DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тринадцать росчерков рапирой

Молитвы разбитому камню / Prayers to Broken Stones (авторский сборник)

Автор: Дэн Симмонс

Жанр: мистика, фантастика, ужасы, триллер

Год: 2012 (в оригинале – 1990)

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Проект «Бестселлер»

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Команда скелетов», «Ночные кошмары и фантастические видения» (сборники)
  • Джордж Мартин «Ретроспектива» (сборник)

Молитвы разбитому камню

Стивен Кинг как-то раз заметил, что написание рассказов сродни фехтованию, в то время как создание романов больше напоминает размахивание дубиной. Что ж, похоже, Дэн Симмонс, его соратник по писательскому цеху, изрядно преуспел в этом суровом искусстве. До недавнего времени мы знали его по таким работам, как «Террор», «Друд», «Лето ночи» и другим, удачным и не очень. А большинству любителей фантастики Симмонс известен, конечно же, по фантастическому циклу «Песни Гипериона». Но «Молитвы разбитому камню» – иная грань творчества писателя, ранее не известная российскому читателю.

Перед нами – первый сборник рассказов Симмонса. Он был опубликован в начале творческого пути писателя, вскоре после того, как были изданы «Гиперион» и «Песнь Кали» – романы, принесшие скромному преподавателю английской литературы мировую известность. Но интересно то, что карьера Симмонса началась раньше – с публикации рассказа «Стикс течет вспять», с которым сам автор связывает два основных этапа своей жизни – рождение дочери и писательский семинар Харлана Эллисона.

Именно на этом семинаре маститый фантаст, известный российскому читателю своими емкими мрачными рассказами, открыл миру Дэна Симмонса. Если бы не Эллисон, все могло бы сложиться совсем иначе: ко времени проведения мероприятия, круто изменившего его жизнь, Симмонс уже подумывал об отказе от писательской карьеры. Его жена Карен была беременна первым ребенком, и будущую семью надо было как-то обеспечивать. Поэтому неожиданная поддержка со стороны именитого фантаста была как нельзя кстати. День опубликования рассказа «Стикс течет вспять» – 15 февраля 1985 года – совпал с датой рождения дочери Симмонса, Дженет.

Что можно сказать о самом сборнике? Поклонники Симмонса знают, что пишет он неровно, курсируя от замечательных произведений до совершенно проходных. То же касается и рассказов в «Молитвах».

Дэн Симмонс«Стикс течет вспять». Это история о корпорации, которая занимается возвращением умерших на этот свет. Вот только возвращаются мертвые уже не такими, какими были при жизни… Повествование ведется от лица мальчика, чья мама стала одной из первых «воскрешенных». Конечно, имея на руках такую завязку, другой писатель сочинил бы пару-тройку лихо закрученных сюжетных зомби-боевиков. Но Симмонс поступил интереснее – показал перемены, наступившие в обществе после появления «воскресенцев». Хорошо ли возвращать к жизни того, кто дорог? Согласитесь, вопрос нелегкий. И в рассказе дается лишь один из вариантов ответа.

«Те глаза, что и во сне страшно встретить». Примечательно, что произведения в сборнике делятся по темам и идут парами. Этот рассказ тоже о воскрешении любимого человека. Бремен, главный герой – один из уникальнейших людей на свете, обладающий даром телепатии. Когда умирает его жена, обладающая такими же способностями, Бремен возвращает ее к жизни… в чужом сознании. В общем и целом Симмонс задается тем же вопросом, что и в «Стиксе»: правильно ли лишать усопшего вечного покоя? И ответы, в принципе, похожи. Но в целом рассказ не оставляет того послевкусия, что предыдущая история.

«Ванни Фуччи жив-здоров и передает привет из ада». Что ж, этот рассказ тоже о возвращении мертвеца в мир живых. Но это не главное. Писатель показывает нам альтернативное настоящее – мир, где балом правят телепроповедники. Ох и не любит же Симмонс эту сектантскую братию! Перед нами – Америка, в которой у власти стоят религиозно одержимые лидеры, которые на самом деле озабочены сдиранием денег с простых граждан. Главный среди них – некий брат Фредди, ведущий собственного ток-шоу. Однажды на телепередачу является самый настоящий мертвец, отбывающий наказание в аду… То, что происходит потом, можно при желании даже счесть смешным, если б ситуация не была такой грустной. Ведь даже и в нашей стране тоталитарные секты приобретают все большую популярность. Истинная сущность их идеологов как раз и показана в этой истории.

«Кошмарным скрипом колыбели». Еще один рассказ о телепроповедниках. На этот раз центральным персонажем является брат Джимми-Джо Билли-Боб, перекочевавший из «Ванни Фуччи». Этот человек несет слово Божье… по руинам пост-апокалиптического мира. Что ж, и здесь Симмонс убеждает читателя: сектанты – зло. Но, опять же, предыдущий рассказ на эту тему получился более ярким.

«Вспоминая Сири». Здесь автор неожиданно переходит к жанру научной космической фантастики. Именно из этой повести вырос «Гиперион». К слову, здесь упоминается Шрайк – то самое существо, покрытое шипами, которое было ключевой фигурой во всем цикле, но здесь не играет какой-либо значимой роли. Главными героями в рассказе являются космолетчик Марин и Сири, жительница одной из таинственных планет, куда прилетает Марин. Сам Симмонс говорит, что обыграл в этой истории шекспировский мотив о Ромео и Джульетте. И действительно, перед нами – мелодрама, основанная на воспоминаниях главного героя. И плавучие острова Мауи Заветной, звездолеты и весь космический антураж служат лишь декорациями, на фоне которых раскрываются отношения персонажей. Конечно, видно, что Симмонсу хотелось подробнее остановиться на истории сепаратизма планеты Мауи, здесь она показана лишь урывками. Но история от этого ничего не теряет, являясь одной из жемчужин сборника.

«Метастаз». Первый рассказ в сборнике, который можно было бы отнести к жанру хоррора. Сюжет крутится вокруг Луиса Стейга, человека, который попал в автокатастрофу и в результате стал видеть раковые опухоли под несколько иным углом. Лично мне рассказ напомнил сразу два произведения Стивена Кинга – «Людей десятого часа» (они же «Перекурщики») и отчасти «Мертвую зону». Но в целом «Метастаз» сумел произвести должное впечатление, гораздо лучшее, чем его адаптация для киносценария – «Жертвоприношение».

«Электронный билет во Вьетнамленд». Еще одна замечательная мрачная история. Всем известно, что события во Вьетнаме повлияли на творчество многих американских литераторов. Разумеется, они не могли не послужить благодатной почвой для многочисленных хоррор-произведений. И Симмонс тоже следует этой традиции. Однако его история довольно необычна: автор показывает альтернативное настоящее, где Вьетнам превратился в туристический аттракцион с историческими реконструкциями. Заплатив за путевку, вы можете пострелять из автомата по местным ополченцам, напороться на муляж мины-растяжки, а за отдельную цену… Главные герои как бы заново переживают позор своей нации, показывая, что память об этих событиях никуда не делась.

«Могильники Айверсона». Читая этот рассказ, понимаешь, откуда росли ноги таких произведений, как «Террор» или «Друд». «Могильники» представляют собой хоррор в исторических декорациях. Здесь рассказывается о мальчике, который отправляется в поход и встречает ветерана Гражданской войны. Последний оказывается сумасшедшим стариком, стремящимся отомстить своему бывшему генералу, который послал его отряд на смерть. Симмонс мастерски раскрывает подоплеку событий, приводя их к неожиданной и пугающей развязке.

«Побриться и постричься – всего за два укуса». Очередная хоррор-история, и на этот раз источником страха служит парикмахерская… точнее, цирюльня. Довольно смешной рассказ с оригинальной концовкой.

«Две минуты сорок пять секунд». По словам самого писателя, этот рассказ представляет собой «ужасы в стиле хай-тек». На самом деле Симмонс нещадно эксплуатирует здесь страх падения с высоты, раскрывая его через призму восприятия Роджера Кольвина, специалиста по кумулятивным зарядам и топливу для реактивных двигателей, ставшего жертвой крушения шаттла «Челленджер». Рассказ очень короткий, но довольно пугающий – для тех, кому знакома эта фобия.

«Утеха падали». Как знают поклонники Симмонса, данный рассказ со временем разросся в одноименный роман, фигурировавший в некоторых российских изданиях под названием «Темная игра смерти». Как утверждает сам Симмонс, это «попытка изобразить квинтэссенцию власти, развращенной абсолютно». Что и говорить, рассказ хорош. Но, в отличие от «Вспоминая Сири», он не вызывает ощущения завершенности, которое бывает при чтении самостоятельной истории. Если вы читали роман, может быть, вам станет интересно, из чего выросла эта книга (нечто подобное возникает при знакомстве с некоторыми новеллами Рэя Брэдбери). И наоборот.

В целом, несмотря на ряд проходных и вторичных историй, «Молитвы разбитому камню» представляют собой отличное, качественное чтиво, способное затянуть на несколько вечеров. Если вам нравится подробная, живая прорисовка персонажей, интересные сюжеты и нестандартные концовки – эта книга для вас. Если вы поклонник творчества Дэна Симмонса, то и без нас не пропустите этот сборник. И в любом случае, очень приятно наблюдать, как «фехтует» в малой форме действительно талантливый и профессиональный писатель. Не проходите мимо!

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 11-06-2012 11:33

    Заинтересовал сборник! Тем более, как и Симмонс, тоже недолюбливаю проповедников ) Вообще, из рассказов Дэна читал только "Фотографию класса за этот год". Надеюсь, что и остальные его работы в этом сборнике такие же интересные. По крайней мере, рецензия настроила на оптимистичный лад.

    Учитываю...