DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Туманный клоун

Владыка Тумана / El Príncipe de la Niebla (роман)

Автор: Карлос Руис Сафон

Жанр: хоррор

Издательство: АСТ, Астрель

Год издания: 2011 (в оригинале — 1993)

Перевод: Е. Антропова

Похожие произведения:

  • «Приют» (фильм, реж. Хуан Антонио Байона)

  • «Другие» (фильм, реж. Алехандро Аменабар)

Карлос Руис Сафон — писатель крайне неровный. Его magnum opus — это, безусловно, «Тень ветра», открывающая трилогию о Кладбище Забытых Книг. В романе Сафон объединил мотивы детектива, готического романа, истории взросления и реалистической исторической прозы. Получилось свежо, оригинально и действительно талантливо. «Тень ветра» перевели на множество языков, книга стала бестселлером в США и Европе (но, к сожалению, не у нас) и даже удостоилась хвалебных слов Стивена-нашего-Кинга. Хотя Король, как известно, не слишком разборчив в рекомендациях. Однако Кладбище Забытых Книг — это тема для другого, гораздо более обширного, разговора. На волне успеха «Тени ветра» начали переиздавать и ранние вещи Сафона, в том числе условную трилогию мистических романов для youngadults. Об открывающем ее «Владыке Тумана» и пойдет сегодня речь.

Семья тринадцатилетнего Макса Карвера переезжает из столицы в деревушку на берегу океана, сбегая от бомбежек. Названия страны и самих населенных пунктов мы не знаем, но, судя по именам и реалиям (на дворе стоит 1943 год), действие происходит в Англии, а покинутым городом оказывается Лондон. Семья вполне стандартная для мистического триллера: есть папа, мама и трое детей, включая, собственно, Макса и двух его сестер, старшую Алисию (которая, конечно же, не в восторге от переезда) и малышку Ирину. Дом на берегу, куда они переезжают, естественно, имеет мрачную тайну — у супружеской четы, жившей здесь до них, в море утонул сын. Однако герои пока не уделяют этому внимания. Старшие дети пытаются освоиться в непривычных для себя условиях. Они встречают старого хранителя маяка, Виктора Крэя, и его внука Роланда, который становится другом для Макса и объектом любовного интереса для Алисии. Однако чем дальше, тем больше странностей начинает происходить вокруг героев: сначала Ирина находит довольно зловещего черного кота, а затем и Макс натыкается на загадочный сад, полный цирковых статуй. Открытие жутковатое само по себе, но однажды мальчик замечает, что фигура клоуна движется...

Заметно, что роман (хотя, если судить по объему, это скорее повесть) написан начинающим писателем. Сафон слишком уж перебарщивает с клише жанра: тут вас ждет и черный кот, и зловещая цирковая труппа, и затонувший у берега корабль «Орфей», и часы, идущие назад, а в доме найдется коробка с загадочными старыми кинопленками. Ощущение «дежа вю» — мы уже сто раз видели такие сюжеты в кино и читали в книгах. Однако Сафон, даже на заре своей карьеры, оказывается очень талантливым рассказчиком. Там, где из этих штампов у большинства авторов вышло бы унылое и вторичное повествование, он склеивает историю ни в коем случае не оригинальную, но при этом крайне атмосферную и, что называется, цепляющую. Не последнюю роль в этом играет достоверно выписанный главный герой. Несмотря на то, что повествование идет от третьего лица, мы словно бы оказываемся в голове Макса и разделяем с ним все его радости и страхи. Особенно это заметно в сценах, где брат и сестра остаются дома одни, — атмосфера нагнетается не столько за счет ужасов сверхъестественных, сколько из-за ощущения одиночества, когда рядом нет взрослых, которые могли бы тебя защитить или дать совет. И Макс, и Алисия в этой ситуации очень быстро взрослеют, причем именно младший брат берет на себя обязанность защитить сестру от опасности. На его фоне другие персонажи выглядят скорее мебелью, особенно родители, которые в определенный момент просто исчезают из истории.

Книга хороша своей атмосферой. Сафон мастерски нагнетает саспенс, хотя действительно страшной книгу не назовешь. Заметно, что написана она для подростков, ровесников Макса, однако в некоторых сценах холодок может пробежать и по спине более искушенных читателей.

А вот главный злодей явно подкачал. Пока жутковатый клоун и предводитель проклятого цирка, нашедший свою смерть в пучине моря рядом с деревушкой, появляется на страницах только в виде статуи и в рассказах старого Крэя, он если и не пугает, то гарантированно вызывает интерес. Однако стоит ему объявиться самолично, как превращается в очередного картонного сверхъестественного плохиша. Тот случай, когда сама мысль о том, что каменные статуи исчезли из сада, пугает больше, чем момент, когда мы сталкиваемся с ними лицом к лицу.

В итоге, мы получаем крепко сбитый середнячок. Не лучшая книга, чтобы начать знакомство с творчеством барселонского писателя, однако, если вы читали «Тень ветра» или другие романы Сафона, то пропускать «Владыку Тумана» не стоит. Может, мрачные тайны, дьявольские клоуны и мертвецы с затонувшего корабля вас и не напугают, но увлекательным чтением на один-два вечера обеспечат точно!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)