DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Трилогия о суперлюдях Уоррена Эллиса. Часть 1 из 3: Black Summer

 

Уоррен Эллис

Британский сценарист комиксов Уоррен Эллис хорошо известен даже в России. «Фантастическая четвёрка» №69–80, «Marvel Команда» №96–97, «Пришествие Галактуса», «ФрикАнгелы», «Железный человек: Экстремис», «Лунный рыцарь: Из мёртвых», «Фелл: Город обречённых», «Громовержцы: Вера в монстров» – всё это работы Эллиса, переведённые на русский язык. Тот же, кто не читает комиксов, но смотрит фильмы на их основе/по мотивам, мог видеть экранизации историй британца. «Железный человек 3» снят по его комиксу «Железный человек: Экстремис», возможно даже, что в качестве отсылки авторы фильма дали вымышленному президенту фамилию Эллис. «РЭД» с Брюсом Уиллисом в главных ролях также снят по комиксу британца. К слову, он писал не только комиксы, есть за его плечами несколько литературных трудов, например, романы Crooked Little Vein и Gun Machine и сценарии для таких видеоигр как: Cold Winter, Hostile Waters: Antaeus Rising и Dead Space.

В США Эллис сотрудничал с несколькими издательствами комиксов, в частности он написал много работ о супергероях для гиганта Marvel Comics. Но работы, о которых будет этот текст, британец сочинил для не такого большого издательства, для Avatar Press, известного тем, что предлагало видным авторам создавать истории без каких-либо ограничений по содержанию. В том, чтобы писать истории о суперлюдях/супергероях без покровительства большой компании или в пространстве, не занятом уже сформированной комикс-вселенной, Эллис нашёл огромный плюс: без подобных ограничений через работы автор может задавать серьёзные вопросы прямо и жёстко. Этим британец и занимался на страницах Black Summer, No Hero и Supergod – условной трилогии, написанной для Avatar. Первый комикс, по словам Эллиса, о сверхлюдях, которые были слишком человечны, второй, наоборот – о бесчеловечных сверхлюдях, третий же – о сверхлюдях, которые перестали быть людьми и превратились в нечто совершенно иное. Эти комиксы – особый взгляд на сюжеты о суперлюдях и супергероях, несколько циничный, приземлённый и реалистичный. Три истории, которые задают читателю разные вопросы, но объединяет их одна тема и один общий вопрос, что звучит громче остальных: «Так ли людям нужны супергерои, о которых они мечтают?»

 

BLACK SUMMER / ЧЁРНОЕ ЛЕТО

Обложка Black Summer #0

Художник: Хуан Хосе Рип

Цвет: Марк Свини и Грег Уоллер

Год выхода: 2007–2008

Кол–во выпусков: 8=#0–7

 

За некоторое время до начала работы над Black Summer Эллис заключил три пари с Уильямом Кристенсеном, основателем и шеф-редактором AvatarPress. Эллис должен был придумать что-нибудь новое на тему зомби, написать фэнтези-историю и сотворить оригинальный сюжет о супергероях. Чем-то новым про зомби стала мини-серия Blackgas, фэнтези – Wolfskin, оригинальным сюжетом о супергероях – Black Summer. И опять же за некоторое время (пару лет) до работы над последним комиксом британец снова начал сотрудничать с Marvel. За ту «пару лет» он написал для издательства-гиганта довольно много историй о сверхлюдях так что, приступая к обдумыванию оригинального сюжета о супергероях, Эллис был более чем знаком с тем, чем «живут и дышат» комиксы о них того времени. Так, например, он решил использовать тему политики в сюжете ввиду того, что она снова стала популярна в супергеройских историях. У Эллиса, кстати, ещё со времени его работы над сериями Stormwatch и TheAuthority политика играла важную роль в сюжетах о сверхъестественных защитниках человечества, таковой она осталась и в Black Summer.

О чём в общем Black Summer? Эллис писал, что эта его история об ограничениях. В подавляющем большинстве комиксов о супергероях центральное лицо – герой в маске, мститель вне закона, который выполняет работу полиции, охотясь за преступниками. Один из вопросов Эллиса, заданный в комиксе, звучит примерно так: «Если общество разрешает авантюристам в масках бороться с преступностью, должно ли оно ограничивать их?». Другими словами: «Где же находится предел того, что дозволено делать супергерою на благо общества?». Допустим, если преступником окажется не кто-нибудь, а президент страны, в которой действует супергерой, то что ему делать?

