Зомби… Тысячи зомби. Эти живые мертвецы, стонущие и медленно бредущие в темноте в поисках плоти. В 60-х они стали эпохальным явлением в кинематографе благодаря знаменитому фильму Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». С тех пор они только набирали популярность, появляясь в разных ипостасях и жанрах: хоррор, артхаус, комедия. В видеоиграх зомби оказались такими же частыми гостями, как и в фильмах. Первые игры с ними были образцом настоящего «Survival Horror», заставляющим бояться даже самого слабого шороха за углом. В дальнейшем, как и в кино, зомби начали ассоциироваться с динамикой и тревожной атмосферой, но никак не ужасом. Но, тем не менее, есть игровые серии, поддерживающие старые традиции и несущие в себе ностальгический оттенок тех самых ужасов с живыми мертвецами. И речь пойдёт не о знаменитой «Resident Evil», а о «Dead Rising».

Первая часть «Dead Rising» вышла в 2006 году эксклюзивом для набирающей тогда обороты «Xbox 360» и, буквально, сделала прорыв в этом жанре. По сюжету журналист и фотограф Фрэнк Уэст отправился в городок Уилламет, чтобы расследовать причины внезапной вспышки эпидемии, превратившей жителей в живых мертвецов. По воле случая Фрэнк высадился на крыше огромного торгового комплекса и дал пилоту вертолёта чёткие указания вернуться за ним ровно через 72 часа, уверенный в том, что он за это время найдёт все необходимые материалы. Дальше – лучше. Встретив группу выживших внутри торгового центра, Фрэнк стал очевидцем ужасного события – по нелепой случайности мертвецы пробились внутрь и начали поедать всех, кто попадался им на пути. Фрэнку и нескольким выжившим удалось укрыться в комнате охраны. Так как сигнал о помощи не поступает, а вертолёт придёт только через три дня, Фрэнку ничего не оставалось, кроме как самому расследовать этот ужасный инцидент и найти причину возникшей эпидемии. Иначе говоря – собрать материалы и фотографии для статьи.

Здесь и проявляется первая особенность оригинальной «Dead Rising» – её свобода. Вам в распоряжение отводится целый торговый комплекс, наполненный сотнями зомби, и куча предметов, которые можно использовать в качестве оружия (но об этом позже). В чём заключается свобода? В том, что вы вольны поступать так, как хотите. Желаете раскрыть тайну – вперёд, выполняйте квесты. Жаждете повеселиться и просто провести эти три дня, совершая безумные поступки? Берите биту – и вперёд! Всё на ваше усмотрение!

Dead Rising

Таймер на 72 часа не случаен – игра будет длиться именно столько времени. Что, по сути, было главной особенностью и главным минусом, так как присутствовали жёсткие временные рамки в миссиях. Если вам удалось до определённого периода времени пройти задание – вам предстояло ждать, когда запустится следующая миссия (а могла она запуститься и через несколько часов игрового времени). Если нет, если по каким-то причинам вы опоздали, то игра встретит беспощадной надписью: «Тайна скрыта где-то в тени». А если вы ещё не сохранились перед миссией, или сохранение было в конце задания, то кроме как начать игру с начала у вас и не будет вариантов.

Но всё-таки особенностей у «Dead Rising» было больше, чем недостатков. Во-первых, это вышеупомянутая свобода, проявляющаяся во всём – в прохождении, в выборе чем и как убить зомби (а в качестве оружия можно было использовать всё подряд, вплоть до скамейки и вешалки для белья), куда сходить, что посмотреть, какой дополнительный квест пройти, а какой пропустить. К слову, сторонних квестов было много, но все они делились на два вида: спасение выживших (нужно проводить их к убежищу, но из-за ужасного ИИ сделать это не так просто) и схватки с Психопатами. В последнем отчётливо проявлялся тот самый иронический подтекст фильмов Ромеро, когда на фоне тысячи голодных мертвецов люди по-прежнему оставались самой большой угрозой. Тут авторы разошлись по полной: нам противостояли и безумный клоун, и безумный продавец, и полицейская, и семья охотников. А схватки с ними были непростыми… Также не раз поднималась тема правительства и тайных заговоров.

Естественно, любой выбор мог привести к одному из многочисленных финалов, причём самый правдивый открывал новый сюжетный режим «Сверхурочные», более линейный и короткий, но, по сути, продолжающий традиции оригинала. Только так можно было разгадать все тайны и найти истину. И сразиться с безумным полковником.

Dead Rising

Успех первой части не заставил себя ждать, и спустя год на прилавки вышла видоизменённая версия для консоли «Wii» с подзаголовком «Chop till you drop». Отличия этой версии от оригинальной были не только в управлении, но и в малозначительных деталях. Например, камера была ближе к игроку, некоторые магазины были закрыты, а некоторые открыты, зомби стало меньше (зато появились собаки-зомби), функцию фотографирования убрали. Также не было некоторых боссов.

Когда настала очередь создания полноценного сиквела, студия «Capcom» отдала права на серию американским малоизвестным разработчикам «Blue Castle», что, по сути, было главной ошибкой, так как западные коллеги не сумели полностью перенять дух оригинала – дух безумия, веселья и безнадёжного апокалипсиса. Но обо всём по порядку.

«Dead Rising 2» была примечательна прежде всего тем, что она перестала быть эксклюзивом для «Xbox 360» и вышла ещё на ПК и «PS3», благодаря чему у серии только расширилась фанатская база. И те, кто не играл в оригинал, считали вторую часть интересной и многогранной. А те, кто уже был знаком с серией прежде, нашли продолжение неоригинальным, повторяющимся и скучным.

Сюжет стартовал спустя пару лет после событий оригинала. На этот раз очагом заражения стал Фортуна Сити, город-развлечение, куда отправился главный герой – Чак Грин, – чтобы заработать на лекарство для заражённой дочери. Поучаствовав в безумной мотогонке с живыми мертвецами, Чак сразу же оказался заперт в осаждённом зомби городе. Причиной стал взлом «клеток с зомби», причём тот, кто это сделал, оказался похожим на Чака, и герою пришлось доказывать невиновность, собирая доказательства. На всё про всё у него было 72 часа, пока в город не нагрянули бы военные.

Dead Rising 2

Как сказано выше, вторая часть оказалась едва ли не копией первой. Графику чуть улучшили, осталась возможность бить всем, чем попало, даже интерфейс был похожим. Дополнительные квесты сделаны по такому же принципу: либо спасение (на этот раз всё было проще, благо ИИ похорошел), либо схватка с Психопатами. Разве что сюжет стал более пресным, наполненный пафосом и с самым банальным злодеем с не менее банальной мотивацией. Казалось бы, зачем проходить практически то же самое, что и раньше?

Однако смысл был. Именно во второй части авторы добавили очередную фишку, ставшую значимой в серии – создание оружия. То есть, если найти специальный станок, скомбинировать биту и коробку гвоздей, то можно получить универсальное оружие, за использование которого персонажу начислялись очки опыта. Это как пример. Но и тут имелась заковырка – нельзя было комбинировать всё подряд, а только определённые предметы, причём узнать, какие именно, можно было, либо найдя «схемы» (да, их ещё надо найти), или самому догадаться. Плюс не всегда было удобно бегать в специальные места, чтобы отыскать станок.

Схватки с Психопатами стали более изощрёнными и сложными, что в целом как-никак прибавляло интерес. Например, игроку противостоял циркач и его ручной тигр, и бегать от последнего, да ещё стараясь убить первого, было очень сложно. Ах да, во вторую часть ввели режим кооперативного прохождения для двух игроков, а в сюжете стал появляться выбор действий, влияющий на концовку (коих семь штук). Мелочь, а приятно.

В целом, продолжение вроде и получилось ярким, но между тем мало чем отличалось от первой части. К тому же, временные рамки были довольно большими, и чтобы дождаться новой миссии, надо было побегать лишних два-три часа реального времени, а занимать их однообразными квестами не всегда удобно. Но при всех недостатках сборы позволили разработчикам выжать из идеи как можно больше. Впрочем, первая попытка, DLC «Case Zero», была и правда неплохой. Дополнение продолжило сюжет второй части и объединило Фрэнка Уэста и Чака Грина, которые отправились искать правду о новой вспышке вируса.

Не прошло и года, как на прилавках появился спин-офф «Off the Record», суть которого была в том, что главным героем на этот раз стал Фрэнк Уэст, который объяснял, что бы он делал, окажись на месте Грина. Что получилось в итоге? То же самое, что и вторая часть, только с другим героем. То есть, сюжет был практически тем же (разве что ближе к концу становился другим), дополнительные квесты и боссы – тоже (добавилась парочка новых)… И всё. Разве что вернулась возможность фотографировать всё подряд и получать за это очки. Чего было мало, чтобы хоть как-то завлечь игроков в «те же щи, только погуще».

