DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Трюк с переодеванием

Поезд страха / Terror Train

США, Канада, 1979

Жанр: ужасы

Режиссер: Роджер Споттисвуд

Сценарий: Томас Дрэйк

В ролях: Джейми Ли Кёртис, Бен Джонсон, Харт Бокнер, Дэвид Копперфилд

Похожие фильмы:

  • «Хеллоуин» (1978)
  • «Призрачный экспресс» (2009, отчасти)
  • любой подростковый слэшер 

Нужно ли объяснять фанату ужасов, что такое слэшер? Нужно ли напоминать о «типовом наборе» которым пользуются создатели подобных фильмов? «Последняя девушка», убийца в маске, игра «угадай, в каком порядке жертвы отправятся на тот свет»  всё это было снято, переснято, спародировано, переосмыслено и опять спародировано. После краеугольных камней жанра, созданных в 80-е, наиболее котируется «Крик» недавно покинувшего нас Уэса Крэйвена, который хитроумно обыгрывал жанровые тропы и штампы. Однако ещё в 1980-м появился фильм, покусившийся на «святая святых»  убийцу в маске.

«Поезд страха» был снят в Канаде малоизвестным тогда Роджером Споттисвудом, который впоследствии запомнился киноманам отличной «Эйр Америка», неплохо пофлиртовал с бондианой в «Завтра не умрет никогда» и умудрился клонировать старину Шварца в «Шестом дне». На территорию ужасов он с тех пор не заглядывал, что, надо сказать, довольно печально. Из исполнителей ролей следует выделить заслуженную «королеву крика» Джейми Ли Кёртис, тогда на пике славы после «Хеллоуина» и «Школьного бала», ветерана Бена Джонсона и (там-да-да-дам) Дэвида Копперфилда. Да, того самого, что проходил сквозь Китайскую стену и заставлял исчезать статую Свободы.

Есть ли на свете люди с более циничным и извращённым чувством юмора, чем студенты-медики? Судя по фильму — вряд ли. Будущие эскулапы решают разыграть своего неуклюжего однокурсника Кенни («Сволочи!»), подбив тихую студентку Алану соблазнить его. Правда, в тёмной комнате он находит не девушку своей мечты, а полуразложившийся и вскрытый труп, что наносит ему непоправимую душевную травму, после которой бедолага переселяется в приют для душевнобольных. Несколько лет спустя, виновники мерзкого розыгрыша в канун Рождества садятся на поезд, дабы хорошенько повеселиться на костюмированной вечеринке. Но чу, гудок паровоза похож на крик жертвы, ветер и снег завывают за окнами, а связь со станцией у локомотива отсутствует! Что это значит? Что студенты начнут погибать стр-р-р-рашной смертью один за другим, от рук неуловимого… простите… НЕУТОМИМОГО мстителя!

Банальность завязки фильм старается компенсировать сразу по нескольким фронтам. Техническое исполнение выгодно отличает «Поезд страха» от большинства эксплотейшн-поделок. Нетривиальные ракурсы камеры, изобретательное освещение (оператор обвешал вагон, где шли съемки, прожекторами, и, регулируя яркость каждой лампы, добился оригинальных результатов), да и сама эстетика железнодорожного путешествия в канун праздника, совмещённая со студенческим весельем, передана роскошно. К месту пришлись фокусы Копперфилда, который в силу особенностей роли переключается между режимами «загадочный обаяшка» и «инфернальный упырь».

Главная «фишка» фильма, которая одновременно и работает, и не работает, это убийца. Какие предметы гардероба приходят на ум, когда мы вспоминаем великих слэшер-маньяков? Шляпа-федора, свитер и перчатка Фредди Крюгера? Хоккейная маска и мачете Джейсона Вурхиза? Застывшее лицо Майкла Майерса? Это всё не про нашего сегодняшнего клиента! Ведь вечеринка на поезде не простая, а костюмированная! Даже лучшие друзья не всегда узнают друг друга в атмосфере всеобщего дебоша. А раз так, то почему бы не позаимствовать маску своего обидчика, предварительно расправившись с ним с особой жестокостью? Ведь так ты подберёшься ближе к его девушке, приятелям или просто случайно попавшемуся под горячую руку дурачку. И они ничего не заподозрят… Пока не станет слишком поздно!

Идея убийцы, присваивающего маски жертв и сейчас довольно оригинальна, а уж во времена расцвета жанра и вовсе тянула на революционную. Вот только этот ход лишает маньяка индивидуальности. Ни одна из масок (Граучо Маркс, Ящер, Ведьма) не появляется надолго и не запоминается. А сцена, в которой убийца свешивается с крыши поезда, заглядывая в купе одинокой Алланы, страшна на бумаге, но на деле вызывает, скорее, улыбку. В излишней изобретательности Кенни тоже не упрекнешь: с обидчиками он расправляется с помощью подручных предметов, но убийствам однозначно не хватает шокирующей кровавости, а-ля Том Савини, или макабрического эстетизма джалло.

Второй минус фильма — это его герои. Они не вызывают положительных эмоций. Да что там, они вообще не вызывают никаких эмоций. Им не получается сопереживать, ведь они сами довольно неприятные, в большинстве своём, ребята. Но и кровожадной радости из разряда «получайте по заслугам» испытать не выйдет, уж больно буднично маньяк с ними расправляется. Героиня Джейми Ли Кёртис, которая должна «вести» нас через весь фильм, получилась на редкость скучной и бесхребетной. Запоминающихся образов, по сути, всего два: престарелый кондуктор в исполнении Бена Джонсона (мастерство не пропьёшь) и… да-да, бровастый фокусник Дэвид Копперфилд.

Это подводит нас к главному вопросу: стоит ли вообще вспоминать и пересматривать этот фильм? Тут все зависит только от вашего отношения к жанру слэшера. Если вы не фанат, то «Поезд ужаса» не тот фильм, что изменит ваше мнение. А вот если «мсье знает толк в извращениях», отличает «Тихую ночь, смертельную ночь» от «Женского общежития», но по каким-то причинам пропустил этот в меру оригинальный экземпляр (или хочет поностальгировать), то прокатиться на праздничном составе в компании хамелеона Кенни очень даже можно.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)