Black Summer начинается очень мощно, с убийства супергероем Джоном Хорусом президента США 3 июля 2006 года, то есть накануне одного из главных праздников США – Дня независимости, отмечаемого 4 июля. Мотив Хоруса как раз в том, что он не считает страну независимой и свободной. По мнению супергероя, власть в стране долгое время принадлежала преступникам из администрации, которые получили её, сфальсифицировав выборы; преступникам, которые могли намеренно заставить супергероев покинуть страну накануне 11 сентября 2001 года, и позволить террористам атаковать ВТЦ; преступникам, которые в ответ на теракт устроили незаконную войну в Ираке и ради корпоративной выгоды пожертвовали жизнями многих невинных людей по обе стороны конфликта. Хорус считал, что его Америка превратилась в страну зла, и не смог смириться с этим. Он решил действовать, быстро, решительно, жёстко. Ради благих целей – сделать страну снова свободной и независимой от преступников во власти, провести честные выборы, он совершил несколько политических убийств (казнил герой не только президента, но и нескольких членов его команды). Хорус действовал как злодей, но он оправдывает себя тем, что убил преступников из любви к гражданам США и их свободе. Кстати, имя президента в комиксе не называют, но, судя по изображению на одной из обложек первого выпуска и обвинениям Хоруса в его адрес, нетрудно догадаться, что был убит альтернативный Джордж Буш-младший.

Джон Хорус (справа) после бойни в Овальном кабинете на альтернативной обложке Black Summer #0

Мотивы Хоруса так же интересны, как и его показательное поведение. Хорус – радикал и идеалист. Для других – и простых граждан, и его друзей-супергероев – очевидно, что он перешёл черту, границу дозволенного ему обществом, но, похоже, что только он один этого не понимает. Для Хоруса всё просто: тот, кто нарушил закон, должен быть наказан. А так как преступником оказался сам президент, и честный суд над ним, видимо, казался герою невозможным, то он не нашёл никакого другого способа восстановить справедливость и наказать президента-преступника кроме как самому казнить его. Очень важно, что Хорус поступает так, как он единолично решил. Здесь для него опять же всё просто: как только общество позволило ему и подобным мстителям вне закона бороться с несправедливостью, как они того хотят, общество перестало за них отвечать. Вполне вероятно, что оно и дальше спокойно бы смотрело сквозь пальцы на деятельность героев вне закона и позволяло бы им бороться с преступниками, так как они считают нужным, если бы Джон Хорус не посчитал преступником президента США.

Но Black Summer – это история не только о супергерое Джоне Хорусе, она обо всей той команде, частью которой он когда-то был – «Семи стволах». Политически образованные учёные – Том Нуар, Лора Торч, Зои Джамп, Кэтрин Артемида, Анджела/«Ангел Один», Доминик Атлас Хайд и Джон Хорус, – когда-то в молодости они решили бороться с преступностью (в том числе с продажными полицейскими и военизированными частными охранными фирмами) в родном городе. Стоял у истоков команды и ещё один человек, неофициальный «восьмой ствол» Фрэнк Блэксмит, гений, который помог семёрке создать их оружейные апгрейды, – особые способности, модификации тела, связанные с уникальным оружием каждого из семи учёных. Они стали супергероями, общество приветствовало их незаконную борьбу с преступностью и спокойно закрывало глаза на то, что «Семь стволов» использовали против врагов смертельное оружие. Наличие у семёрки «стволов» было изначально обусловлено тем, что их противники были вооружены, а ещё у Эллиса это отсылка к корням историй о супергероях, ведь такие персонажи палп-журналов как Тень и Док Сэвидж пользовались пистолетами (подробнее об этих героях читайте здесь).

Доминик Атлас Хайд, Ангел Один (сверху справа) и Кэтрин Артемида, и Зои Джамп (снизу справа) против армии США (слева) на альтернативной обложке Black Summer #5

Спустя годы супергеройства «Семь стволов» начали нести потери: первым был убит Фрэнк Блексмит, затем взрыв бомбы унёс жизнь Лоры Торч, а её возлюбленного, Тома Нуара, превратил в одноногого калеку. Вскоре после этого Нуар покидает команду, а остальные участники отдаляются друг от друга. Когда-то они были молодыми идеалистами, когда-то они были героями и сражались со злом. На момент начала комикса ещё живым «Стволам» уже по 30 лет, а Джон Хорус готовится начать главную битву в их жизни.

Эллис противопоставляет Хорусу Тома Нуара, на момент начала истории последний – калека-алкоголик, уже долгое время не включавший (то есть активирующий голосовой командой) апгрейды. Именно за ним, первым из «Стволов», после бойни в Белом доме приходят правительственные убийцы.

Том Нуар (справа) против правительственного убийцы (слева) на альтернативной обложке Black Summer #1

К разрешению конфликта в истории Эллис применяет два подхода: реалистичный и комиксовый. Реалистичный в том, что за героями начинает охоту армия США, за всеми героями, потому что теперь правительство не может доверять никому из живых «Семи стволов». Пехота и танки на улицах – против «сухопутных» супергероев и вертолёты с самолётами в воздухе – против летающих. Комиксовый же подход в том, что правительство тайно создавало новых суперлюдей, подобных «Стволам», и когда армия показала неспособность противостоять супергероям, их бросили в бой.

Между США и её героями начинается настоящая война. Накопленные недоверие и страхи, а также непонимание заставляют их сражаться снова и снова, что приводит к большим жертвам. Из выпусков новостей и рассказов персонажей мы узнаём, что правительство давно хотело снять маски со «Стволов», а также, что оно пыталось настроить общество против них. В общем, власть имущие уже некоторое время старались избавиться от супергероев, представляющих для них очень большую угрозу.

«Стволы» сражаются с американской армией на страницах Black Summer #4

Противопоставляются у Эллиса не только люди и суперлюди, «Стволы» тоже разделяются точками зрения на справедливость: на одной стороне оказывается Джон Хорус в одиночестве, на другой его бывшие суперсоратники. Позже и последние разделяются: троица оставшихся в живых «Стволов»-девушек занимаются спасением мирного населения города, разрушенного после их боя с правительственными агентами. А Том Нуар отправляется убивать Джона Хоруса. По мнению самого Уоррена Эллиса, есть пугающая вероятность, что Хорус был прав, когда казнил президента-преступника. Потому что Джон – хороший человек, который просто не мог стоять в стороне и закрывать глаза на ужасные преступления власть имущих. Кое-кому из «Стволов» на последних вообще было плевать, ведь народ США сам назначил преступников управлять страной, а значит, ему тоже было на это плевать. Враг Джона объяснял борьбу с ним той точкой зрения, что один человек не имеет права делать выбор за целый народ, и никакая суперсила не наделит его полномочиями единолично принимать законы, решать, как жить целой стране. А Том Нуар смотрел на ситуацию несколько по-старомодному, он считал, что судить правительство за их преступления можно было только по закону, а убив президента, Хорус сам стал преступником, заслуживающим наказания. Просто сам Джон не мог этого осознать, а может, ему было некогда, он был занят тем, что слишком сильно хотел всех спасти. Но вместо спасения принёс многим лишь смерть. Так что комикс Black Summer, пожалуй, не только об ограничениях, он ещё и о выборе. Разные герои делали собственный, кто оказался прав, а кто из них – нет, пусть каждый читатель решит для себя сам.

Хуан Хосе Рип

Рисовал комикс испанский художник Хуан Хосе Рип. У него интересный стиль, в частности у его персонажей узнаваемые вытянутые широкие лица, узкие глаза и волевые квадратные подбородки. Брутальные люди на его иллюстрациях сходятся в зрелищных схватках, окрашенных в очень яркие цвета. За последнее спасибо колористам. Единственное, за что действительно стоит покритиковать рисунок, так это за излишнюю детализацию. Выпуски с большим количеством экшена станут испытанием для глаз читателя.

Рассказ об условной трилогии Уоррена Эллиса о супергероях, написанной для AvatarPress, будет продолжен в следующем месяце. На очереди серия NoHero. 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)