Dead Rising: Off the Record

Несмотря на это, успешность серии не пропадала, однако печальный опыт со второй частью заставил «Capcom» подумать над тем, кому же отдать права на разработку. В результате было создано их подразделение в Канаде «Capcom Vancouver», которое немедленно приступило к разработке третьей части. Результатом их деятельности стал «Dead Rising 3», вышедший в 2013 году временным эксклюзивом для тогда набиравшей популярность «Xbox One». Спустя год вышла версия и для ПК.

На этот раз главный герой – бывший автомеханик Ник Рамос, который застал очередной зомби-апокалипсис в родном городе Лос-Пердидос. Пытаясь сбежать из города вместе с другими выжившими, Ник столкнулся с трудностями и непреодолимым потоком восставших мертвецов, что вынудило его на некоторое время спрятаться в убежище. Позже он выяснил, что шанс сбежать из города есть, но этому препятствуют военные, устроившие «зачистку».

Главным отличием третьей части от остальных было то, что в серии наконец-то появился полноценный открытый мир, передвигаться по которому можно при помощи машин. Получилось что-то вроде «Zombie Driver», только от третьего лица. Хотя, если так посудить, то глобальных отличий в этом мало – замените казино/супермаркет на открытый город, а возможность передвижения пешком на транспорт – и получите третью часть. При всём этом, прежние фишки серии остались на местах: разнообразное оружие, тысячи зомби, выжившие, которых надо спасти, и Психопаты, которых надо убить (если хотите). Ещё собирательство и улучшение оружия осталось, только на этот раз вам не нужно галопом бегать в определённую точку в поисках станка. К тому же, можно было создать не только универсальное вооружение, но и смертоносную машину, сбивающую всех на пути. Бонус в виде бесконечного огнестрельного оружия к этим машинам прилагался. Ах да, ещё и автосохранение появилось, что заметно облегчило прохождение (хотя сохранения в «туалетах» остались).

По сути, третья часть от прошлых отличалась очень сильно. Во-первых, не нужно было следить за тиканьем часов – никто вас не заставлял в ожидании вожделенного времени заниматься чем попало. Если вы хотели следовать только сюжету – пожалуйста, миссии шли ровно друг за другом. Хотели немного отвлечься – пожалуйста. Город полон разнообразных психопатов, а также выживших, которых нужно либо спасти от толпы зомби, либо выполнить их поручения (в основном – подай и принеси). Смысл? Очки. Впервые за всю серию нам было вольно тратить драгоценные очки на улучшение того или иного атрибута самостоятельно, а не полагаться на случайное «поощрение».

Dead Rising 3

Однако, несмотря на эти нововведения, «Dead Rising» получила не слишком лестную критику, в основном, касающуюся вторичности и однообразности (особенно досталось дополнительным миссиям), однако продажи позволили канадцам шагать дальше, а иначе говоря – уйти с головой в разработку очередного продолжения.

«Dead Rising 4», последняя на сегодняшний день часть серии, вышла в декабре 2016 года. И она заметно отличается от предыдущих проектов. По сути, здесь разработчики провели работу над ошибками третьей части – убрали пафос и серьёзность и заменили всё фантастически задорной атмосферой. Главным героем снова стал Фрэнк Уэст, что само по себе было большим плюсом, ибо этот персонаж всегда отличался остроумием, да и вообще более разнообразным характером, нежели Чак Грин и Ник Рамос. Во-вторых, сохранив старые новшества в игровом процессе, «Dead Rising 4» привнесла кое-что поновее – механические костюмы, экзоскелеты, надев которые вы превращались в машину для убийств. Опять же, с одной стороны это прибавляло динамики, а с другой – напрочь убивало всю сложность, что было ещё одной отличительной чертой серии.

Но, увы, «Dead Rising 4» вышла пока что на «Xbox One» и в «Windows Store», однако скоро грядёт версия и для «Steam», тогда она станет более доступной.

Подводя черту, можно сказать, что на сегодняшний день «Dead Rising» – едва ли не лучшая игровая серия про зомби-апокалипсис. В то время как легендарная «Resident Evil» скатилась в боевик с мутантами, а «Alone in the Dark» и вовсе превратилась в пыль, «Dead Rising» продолжает сохранять основные черты, несмотря на качество самих игр. Тысячи зомби, стул в качестве оружия, атмосфера безысходности и одновременно задорности – вот и вся формула серии, что позволяет ей держаться на плаву. Заслуживает похвалы!

Dead Rising 4

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх