ГОЛЕМ

Трилогия о суперлюдях Уоррена Эллиса. Часть 3 из 3: Supergod

 

SUPERGOD / СУПЕРБОГ

Художник: Гарри Гастони

Год выхода: 2009–2010

Кол–во выпусков: 5=#1–5

«Мольбы о спасении летающим человеком вас погубят» – такая цитата открывает все выпуски Supergod, комикс об Апокалипсисе, историю о сверхлюдях, которые больше не люди, а нечто другое, нечто большее, неконтролируемые боги, которых создали простые смертные для своего пользования, для своего счастья, но получили вместо него кое-что совсем другое. Этот комикс – ещё одно смелое высказывание Уоррена Эллиса на тему сверхлюдей, на этот раз с религиозным подтекстом и напичканное религиозными цитатами, символами и аллюзиями. Посмотрите хотя бы на обложку первого выпуска, и вы увидите распятого на кресте супергероя (судя по костюму, это он), словно Иисус Христос. Этот самый супергерой, кстати, может быть пародией на богоподобного Супермена (опять же, судя по костюму) из вселенной комиксов DC, который умеет летать, и на подобных которому Эллис не советует надеяться своим читателям. Почему? Ответ в комиксе. И он не заставляет себя ждать.

Практически весь сюжет Supergod – это один большой флэшбэк о Конце света, а рассказывает, как миру настал конец, учёный-британец по имени Саймон Реддин, сидя на развалинах Лондона. Что же в самом начале мы узнаём из его рассказа? Что вся религиозная история – это история о людях, пытающихся создать чудесных существ, которые спасут мир, мессий в человеческом теле, которые спасут абсолютно всех, и что все великие проекты ХХ века по созданию сверхчеловека велись именно ради этого. Какая чудесная идея, не правда ли? Создать личного бога, способного за поклонение, веру в себя, творить бесплатные чудеса; возложить на рукотворного господа ответственность за мир и внушить ему мысль этот мир спасать или просто облагораживать. Но у этой задумки был один изъян: превратившись из людей в нечто большее, лишившись человечности, эти искусственные боги начали делать всё по своему личному усмотрению, в соответствии со своей новой «божественной» логикой, недоступной обычным людям. В соответствии со своими новыми взглядами, они начали менять мир. И к чему же они в итоге привели человечество понятно по первым страницам Supergod, где Апокалипсис представлен во всей своей ужасающей красоте. Впрочем, как становится понятно из комикса, виноваты в гибели собственного мира, в первую очередь, люди, а фатальным для Земли стало непонимание между простыми смертными и их рукотворными божками. А вот чтобы узнать, как именно мир погиб, и как шло создание супербогов людьми, для этого нужно «слушать» исповедь Саймона Реддина.

Первый из сверхлюдей был создан англичанами. В 1955 году они тайно запустили ракету в космос с экипажем из трёх человек. Англичане хотели проверить, что может случиться с людьми в загадочном для них пространстве космоса. И через три недели после запуска корабля, экипаж вернулся на Землю в новой форме. Все три человека там, в космосе, срослись с грибными иноземными спорами (известно, что грибные споры могут выживать в космосе) в одно существо с тремя лицами. Англичане отправили своего сверхчеловека в подземный бункер, тогда же он получил своё «божественное» имя – Морриган Лугус.

Так его назвали в честь двух кельтских трёхголовых божеств. Иногда он общался с людьми, используя звук или радиосигналы. (И именно он выдвинул ту идею, что люди предрасположены придумывать себе идолов и богов для поклонения, и по-другому они просто не могут существовать.) А в некоторых случаях Морриган Лугус выбрасывал споры. Ещё более странным способом он влиял на участников проекта: те начали ему поклоняться и молиться, а ещё онанировать в его присутствии с неистовой силой. Чем не злобная пародия на религиозных фанатиков? Собственно, всё, чем хотели заниматься люди рядом с Морриганом Лугусом, так это мастурбировать на него, заняться с ним сексом и вдыхать его споры. Он был той ещё проблемой, и настоящей головной болью для его стражников стала необходимость сдерживать распространение грибных суперспор, но настоящие проблемы у мира начались с появлением второго искусственного бога – Кришны.

Его создали индийские учёные, для того, чтобы решить проблемы своей страны, связанные с перенаселением и такими его последствиями, как загрязнение окружающей среды, с которым связана высокая смертность народа Индии. (Шутка ли, но в 2017 году в этой стране начали платить деньги детям, чтобы они не испражнялись на улице, а в общественных туалетах.) Учёные рассматривали Кришну как средство спасения страны, сам он был одновременно человеком и машиной с внедрённым искусственным интеллектом и заложенной программой спасти окружающую среду. Как оказалось, программа по спасению Индии была успешно в него заложена, но, кажется, никто серьёзно не подумал, как именно он будет это делать. Строительство собственно рая на индийской земле он начал с уничтожения части её населения и инфраструктуры, а также с очищения реки Ганг. В сюжете Supergod Кришну, вероятно, является важнейшим из персонажей-сверхлюдей, ведь сюжетная линия о противостоянии всего мира с ним тянется через все пять выпусков мини-серии.

В комиксном Иране пытались создать ангела согласно священным текстам, так что у него не должно было быть собственной воли, но должна была быть прямая связь с разумом бога. Своё творение, кстати, иранцы не собирались использовать. Но, как позже выяснилось, псевдоангел не был связан ни с чьим разумом, своих создателей он довёл до отчаяния и суицидов, а сам оказался смертельно токсичным для всего живого. К окружающему миру он не проявлял никакого интереса, во всяком случае, сначала.

Создал своего сверхчеловека и атеистический Китай. Названный «Майтрейя», (в честь Будды грядущих времён) он был окутан туннельными микроскопами, присоединёнными к зрительной зоне коры головного мозга и был вынужден медитировать на собственную атомную структуру, пока не ощутит квантовую пену каждой частицы своего бытия. Пробудившись, Майтрейя получил контроль над пространством и материей. Его особой «манией» стало превращение людей в нечто совершенно иное. Из живых человеческих тканей он мог создать, например, музыкальный инструмент, космический зонд или ктулхуподобного монстра.

Американцы работу над собственным сверхчеловеком не смогли не превратить в шоу. При жизни их Джерри Крейвен был астронавтом, после смерти его воскресили (в 1974 году), превратив в подобие супергероя (при первом появлении он сам заявляет, что всегда хотел бороться с преступностью), работающего на ядерном топливе. «Обновлённый» Крейвен жил в подземном городке, имитирующем маленький райский американский городок. Когда военным США была нужна его мощь суперсолдата, его выпускали в реальный мир выполнять задания на благо страны. И хотя он казался нормальным, у Джерри была одна большая психическая проблема: он понимал, что он мёртв, и считал себя пленником, заточённым в трупе.

Другим сверхчеловеком, работающем на ядерном топливе, был Новая Гораж, роботоподобный мёртвый советский космонавт, «продукт» начала 1960-х, что стало для него фатальным: в первом же бою против Крейвена он был убит воскрешённым американским астронавтом (более современным супербогом).

Предпоследним значимым для сюжета комикса сверхчеловеком стал созданный американцами в Ираке Даджаль, названный в честь исламского антихриста. Это существо без рассудка было уникально тем, что могло видеть время. Также оно знало все возможные варианты будущего и могло сопротивляться течению времени.

Ещё один супербог был создан в России. Русские потратили кучу денег на операцию над телом своего сверхчеловека нового поколения. Что не менее интересно, в его голову вставили мозг мёртвого советского космонавта, что был в голове Новая Гораж. Своего второго «бога» русские назвали Перуном. В честь славянского бога-громовержца, как вы понимаете. Но в отличие от языческого, рукотворный Перун создавался российскими властями как бог-слуга, и действовал он в их интересах.

Упоминаются в комиксе и ещё два супербога – некий «растафарианский мессия» с кибернетическим телом, созданный в Сомали, и венесуэльский «Либертадор» («Освободитель»). Оба важны для сюжета лишь в том плане, что их создание обошлось планете двумя ядерными взрывами, то есть, стало ещё одним, пожалуй, лишним доказательством ошибки, которой была вся работа над супербогами, заменившая странам гонку вооружений.

Вдаваться в подробности о Supergod нет смысла хотя бы потому, что эта серия весьма хороша, и её смело можно рекомендовать к чтению любителям хоррор-комиксов. Она короче своих предшественников в неофициальной трилогии Уоррена Эллиса о суперлюдях, но вот её сюжет куда насыщеннее интересными и жестокими событиями. Ещё ей можно поставить в «плюс», что в отличие от Black Summer и No Hero она меньше всего тянет на супергероику, и её можно посоветовать читателям, на дух не переносящим суперлюдей в цветастых трико или любых других костюмах. И, конечно, нельзя не отметить, что рисунок Гарри Гастони куда приятнее рассматривать, чем сверхдетализированные иллюстрации Хуана Хосе Рипа, от которых быстро начинает рябить в глазах.

Supergod – это достойное завершение действительно прекрасной неофициальной трилогии комиксов Уоррена Эллиса о суперлюдях, написанной для издательства Avatar Press; комикс на ещё одну серьёзную тему, в котором нет морализаторства, но есть понятная мораль и послание читателям, что не нужно надеяться на высшие создания, которые спасут мир, когда его можно и нужно спасать самим.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх