разрушаясь, неуправляемый лайнер бороздил просторы океана, пока не оказался в Беринговом море, где его и обнаружил летчик метеослужбы.

Согласно морским законам, суровым, но справедливым, все, что было найдено в нейтральных водах, становится собственностью нашедшего. Но, с другой стороны, всегда ли безопасно пытаться отнять у моря его игрушку? Попытаться проверить это решила небольшая, но отважная команда буксира «Арктический воин», нанятая тем самым удачливым пилотом…

Корабль-призрак 

Такова завязка фильма «Корабль-призрак». На первый взгляд, сюжет кажется совершенно не оригинальным, даже в чем-то клишированным. Чутье привыкшего к хоррорам человека моментально распределяет между членами команды роли: гибель этого будет наказанием за скепсис, этого ждет сумасшествие, а ее, пожалуй, замучает до смерти привидение. Но это очень обманчивое впечатление. Подобно тому, как «Антония Граза» оказывается совсем не тем, чем кажется внешне, картонность персонажей тоже оказывается обманкой.

Герои вырываются из оков приевшихся шаблонов, чтобы раскрыть знакомые образы под новым, не совсем обычным углом. И это, безусловно, заслуга великолепной работы актеров. Особенно приятно наблюдать за игрой Десмонда Хэррингтона и Гэбриела Бирна. Эти двое настолько вжились в образы своих героев, пилота-метеоролога и капитана буксира соответственно, что верить им начинаешь сразу же и безоговорочно. Впрочем, выделять каких-то актеров было бы нечестно по отношению к остальным. На славу постарались все, и каждый член экипажа «Арктического воина» к середине фильма уже воспринимается как живой человек, чуть ли не приятель.

Корабль-призрак 

Но в любом случае главным персонажем этой ленты является «Антония Граза», тот самый корабль-призрак. Огромный, мрачный и неприветливый, он таит в своих отсеках воспоминания об ужасных событиях. Атмосфера заброшенного судна, долгие годы бывшего неуправляемым, в фильме воссоздана великолепно. Лайнер подавляет своими размерами и пугает уже тем, как противоестественно выглядят пышно убранные залы, многие годы проведшие в запустении. Но все же, соглашаясь с нашедшими его моряками, нельзя не признать того, что «Антония Граза» красива той же угрюмой красотой, что и дома с привидениями. С той лишь разницей, что из домов сравнительно просто сбежать, ведь они не болтаются, лишенные якорей, в открытом море.

По мере того, как история движется вперед, перед зрителем начинают проявляться следы ужасной драмы, разыгравшейся на борту круизного лайнера много лет назад. Стив Бек, на счету которого всего два фильма, действует умело, на зависть многим куда более опытным режиссерам. Он не обрушивает на зрителя шквал информации, заставляя барахтаться в ней, выискивая взаимосвязи. Свидетельства того, что на судне что-то не в порядке, подаются дозированно, через призму восприятия разных героев, постепенно складываясь в цельную картину. Умело поданная история из далекого прошлого не провисает, вызывая скуку, и не тормозит сюжет, а лишь подогревает интерес к происходящему. И в какой-то момент лайнер перестает казаться великолепной добычей удачливых моряков. Он воспринимается уже как ловушка, из которой едва ли возможно выбраться, сохранив жизнь и рассудок.

Корабль-призрак 

Если же говорить о технической части, то ленту также можно только похвалить. Картинка в «Корабле-призраке» призвана работать на атмосферу, и со своей задачей прекрасно справляется. Особенно приятно то, что, несмотря на обилие сцен, происходящих в полутемных помещениях либо ночью под открытым небом, слепо вглядываться в абсолютно черный прямоугольник экрана не приходится – прекрасно видно все, что нужно увидеть зрителю в данный момент. Компьютерная графика, если судить по современным меркам, может показаться немного топорной. Однако с момента выхода ленты в прокат прошло уже пятнадцать лет, срок для отрасли более чем солидный. А в 2002 году все это выглядело очень достойно, немалый бюджет явно потратили с толком.

У многих людей море ассоциируется, в первую очередь, со звуками, и в «Корабле-призраке» они также играют не последнюю роль. Старый корабль не может не звучать: плещет вода о ржавый борт, стонет усталый металл переборок… Без всего этого великолепия, кропотливо воссозданного в картине, вряд ли удалось бы показать атмосферу запустения, грусти и ужаса, царящую на судне. Даже главная музыкальная тема фильма важна для этой атмосферы. Если при первом прослушивании, когда плавучий дворец лишь появляется на радаре, она кажется чужеродной и раздражающей, то в конце ее звучание будто обретает новую глубину и смысл.

Подводя итоги, можно сказать, что «Корабль-призрак» – это еще одна лента, не сразу оцененная по достоинству. Не ясно, подкачала ли тематика, либо просто так сошлись звезды, но поначалу об этом фильме отзывались как о «середнячке», не слишком страшном и не слишком интересном. Однако он достоин иной оценки, явно более высокой, и сейчас, полтора десятка лет спустя, об этом можно говорить совершенно определенно. Он очаровывает своим сюжетом, основанным на переосмыслении древней легенды, запоминающимися персонажами и сценами, тщательно воссозданным образом заброшенного судна... И незабываемым ощущением тайны, отчаяния и страха.

Корабль-призрак

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх