DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Трипофобия. Природа кошмара

Большинство людей даже не слышали этого слова, однако тех, кому этот страх в той или иной степени мешает жить, пожалуй, не меньше, чем тех, кто страдает клаустрофобией или, скажем, арахнофобией. Итак, знакомьтесь: трипофобия, боязнь отверстий.

Внимательно посмотрите на эту фотографию. Это то самое сердце лотоса, священного растения йогов и индуистов. «Шива… Для тех, кто поклоняется Ему, Он является золотым стеблем сокрытого глубоко внутри лотоса сердца.» Если вам повезло и вы относитесь к тем, кто совершенно не подвержен трипофобии — вы не почувствуете ничего, или, чем Шива не шутит, ощутите некоторое просветление. Но куда вероятней, что вы испытаете не просветление, а нервную дрожь, покроетесь «мурашками». Впрочем, если вспомнить о репутации грозного бога Шивы, танец которого уничтожает миры, чтобы породить новые, вставшая на загривке шерсть — наиболее адекватное ощущение от его божественного присутствия.

Впрочем, давайте спустимся с небес на землю, к истокам этой фобии. Они укоренены глубоко в эволюции человеческого рода, в тропических лесах, где среди буйства всевозможной жизни когда-то обитали наши предки. Зной солнца и тропические ливни — идеальные условия для развития всевозможных форм жизни. В том числе и разнообразных паразитов. Паразитов, которые залезают человеку под кожу, пока он спит или просто расслабился. Паразитов, которые живут внутри человека, плодятся там и потихоньку сжирают жертву изнутри. Паразитов, которые специализируются на желудке, печени, кишках, почках, крови или даже головном мозге. Часть этих существ проникает внутрь людей через кожу. И только оставленные в теле отверстия говорят человеку о том, что внутри него поселился маленький ужас. И не просто поселился, а активно питается и откладывает яйца. В панике человек раздирает кожу, пытаясь вытащить «гостей», но те чуют опасность и залезают все глубже и глубже. Надежно обосновавшись в человеческом теле, «чужие» начинают выглядывать из отверстий на коже, из своего уютного гнездышка, с интересом изучая окружающий мир.

И вот прорастающие сквозь тело чужие глаза становятся приметой проникшего в наш мир кошмара в одном из ранних рассказов короля ужасов — Стивена Кинга. Вы можете найти его переводы, озаглавленные «Дверь», «Я — дверь», «Я — дверь отверстая», «Чужими глазами» и так далее.

Воспаленная кожа на пальцах потрескалась, и из этих язвочек на меня глядело множество глаз. Раздвигая мягкие ткани, глаза упрямо, бессмысленными толчками выталкивали себя на поверхность.

Кинг заставляет нас сопереживать и своему герою — бывшему космонавту, который принес в себе инопланетных паразитов, и этим паразитам. И они, при виде чуждого им мира, испытывают то же самое, что и человек при виде них: отвращение, ужас и непреодолимое желание уничтожить ЭТО.

В кино столь же яркого воплощения такого страха авторам вспомнить не удалось. Потенциал трипофобии мастерами киноужасов задействован слабо. И кто знает, в чем тут дело. Может быть режиссеры боятся по-настоящему затронуть чувства зрителей, опасаясь, что потребителю фильмов, желающему приятно пощекотать себе нервы, после чего-то столь же страшного попкорн в горло не полезет. А может, дело в том, что не так много кинохудожников по-настоящему готовы отойти от привычных схем.

Впрочем, есть все же два подходящих фильма, где зрителя пугают сценами с насекомыми-паразитами, поселившимися под кожей человека. Как и в рассказе Кинга, они порой берут под контроль сознание реципиента. И, кроме того, используют человеческое тело для продолжения своего рода, когда как у Кинга, насколько может судить читатель, до этого дело не дошло. Случайно ли, что героинями этих фильмов становятся юные девушки?

Впрочем, в первом фильме, выходившем в нашем прокате под названием «Проклятая», ее правильней будет назвать девочкой. В оригинале он называется «The New Daughter» и снят в 2009 году режиссером Луисо Бердейо. Пятнадцатилетняя Луиза с отцом и младшим братом переезжают после развода родителей в другой город в штате Иллинойс. Недалеко от их нового дома дети находят огромный холм, в котором, как позже выясняется, обитают некие таинственные древние существа, считавшиеся у индейских племен богами. Эти существа все мужского рода, поэтому время от времени, раз в несколько столетий, они выбирают среди людей юную девственницу своей королевой…

 

И вот, в одном из эпизодов мы видим со спины, как обнаженная по пояс главная героиня расчесывает волосы перед зеркалом. Взгляд с удовольствием скользит по стройной девичьей фигурке, любуясь гладкой белой кожей и вдруг натыкается на множество темных точек-отверстий над левой лопаткой. Да, у девочек (да и мальчиков) в таком возрасте нередко бывают подростковые угри, но эти, скорее, напоминают муравьиные норки в земле. Она уже избрана и носит на плече знак того, что ей предстоит вынашивать в своем теле новое поколение странных подземных существ.

Второй фильм входит в сериал-антологию «Мастера ужасов». Он называется «Странная девушка» (Sick Girl), и его снял в 2006 году Лаки МакКи. Если трипофобия вам также чужда, как и арахнофобия, вы, скорее, сочтете его за пародию, но в противном случае он способен доставить вам по-настоящему неприятные ощущения.

