DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Угроза из открытого космоса

В томительном ожидании громких премьер предлагаю небольшой, но всегда полезный экскурс в историю видеоигр и более детальный разбор одной из основополагающих. Титульная тема номера, как и раньше, будет затронута, правда, в этот раз немного под иным углом...

Ни для кого не секрет, что жанр адвенчуры (именно так за рубежом называют «квесты») практически полностью сформировал современный образ компьютерной игры. Первым графическим квестом по праву считают "Mystery House", который явил свой довольно мрачный лик в 1980 году силами Кена и Роберты Уильямс - основателями Sierra On-Line, впоследствии культовой Sierra Entertainment. "Mystery House" представляла собой всё ту же текстовую адвенчуру с той разницей, что игроку демонстрировались чёрно-белые векторные картинки происходящего. На деле же это было очередное прочтение «Десяти негритят» Агаты Кристи. Основы графического интерфейса были успешно заложены, но ввод текстовых команд (со всеми вытекающими сложностями) не позволял раскрыть потенциал жанра в полной мере.

Mystery House

К середине 80х Sierra Entertainment безраздельно властвовала на рынке игровых адвенчур, но такой расклад устраивал отнюдь не всех. В 1987 году выходит совместное детище программиста Рона Гилберта и дизайнера Гэри Винника из LucasFilm Games (позднее LucasArts Entertainment), гвоздь нашей программы – классическая адвенчура "Maniac Mansion". За 2 года Гилберт написал довольно универсальный скриптовый язык SCUMM (англ. Script Creation Utility for Maniac Mansion), который позволял дизайнерам заниматься разработкой игр, не используя программный код. "Maniac Mansion" вышла для Commodore 64, но вскоре была портирована на IBM PC, Amiga, Apple II и NES (да, да, игра, пусть и отцензуренная, выходила на Денди). Кстати, портированием на восьмибитную платформу занимался некто Тим Шефер (его пера "Full Throttle", "Grim Fandango", "Psychonauts", "Brutal Legend" и т.д.) - еще одна культовая личность в истории жанра.

Maniac Mansion

Одним ничем не примечательным вечером безмятежность семьи профессора Фреда Эдиссона была нарушена упавшим невдалеке метеоритом. Последний оказался крайне злым и довольно быстро взял всю семейку Эдиссонов под свой ментальный контроль. Спустя 20 лет пропадает Сенди Панц, девушка главного школьного заводилы Дейва Миллера. Разумеется, подозрения падают на таинственный и зловещий особняк сумасшедшего профессора. Недолго думая, Дейв собирает поисковую бригаду из школьных друзей и отправляется на выручку возлюбленной. Вот такая, словно сошедшая с кинолент класса B, незамысловатая история и легла в основу этой игры.

Как вы уже успели догадаться, играбельных персонажей несколько. Кроме главного, Дейва, доступны еще 6 на выбор: «ботаник» Бернард, рокерша Рэйзор, начинающая писательница Уэнди, сёрфер Джефф, клавишник Сид и фотограф школьной газеты Майкл. К сожалению, в помощники Дейв волен взять только двоих из всей тусовки, так что выбор будет весьма непростой, ибо каждый (ну или почти каждый) из друзей владеет каким-то специальным навыком, обязательно повлияющим на прохождение и концовку. Всего в игре 4 разные концовки и достигается каждая из них в корне по-разному. "Maniac Mansion" – один из самых ранних и ярких примеров игровой нелинейности, прохождение за разных персонажей может очень сильно отличаться, как по сложности, так и по временным рамкам. К тому же "Maniac Mansion" едва ли не первая адвенчура с уже привычным point’n’click интерфейсом. Больше не нужно вводить команды в строку – достаточно навести курсор мышкой (или стрелочками) и нажать клавишу. Для взаимодействия с предметами доступны 9 специальных команд, таких как осмотреть, использовать, открыть, закрыть, потянуть, толкнуть и т.п. С полноправным использованием курсора мышки в квестах укоренилось новое понятие – пиксельхантинг. То есть буквально охота или поиск пикселей. Низкое разрешение экранов, цветовая гамма из 16-256 цветов делали картинку, мягко говоря, не совсем точной, поэтому поиск каких-то маленьких предметов, будь то ключ или монетка, превращался в томительное обкликивание игрового пространства в поиске заветной кучки пикселей. Многие загадки требуют взаимодействия персонажей, иногда придётся стратегически выманивать кого-то из Эддисонов, чтобы пробраться в комнату и выкрасть необходимый предмет, а позже вытаскивать из темницы нерасторопного коллегу. Потеря одного-двух персонажей может сильно сказаться на сложности прохождения, а вот три надгробия – закономерный Game Over. В целом на прохождение понадобится всего пара-тройка часов, но следует учитывать, что повторное прохождение другими персонажами сулит много нового, не говоря уже о совершенно другой концовке. "Maniac Mansion" нельзя назвать уж очень сложной игрой, старожилы, уверен, управятся без особых проблем, но новичкам, вскормленным на современных adventure games, скорее всего придётся попотеть.

Нельзя не сказать пару слов о самих Эддисонах, которые хоть и были подчинены злому разуму, остались очень обаятельными. Время от времени нам показывают коротенькие миниатюры о том, чем же занимается горе-семейка в свободное время. Глава семейства Фред, как и раньше, пропадает в своей лаборатории в подвале (разумеется, проводит нечеловеческие опыты!) и только время от времени играет на игровом автомате. Жена Эдна всё также сетует на то, что муж много работает и совсем не уделяет ей время, а сынок, «страшила» Эд, ласково заботится о своём домашнем хомячке и защищает его от пришельца-метеора. Кузен Тед и вовсе живая мумия. Но самые интересные обитатели особняка – пара гигантских разумных тентаклей-мутантов, выращенных Фредом. Пурпурное щупальце охраняет лабораторию профессора, а зелёное - вполне дружелюбное, любит рок и мечтает о своей группе (теперь понятно, зачем музыканты в отряде?). Именно щупальца и станут главными героями не менее культового продолжения - "Day of the Tentacle".

Сейчас в это трудно поверить, но тогда игру обвиняли в чрезмерной кровавости. Наверное, не всем пришлись по вкусу скелеты в подвале, кровь на стенах и куски мяса на полу, но "Maniac Mansion" куда более смешная игра, чем страшная. Гилберт и Ко отчётливо высмеивают триллеры, фильмы ужасов и привычные этих жанров клише. Эддисоны, хоть и жутковато выглядят, очень забавные и порой даже милые. Более того, в игре полным полно классных пасхалок, чего только стоит бензопила рядом с кухонными ножами, саркофаг для мумии со встроенным телевизором или портрет полуобнажённой (увы, вырезенный в версии для NES) Роберты Уильямс – основателя уже упомянутой Sierra Entertainment, главного конкурента LucasFilm Games. Ну и для пущего веселья Гилберт и Винник добавили целую кучу абсолютно ненужных предметов, в результате чего игру заканчиваешь с полным инвентарём отборного хлама. Мы имеем дело с довольно редким случаем, когда хоррор и комедия образуют настолько удачный симбиоз, что в выигрыше оказываются любители обоих жанров.

"Maniac Mansion" быстро вывела молодую LucasFilm Games в лидеры. Следующие игры использовали усовершенствованные версии SCUMM и среди них не менее известные названия – "Day of the Tentacle", "Monkey Island", "Sam & Max Hit the Road", "Loom", "Indiana Jones & The Last Crusade: The Graphic Adventure", "Zak McKracken and the Alien Mindbenders", "The Dig" и "Full Throttle". Фактически каждая из них становилась хитом и легендой впоследствии, но начало этой эпохе лукасартовских квестов положил «Особняк Маньяков» и я бы советовал начинать именно с него. Всё-таки к хоррору "Maniac Mansion" имеет самое непосредственное отношение, отлично играется и сегодня (не буду строить иллюзий – в "Mystery House" сейчас вряд ли кто-то станет играть), подходит для ознакомления как с классикой квестов, так и с классикой игрового хоррора. Ну и самое главное – игра даёт ответ на важнейший вопрос – что же случится с хомячком в микроволновке?!

P.S. В скриншотах к статье использовался фанатский римейк Maniac Mansion Deluxe от LucasFan Games. Кроме заметно улучшенной графики и звукового сопровождения из Day of the Tentacle вполне комфортно идёт на современных операционных системах и переведена на десяток языков, включая неплохой перевод на русский! Во избежание мучений с DosBox cоветую именно эту версию.

Ну и напоследок нельзя не опубликовать несколько скриншотов из оригинальной версии 1987 года. Просьба быть снисходительными.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 тетя Таня 01-03-2012 13:20

    Впечатлило!!!

    Учитываю...
  • 2 Мельник 24-02-2012 11:34

    Спасибо автору, было интересно. Квесты нравятся, здорово было узнать как они зародились. Особенно просветился по поводу пиксельхантинга. Странно, но он до сих пор в обиходе, хотя по экрану уже не щелкают мышкой из-за низкого разрешения и плохой цветовой гаммы.

    Учитываю...