Мисти Фолз, юная выпускница-биолог, начинает встречаться с Айдой Титер. Эта профессор-лесбиянка, которую увлекают две страсти: юные девушки и — независимо от размера и возраста — пауки. Обе страсти напрямую связаны с ее работой — первая, в виде студенток и аспиранток, вторая же — предмет ее исследований. И вот, неизвестный «доброжелатель» присылает Айде откуда-то из джунглей Амазонки паука нового, неизвестного науке вида. Вида, который откладывает свои яйца в человеческое тело. Тот убегает из своей коробки и прячется в подушке на кровати…

Пока героини занимались любовью и наслаждались телами друг друга, паук по-тихому орудовал своими лапками в их ушах. Спустя какое-то время мы видим, как на ухе Мисти внезапно лопается гнойник и открывается отверстие, из которого выплескивается странная слизь. Мы узнаем, что эта жидкость заменила девушке кровь, а в ее теле живут миллионы паучьих личинок, хотя внешне она не слишком-то и изменилась (если не считать внезапно испортившегося характера).

Говоря о трипофобии, нельзя не вспомнить ужасное лицо Фредди Крюггера.

Все в отверстиях и точечках, оставленных пожаром, оно не только служит символом принадлежности героя к миру ужаса и смерти, напоминая высохшее и покрытое трещинами (как это происходит в сухом климате) лицо покойника, но и затрагивает самые глубинные человеческие рефлексы.

Пару «веселых» эпизодов для трипофобов доставит и сцена гибели Тэрин Уайт из фильма «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна». Уличную девчонку не пугают ножи на пальцах Фредди, она и сама крепко держит в руках «перо» и так просто ее не взять. Но ее слабое место — наркотики, и место ножей занимают наполненные шприцы. И вот вены Терри покрываются ужасными фурункулами — последствиями флебита, который бывает у «сидящих на игле» от «грязных» инъекций… Желающие пощекотать себе нервы могу пересмотреть этот эпизод и представить себя на месте героини.

Но вернемся к классике. Помните, мы начали свое повествование с прорастающих сквозь тело героя чужих глаз? Альфред Хичкок — мэтр, стоявший у истоков пугающего кино, избегал откровенности фильмов категории B, но в одной из сцен его «Завороженного» мы можем видеть странное украшение в виде глаз, похожих на человеческие, выглядывающих из складок портьер. Декорации к этому фильму рисовал другой гений — Сальвадор Дали, и вот как это выглядит в цвете:

(Сам фильм, напомним, черно-белый). Впрочем, эта картина великого сюрреалиста хотя и способна вызвать дрожь, но она «работает» скорее на уровне намеков, а не чего-то пугающего самого по себе. Настоящую квинтэссенцию ужаса испанский мастер посвятил в 1940 году начинавшейся в те годы мировой войне. La Cara de la Guerra, он же «Лик войны». Запомните это лицо. Если вы, вдруг, встретите ее на перекрестках своих ночных кошмаров, знайте — это она, та самая война, которая, говорят, уже на пороге.

Но всегда ли то, что выглядывает из складок и отверстий враждебно и только враждебно? Вспомним еще один рассказ. Это уже не кинговские ужасы начала семидесятых, но один из шедевров поздней «новой волны». Рассказ Грега Бира «Музыка, звучащая в крови» был написан в 1984 году и выиграл две главные фантастические премии — «Хьюго» и «Небьюлу». Он все еще пугает, описывая, в общем-то, конец привычной нам цивилизации, но, как и положено шедевру «новой волны», он очень странен и, по-своему, даже оптимистичен…

Его герой по имени Верджил Улэм изобретает разумных (или, по крайней мере, готовых к появлению разума) саморазмножающихся нанокиборгов. Когда его проект закрывает руководство, грозя уничтожить результаты, Верджил не находит ничего лучшего, чем запустить этих «питомцев» себе в вену. Колония быстроживущих существ осваивает новую среду обитания, совершенствует ее, превращая своего носителя из классического «ботаника» в настоящего супермена. Но на этом новые жители его тела не останавливаются. Проходит всего несколько земных дней, а они уже вышли на связь со своим создателем. И Верджил начинает слышать ту самую, звучащую в крови музыку. А нанокиборгам этого становится мало, и они желают открыть для себя большой мир, который окружает привычную им вселенную по фамилии Улэм.

Целые города из клеток, они проталкивают сквозь ткани похожие на фимбрии каналы, чтобы распространять информацию… <…> Все тело у него было расчерчено белыми пересекающимися линиями. На спине вдоль позвоночника эти линии уже начали образовывать твердый гребень.

При попытке остановить нашествие новой наноцивилизации изобретателя убивает его лучший друг, которому тот доверился, но он уже и сам заражен и оттягивает неизбежное совсем ненадолго. Человечество сменяет новая цивилизация, которой на пути к вершинам нужно куда меньше пространства и времени…

Прочитайте этот рассказ. Представьте, как через поры человеческой кожи на свет выходят целые колонии разумных микроорганизмов. Возьмите в руки коробочку лотоса — вглядываясь в нее, вам будет легче представить это. Прислушайтесь, вы не слышите, как в крови звучит музыка? Та самая музыка, под которую танцует великий и грозный бог Шива — разрушающий миры и создающий на их месте новые…

Его танец ужасен, но ведь если он остановится, всякая жизнь тоже сойдет на нет.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)