ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Ужас с ирландским акцентом

В фольклоре каждого народа найдётся, по меньшей мере, несколько колоритных, пугающих персонажей. В них нашли отражение страхи наших предков перед неизведанным, табулированные формы поведения и тёмные порывы народного воображения. Совершенно естественно, что с развитием кинематографа ужасные герои народного творчества перекочевали в мрачные залы кинотеатров. Примерить маску воплощённого зла довелось не только тем, кто от рождения сеял вокруг разрушение и смерть, но и тем, кто по природе своей никогда не отличался злобным нравом.

Так, с лёгкой руки киношников из «Trimark Pictures», потомственный ирландец Лепрекон, среди пороков которого числились лишь чрезвычайная скупость и баловство, начал свое кровавое шествие длящееся уже девятнадцать лет.

Лепрекон (1993)

Выходу первой части предшествовала оригинальная рекламная компания «Trimark Pictures», выпустившей комикс, повторяющий в общих чертах сюжет оригинального фильма, но имеющий ряд принципиальных отличий. Основное из которых – смена места действия, переносящегося из Ирландии в Америку восьмидесятых годов.

«Лепрекон» стал первым фильмом созданным Trimark Pictures и кинодебютом Дженнифер Энистон – звезды сериала «Друзья». Продюсировал картину исполнительный продюсер компании TP Марк Амин, также спонсировавший третью и четвертую части франшизы. Режиссёр фильма Марк Джонс, напивавший сценарий для первой части, упоминается в последующих как создатель кинообраза главного злодея.

Американский фермер ирландского происхождения Дениэл О’Грейди возвращается из поездки на родину с мешочком золота, украденным у Лепрекона, совершенно не подозревая, что не успеет сполна насладиться свалившейся на его голову богатством. Ведь вместе с ним океан пересёк и обладающий большой магической силой и далеко не мягким характером владелец того золота, преисполненным желанием, во что бы то ни стало вернуть награбленное себе.

Первой жертвой, хоть и случайной, становится жена фермера, упавшая от испуга с лестницы, а Дениэл сумев одолеть Лепрекона с помощью четырёхлистного клевера, все же не успевает завершить начатое, падая от сердечного приступа. Лепрекон остаётся пленённым в заколоченном ящике на следующие десять лет.

Начало фильма чётко определяет те достоинства, благодаря которым его стоит посмотреть. Появление трупа в первые десять минуть оправдывают принадлежность к категории R. Хотя примечательно, что к той смерти Лепрекон имеет несколько посредственное отношение, это оставляет пространство для развития его кровожадности, но даёт понять, что далеко она не зайдёт.

Приятная цветовая гамма, подкреплённая ненавязчивым, мелодичным музыкальным сопровождением хорошо подчёркивает образ коварного ирландского гнома, сыгранного Уовриком Дэвисом. Определённо высокий уровень актёрской игры Уорвика, равно как и его невысокий рост (всего 107 сантиметром), сделали его идеальным кандидатом для исполнения роли Лепрекона. Во многом именно харизма актёра удерживала все эти годы франшизу на плаву. Даже в тех случаях, когда речь идёт о худших её частях, к Уорвику сложно придраться. Бессменное участие в сериале тем выгоднее для «Лепрекона», что помимо него, невысокий актёр за свою продолжительную карьеру имел опыт работы в таких крупных и коммерчески прибыльных проектах как «Звёздные войны», «Гарри Поттер» и «Хроники Нарнии».

Прошло десять лет после драмы свершившейся в семьи О’Грейди, в их дом переезжает купивший его по дешёвке Джей Ди Реддинг с дочерью Тори. Джей Ди и дочь знакомятся с нанявшимися помогать им в реконструкции дома местными жителями: умственно отсталым здоровяком Оззи, мальчиком Алексом и Натаном – будущим бойфрендом Тори.

Не проявляя излишней изобретательности, Лепрекон освобождается с помощью Оззи, так же как десять лет назад появился перед Миссис О’Грейди, - обманывает человека, подражая голосу маленького ребёнка. Но длительное заточение, равно как и разлука с сокровищем, ослабили маленького волшебника, и он на время спрячется от людей, не верящих рассказу Оззи.

Оззи и Алекс находят золото Лепрекона, который тем временем, сумел ранить Тори и её отца, не выявив своего присутствия, и компания вынужденно отправляется в город.

В городе произойдёт короткая и несколько сюрреалистичная сцена, в которой Лепрекон убивает завладевшего одной из его монет ростовщика с помощью детской пого-палки. А затем и приставшего к нему на свою голову полицейского.

Пока Джей Ди отсиживается в городской больнице, остальные герои, вернувшись домой, встречаются со злобным гномом. Тори удаётся улизнуть и найти О’Грейди, который перед смертью вооружит её познаниями ирландского фольклора – расскажет, что победить Лепрекона можно с помощью четырёхлистного клевера.

В процессе съёмок у Уорвика были некоторые проблемы, поэтому в некоторых кадрах в роли злодея отчётливо заметен мужчина вполне стандартного роста, что несколько портит восприятие фильма.

В финале картины все основные герои остаются живыми, хоть и в разной степени покалеченными, зло повержено, но голос Лепрекона вещает за кадром, что вернётся и возвратит своё золото любой ценой.

«Лепрекон» стал настоящей удачей для «Trimark Pictures», окупив свой бюджет в девятьсот тысяч долларов и немало заработав. Картина собрала в прокате более восьми с половиной миллионов. Не меньшим подтверждением успеха стал тираж проданных на видеокассетах копий фильма, превысивший сто тысяч экземпляров.

Несмотря на народное признание, критики встретили фильм довольно низкими оценками и основания для этого, безусловно, имеются. Характеры персонажей до ужаса плоские, а игра большинства актёров навивает сонливость. Комедийная составляющая «Лепрекона» тоже прихрамывает, из-за ряда неуместных, оформленных в стилистике «Весёлых мелодий» «Warner Bros.» шуток, примером которых может служить эпизод, в котором врезавшийся на роликовых коньках в забор Лепрекон оставляет на переломанном частоколе свой силуэт.

Естественно, после такого финансового успеха и популярности образа низкорослого ирландского сапожника, выход продолжения не заставил долго ждать.

Лепрекон 2: Одна свадьба и много похорон (1994)

Режиссировать продолжение взялся Родмэн Флендер, работавший над фильмом «Неродившийся ребенок» и сериалом «Байки из склепа». Музыкальное сопровождение написал Джонатан Элиас - автор саундтрека к «Детям Кукурузы». Помимо Уорвика Дэвиса в фильме снялся другой известный актёр-карлик афроамериканец Тони Кокс.

Вторая часть не является сюжетным продолжением первой и рассказывает независимую историю.

После неудачной попытки выкрасть заколдованное золото, ирландский крестьянин попадает в рабство к представителю жадного маленького народца. Не смирившийся со своей участью, мужчина предпринимает попытку к бегству, но та заканчивается провалом, Лепрекон без затруднения ловит беглеца.

На дворе семнадцатое мая – день святого Патрика и одновременно день рождения алчного гнома, который по поводу тысячелетнего юбилея решает обзавестись женой. Свадьба Лепреконов требует строгого соблюдения древнего ритуала. Будущая, не о чем не подозревающая невеста, должна чихнуть три раза подряд, при этом никто не должен сказать ей: «будь здорова».

Лепрекон счастлив и обещает своему рабу, что как только женится, отпустит его на свободу. Но крестьянин узнает в его избраннице свою дочь и не желая родниться с нечистью, в самый последний момент саботирует ритуал. Неудавшийся жених убивает крестьянина и клянётся, что ровно через тысячу лет вернётся и женится на самой красивой девушке в его роду.

Стилисты подошли к своей работе ответственно. Внешность Лепрекон в предыстории стилизована под раннее средневековье: шапочка вместо цилиндра, более простой наряд и ожерелье из зубов на шее. В основной истории он предстанет в уже привычном по первой части наряде.

В наши дни наследница фамильного проклятия по имени Бриджит живёт в США и встречается с парнем по имени Коди, зарабатывающим на жизнь экскурсиями по мрачным и зловещим местам Голливуда.

Чувство жадности Лепрекона увеличилось, вдобавок к своему котелку полному драгоценностей, он вырывает у бродяги золотой зуб, а у агента по поиску талантов, посчитавшего его аниматором, и вовсе отрывает палец ради кольца. Приятен сам факт появления котелка, сменившего мешок из первой части и во всех отношениях более соответствующего фольклорным представлениям.

Штаты готовятся к празднованию дня святого Патрика, мода на праздник и зелёные цвета позволяют Лепрекону, давно обосновавшему своё логово в Америке под корнями старого дерева и вышедшему на поиски жены, бродить по улицам не привлекая лишнего внимания.

Молодая пара ссорится и Коди попадает в полицейское отделение, откуда его вызволяет его опекун и начальник Морти – неудавшийся выпивающий коммерсант и аферист, а Бриджит пытается развлечься на картинге.

Лепрекон убивает пытавшегося ухаживать за Бриджит её знакомого Яна и, одолевая Коди, захватывает девушку, чихнувшею три раза подряд.

Магические возможности волшебника возросли. Телекинез, телепортация и создание иллюзий применяются им чаще, чем в первом фильме, что есть прямое следствие выросшего в два раза бюджета. Уязвимым местом супостата становится не четырёхлистник, который вообще не упоминается во второй части, а чугун. Также Лепрекон стал больше выражаться стихами, что пошло на пользу комичности его образа.

Коди, преследуемый полицией за подозрение в убийстве Яна, обращается за помощью к Морти, рассказывая ему о Лепреконе, предоставляя в качестве доказательства потерянную гномом монету. Лепрекон нападает на друзей, но Морти с помощью хитрости удаётся напоить коротышку, выиграв немного времени, позволившего подготовить ловушку и поймать злодея в чугунный сейф.

Воплощая основную мораль сериала, гласящею, что жадность до добра не доводит, Морти обманывает Коди, и просит у Лепрекона золото в обмен на его свободу. Повинуясь древнему закону, пойманный волшебник исполняет его волю, но в своей манере, заставляя того жестоко поплатится за неточно сформулированное желание.

Бросается в глаза обыгрывание под-сюжетов первой части. В первом фильме Лепрекон расправился с представителем закона, когда тот остановил его, едущего на детской машинке, а в сиквеле убивает полицейского при помощи прокаченной машины для картинга.

Лепрекон неудачно пытается покончить с Коди, и тот узнает, что ирландский гном не может повредить человеку, владеющего его золотом. Данный факт являет непримиримое противоречие первой, и остальным частям франшизы, являясь негативным следствием отсутствия единой сюжетной оси.

Бриджит предпринимает неудачную попытку убить ненавистного жениха, а Коди удаётся отыскать логово злодея. Лепрекон пытается одурачить главного героя, лишив того его единственного козыря – золотого шиллинга, но человек оказывается хитрей.

Концовка до ужаса банальна. Злодей-похититель умирает, пронзённый чугунным прутом, молодая парочка целуется, а фильм оставляет несколько неразрешённых вопросов, объясняющихся либо слабостью изначального сценария, либо его никудышным исполнением.

Некоторые неувязки находят разрешение, так то, как Коди удалось найти дом Лепрекона - благодаря откровениям бродяги с вырванным зубом, подслушанным им в участке. Некоторые остаются мёртвым грузом. Совершенно непонятно, зачем Бриджит собирала камни, если в картине умалчивается о том, что она пыталась помечать с их помощью дорогу по заколдованным лабиринтам убежища своего похитителя.

Все это портит тот позитив, который вызывает развитие образа Лепрекона, сдвинувшегося в сторону своего оригинала из ирландских легенд. Положительным в этом развитии оказалось придание главному злодею иной, кроме сохранения и преумножения золота мотивации. Тема кражи молодых девушек мистическими злодеями является архетипичной и имеет широкое распространение в европейских легендах. Воровали людей эльфы, феи, русские лешие, а благодаря кинематографу, своровал и Лепрекон.

Недостатки самого фильма вкупе с негативной критикой полученной первой частью, отрицательно сыграли на сборах картины. Фильм едва окупил бюджет, собрав два миллиона и шестьсот тысяч в прокате. В низкой окупаемости сыграл свое и тот факт, что согласилось показать вторую часть всего 252 кинотеатра против 620, демонстрировавших первую.

Руководство «Trimark Pictures» поняло, что поймать утку несущую золотые яйца не удалось и все последующие часть выходили только для видео.

Лепрекон 3 (1995)

Третья часть вышла под руководством Брайана Тренчард-Смита, прославившегося главным образом благодаря вкладу в австралийский кинематограф семидесяты –восьмидесятых годов.

В актёрском составе примечателен Том Дуган, участвовавший во второй части «Охотников за приведениями», четвёртом «Восставшем из ада», и множестве других кинофильмов. А также Кэролайн Уильямс, снявшаяся во второй и третьей «Техасской резне бензопилой», второй части «Отчима» и с успехом мелькающая в фильмах ужасов до сих пор (одно из последних её появлений произошло в фильме «Хэллоуин 2» 2009 года)

TP вновь отказываются от идеи продолжить фабулу предыдущей части, и «Лепрекон 3» в сюжетном плане вполне самодостаточное произведение, как и все остальные части франчайза.

Действие переносится в Лас-Вегас, и лучшего места для Лепрекона подобрать невозможно. Слияние мифического скряги и города, ставшего воплощение человеческой тяги к наживе, породит самую трешевую и раскрепощённую часть сериала.

Фильм начинается с того, что искалеченный бродяга сдаёт в ломбард статую Лепрекона, предупреждая продавца не трогать золотой медальон на шее статуи. Продавец не принимает предупреждение всерьёз и пробуждает своим необдуманным поступком злого волшебника.

Ростовщику удаётся отпугнуть коротышку медальоном, но жадность обрекает, пытавшегося вступить в переговоры и недооценившего коварство гнома, владельца ломбарда на смерть. Богатство Лепрекона ближе к первой части, в нем нет колец и браслетов, лишь золотые шиллинги, один из которых, утерянный, впоследствии найдёт главный герой.

Между тем, Скотт Маккой – молодой бедный студент, знакомится с девушкой по имени Тэми, подвозя её до места работы в казино с говорящим названием «Счастливый трилистник». По дороге Тэми предупреждает нового знакомого об опасностях морального разложения, что несёт столица азартных игр, но, поддаваясь его просьбе, проводит несовершеннолетнего друга в игорное заведение.

Скотт не вникает наставлениям и проигрывает все свои деньги игрой в рулетку из-за шулерства крупье Лорет – подруги наставника Тэми фокусника Фабио. Интрига подогревается конфликтом между хозяином казино, положившим глаз на девушку главного героя, и его кредиторами.

Обанкротившийся Скотти направляется в ломбард, что бы заложить свои наручные часы, но находит там труп ростовщика и заколдованный шиллинг, который, как он узнает из электронной энциклопедии хозяина лавки, обладает колдовской силой и способен исполнять желания.

Концепция Лепрекона вновь перетерпливает изменения. Появляется подавляющий его могущество амулет, выясняется одна из причин той жадности, с которой он оберегает своё сокровище, оно – источник его магической силы и бессмертия. Также оказывается, что представители невысокого племени питают нездоровую страсть к картофелю. К счастью, в потоке нововведений ирландец не растерял своего чувства юмора и таланта стихосложения. Начиная с третей части, часто проливается кровь коротышки, имеющая зелёный цвет.

Золотой шиллинг помогает герою обыгрывать казино, пока Лепрекон разыскивает его в ночном Лас-Вегасе. Тэми не в восторге от азартного порыва Скотти и просит его быть осторожней. А Лорет и Фабио, прознав секрет везения новичка, решают выкрасть волшебную монету, что им с успехом удаётся.

Скотт встречается с Лепреконом и завязывается драка, в результате которой на рану парня попадает зелёная кровь карлика, что приведёт впоследствии к извращённой пародии на «Я был подростком оборотнем» - молодой человек начнёт превращаться в Лепрекона. Отличительна черта метаморфозы – отрастающие у героя бакенбарды.

Волшебная монета начинает гулять по карманам не чистых на руку персонажей, воплощая их банальные фантазии. Митч – владелец заведения, падает жертвой страсти, Лорет губит желание вечной молодости и красоты, а Фабио убивает жажда стать величайшим магом современности.

Во всех случаях мрачному обороту человеческих устремлений способствует злая воля Лепрекона. И глубина его изощрённости достигает своего апогея. Пародируя популярных телепроповедников, он умерщвляет старого развратника электрическим стулом в виде секс-андроида. Омолодившеюся женщину наделяет формами не совместимыми с жизнью. А Неудавшегося Гудини распиливает на глазах шокированной публики.

Скотт и Тэми доходят до мрачной сути происходящего, узнавая самое слабое место Лепрекона. Уничтожение заколдованного золота – смерть для него.

Медленно переходящий на зелёную сторону и уже обретающий магические способности Скотт Маккой отыскивает золото, но не находит в себе сил уничтожить его.

Два Лепрекона сцепляются, борясь за сокровище и женщину в госпитале, нещадно уничтожая больничный персонал. Тэми, завладевшая медальоном, вносит свою лепту в происходящие события, и решающее столкновение переносится на сцену шоу-зала.

В финальной битве побеждает человечность. Скотт уничтожает золото, убивая Лепрекона и освобождаятся от проклятия.

Третья часть занимает свою нишу в качестве самой пошлой и жестокой серии франшизы. Бюджет составил всего 1,2 миллиона долларов и, скорее всего, сэкономить его помогло казино «Lucky shamrock», получившее некоторую рекламу, став основным местом действия фильма.

Несмотря на это, Trimark Pictures увеличило бюджет следующей части, выпущенной через два года, на четыреста тысяч, что сложно объяснить чем-либо кроме тёплого отношения руководства компании к сериалу.

Лепрекон 4: В космосе (1997)

Брайан Тренчард-Смит вновь выступит режиссёром, сохранив тягу к демонстрации жестокости. Третья и четвертая части, снятые им, являются самыми кровавыми эпизодами похождений Лепрекона.

Одно время в среде американских кино-дельцов существовала своего рода мода ссылать своих героев за пределы земной орбиты. Не миновала эта участь и Лепрекона. Хронологически «Лепрекон 4» - завершительная часть франшизы, рассказывающая о приключениях неистребимого коротышки в эпоху торжества высоких технологий далёкого будущего.

Разношёрстный отряд космических пехотинцев охотится за Лепреконом с целью уничтожить негодяя, чьи проделки обходятся человеческому сообществу в огромные состояния.

Лепрекон обозначен в фильме как инопланетное существо, что одинаково можно интерпретировать как то, что во вселенной четвертой части существует целая инопланетная раса, удивительным образом напоминающая персонажей ирландских легенд, в таком случае она параллельна вселенной остальных частей. Так и просто возможность того, что по замыслу сценаристов в будущем человечество забыло о земной природе гнома.

Стилисты и костюмеры либо ощущали стеснённость в средствах, либо подошли к работе с пугающим безразличием. Чего стоит одни каски S.W.A.T. на космических солдатах будущего.

Военные находят злодея на пустынной планете, где тот обхаживает похищенную им принцессу Доминии - блондинку с персидским именем Зарина, желая, объединив свои несметные богатства с авторитетом царской династии, править вселенной. Принцесса поначалу не в восторге от такой перспективы, но прельщённая предложением сказочного приданного, начинает менять своё мнение.

Встретив пехотинцев, Лепрекон убивает одного из них зелёным световым мечом, пародируя магистра Йоду, что окажется пророческим, ведь через два года Уорвик снимется в его роли в первом эпизоде «Звёздных войн».

Пытаясь защитить будущею жену, Лепрекон бросается на гранату и разлетается на клочки, а его возлюбленной отрывает руку.

Вояки забирают на свой корабль потерявшею сознание принцессу и кучу золота, найденную ими в пещере. Один из солдат, выказывая презрение к противнику, мочится на ошмётки, оставшиеся от гнома.

Пока люди празднуют удачное завершение миссии, Лепрекон возрождается из тела осквернившего его останки солдата, когда тот решает уединиться со своей девушкой.

Зарина демонстрирует удивительную способность к регенерации, восстанавливая потерянную конечность. Чем привлекает внимания имеющего личные побуждения владельца космического корабля и работодателя военных доктора Миттенхенда.

Герои встают перед выбором либо отдать злодею девушку, либо продолжить до того времени крайне безрезультатные попытки прикончить Лепрекона. В спор вмешивается Миттенхенд, принуждающий военных сражаться до конца.

Сжатие событий в рамки скупых декораций космического корабля не пошло фильму на пользу, даже атмосферу клаустрофобии, выручающую иногда весьма посредственный космический хоррор, передать не удалось. Отягощает положение и самый скучный за историю серии саундтрек, не спасает который даже втиснутый мотив «Greensleeves».

Солдаты медленно, но верно умирают, учёные выкачивают из инопланетной принцессы кровь для опытов. Лепрекон же, тренируясь в пирокинезе и остротах, находит свою невесту, а доктора Миттенхенда превращает в мутировавшее чудовище.

Очнувшаяся принцесса принимает сторону своего жениха, и они отправляются за похищенным людьми золотом, пока главные герои дерутся с раскрывшим, благодаря Лепрекону, свою транссексуальность командиром пехотинцев, а потом и с окончательно преобразившимся безумным доктором.

В финальной схватке, попавший под увеличительный луч злодей, приобретает огромный рост. Поначалу обрадовавшее его обстоятельство оборачивается против него и Лепрекон оканчивает своё существование взрываясь в открытом космосе.

Несмотря на комбинирования всевозможных спецэффектов: от кукол и рирпроекции, до примитивной компьютерной графики, в визуальном плане картина выглядит гораздо слабее своих предшественников. Негативно отразилось и утрирование образа Лепрекона, являвшегося главной фишкой серии. Маленький колдун с утомляющей частотой хватается за пистолет, банально отстреливаясь от преследователей, исчезла такая составляющая как его магическая связь с золотом. В довершении создатели добивают незавершённостью отношений Зары и оставшихся в живых членов экипажа, словно оставляя пространство для сюжетного продолжения.

Четвертая часть франшизы смотрится слабо даже на фоне других провальных картин TP тех годов «CrossWorld» 1996 и «Star Kid» 1997.

Лепрекон 5: Сосед (2000)

Казалось бы, космическое похождение должно было поставить крест на «Лепреконе», но в 2000 году стараниями Роба Спера, проявившего себя в качестве режиссёра, сценариста и продюсера, вышла пятая часть сериала. Роб имел опыт над такими фильмами как «Witchcraft» 1989, «Bloody Murder 2: Closing Camp» 2003 и должен был чувствовать себя уютно в предстоящей работе.

Однако стремление реанимировать выдохшуюся серию породило излишне радикальное решение. С пятой части «Лепрекон» превращается в чёрную, в прямом смысле этого слова, комедию со всеми вытекающими последствиями.

Два чернокожих неудачника, находят статую Лепрекона в окружении сокровищ в заброшенном участке метрополитена. Один из друзей подбирает золотую флейту, другой, позарившись на большой медальон, случайно пробуждает спящее чудовище, за что расплачивается своей жизнью. Нашедшему флейту сутенёру Мак Дэдди чудом удаётся обратить Лепрекона в камень и на этом предыстория заканчивается.

На фоне дышащего абсурдностью юмора, появляется новый артефакт вселенной «Лепрекона» - волшебная флейта, наделяющая владельца силами гамельнского крысолова. Сама идея того, что среди несметных сокровищ ирландского коротышки могут находиться предметы, обладающие различными магическими свойствами, представляет неиссякаемый источник для полёта фантазии и скорее всего ещё выручит сериал в будущем.

После событий пролога проходит некоторое время. Три друга: Постмастер П, Шальная пуля и Бутч мечтают взобраться на Олимп американского репа. Мак Дэдди, ставший успешным продюсером, устраивает прослушивание молодым дарованиям, но не приходит в восторг от юношеского позитивизма и отсылает товарищей прочь.

Герои решают поправить своё финансовое положение, а заодно и проучить зазнавшегося собрата, ограбив Мак Дэдди. В особняке продюсера они крадут золото Лепрекона, и магический амулет, тем самым освобождая его, а так же флейту Мак Дэдди, в которого по ошибке стреляют.

Первым делом освобождённый маг мстит пленившему его бывшему сутенёру, отрывая тому палец с золотым кольцом, и приказывая ему найти все его растасканное богатство.

Сокровище растекается по ломбардам, Постмастер П, мучаемый угрызениями совести начинает понимать, что флейта в его руках обладает странной силой, а Лепрекон возвращает часть украденного, расправляясь с его новыми хозяевами .

Не особо заботящиеся о прикрытии, друзья устраивают импровизированный концерт, по окончанию которого их находит хозяин сокровищ. Начинающим музыкантам удаётся выиграть время, подпалив злодея и они, осознав его сверхъестественную природу, пытаются найти убежище в местной церкви.

В обмен на возможность переночевать в церкви, троица соглашаются выступить перед верующими и в полной мере раскрывают волшебные свойства золотой флейты. Не оправдывая надежд, святые стены не становятся преградой для Лепрекона, и он вместе с Мак Дэдди сталкивается с грабителями. Продюсер убегает, оставив героев и монстра выяснять отношения.

Друзья с помощью преподобного хитростью запирают преследователя в металлическом сейфе и решают продолжить своё восхождение, отправной точкой которого должна послужить победа в музыкальном конкурсе в Лас-Вегасе. Но Лепрекону удаётся выбраться из заточения гораздо раньше, чем на то могли надеяться трое друзей.

Мечта становится все ближе и трио удаётся добиться победы в отборе на конкурс. Однако зло не дремлет, и Лепрекон в компании зомбированных им женщин лёгкого поведения, возвращает себе флейту, проявляя при этом несвойственное ему великодушие, убив только одного из обокравших его молодых людей.

Оставшиеся в живых Почтмейстер П и Бутч оказываются не в силах вернуться к прежней жизни и разрабатывают оригинальный план по уничтожению злодея и возвращению флейты.

Переодевшись девушками, друзья проникают в логово Лепрекона, где тот занят увеличением своей армии зомби-женщин и угощают его косяком приправленным растёртым четырёхлистным клевером.

План портит Мак Дэдди, убивающий Бутча. Карлик расправляется с Дэдди, а Почтмейстер П обретает столь желанную им славу, становясь марионеткой в руках Лепрекона, который на прощание прочтёт зрителям свой реп.

Помимо очевидного акцента на афроамериканскую культуру, «Лепрекон 5: Сосед» характеризуется цитированием прошлых частей сериала. Впервые со времён первой части в качестве эффективного оружия против супостата упоминается клевер. Эпизоды отрывания пальца и применения сейфа в качестве ловушки – отсылка ко второй части. Из третей перекочевал волшебный медальон, более того, постоянные упоминания о конкурсе в Лас-Вегасе – отсылка к ней.

Перенесение мифологии «Лепрекона» в измерение афроамериканского гетто вероятно было нацелено на привлечение новой целевой аудитории. С этой же целью на съёмки был приглашён популярный репер Ice-Tea, воплотивший образ подлого продюсера и сутенёра Мак Дэдди. Интересно, что пятая часть сериала получила лучшие оценки от критиков, чем любая из её предшественниц, что не могло не вдохновить создателей на выдержанное в том же ключе продолжение.

Лепрекон 6: Домой (2003)

В 2000 году, вскоре после выхода «Лепрекон: Сосед» Trimark Pictures слилась с компанией Lions Gate Entertainment. Для «Лепрекона» это стало по настоящему многообещающим событием, ведь Марк Амин, в своё время давший ему жизнь и по отечески поддерживающий долгое время, становился крупнейшим акционером Lionsgate.

Шестая часть франшизы вышла в 2003 году под режиссурой Стивена Аиромлуи, уверенно стряпающего на данный момент афроамериканские комедийные мелодрамы.

Как и в пятой части, к сьёмкам привлекли известного репера, на этот раз Кирка Джонса, исполнившего в 2006 году главную роль в ТВ-версии приключений темнокожего истребителя нежити Блейда.

Открывает картину мультипликационная заставка, стилизованная под ожившие иллюстрации старинной книги. Зритель знакомится с легендой о богатом короле и его противостоянии с врагами, желающими обокрасть его сокровищницу. Король водил дружбу с нечистой силой и, оказавшись в кризисной ситуации, призвал на помощь маленький народец лепреконов. Воинство мифических созданий без труда расправилось с врагами короля и надолго отвадило их от посягательств на его собственность. Прошли годы, и самодержец умер, а лепреконы вернулись в лоно дикой природы. Остался только один, самый жадный и фанатичный, посвятивший все своё существование сохранению несметных богатств. Идея предыстории отчасти вдохновлена творчеством ирландского поэта Уильяма Батлера, предположившего, что свои сокровища лепреконы хранят со времён старинных сражений.

В наши дни пожилой священнослужитель Джейкоб одолевает Лепрекона в борьбе за его золото, которое успевает надёжно перепрятать, но сам умирает, не успев воплотить свою мечту о строительстве молодёжного центра, призванного обеспечить бедным детям здоровый досуг.

Если пятая часть обращалась к трудностям, с которыми сталкиваются молодые и талантливые, но не имеющие материальной поддержки в реализации своего творческого потенциала музыканты, то шестая затрагивает такую злободневную социальную проблему как злоупотребление наркотиками в подростковой среде.

Подружки Эмили и Лиза обращаются к гадалке, которая предрекает им внезапное богатство, от которого они должны будут отказаться, если не хотят накликать на себя и близких беду.

Девушки действительно находят сокровище, спрятанное отцом Джейкобом, но естественно, даже не помышляют о том, что бы расстаться с ним, тем более, что вместе с ними на него претендуют их друзья: идейный растаман Джейми – вечный должник местных барыг, испытывающий финансовые трудности и Рори – бывший парень Эмили, ныне промышляющий торговлей наркотиками.

Каждый начинает тратить деньги на те нужды, что позволяет его распущенность, а погребённый под недостроенным молодёжным центром Лепрекон, пробуждается после двухгодового сна.

Пребывая в мистической связи со своим золотом, его вечный страж проникает на вечеринку устроенную радующимися своему внезапному обогащению друзьями.

Дезориентированный употреблением марихуаны Лепрекон ограничивается одним убийством, протыкая угостившего его травой парня кальяном и, по нелепой случайности, оказывается запертым в холодильнике. Тем временем Джейми до выяснения обстоятельств задерживают полицейские.

Неизвестным образом выбираясь из холодильника, маленький маг находит Эмили на её работе в салоне красоты и, убивая её клиентку, пытается расправиться с самой героиней, которой удаётся бежать.

Эмили находит Рори с его новой девушкой и уговаривает больше не тратить найденное золото, рассказывая о своей встрече с Лепреконом. Встретившись с Джейми, друзья отправляются к Лизе, но опаздывают и их подруга становится второй жертвой коротышки.

Решив расстаться с проклятыми монетами, ребята осознают прискорбный факт, что успели потратить почти все, а также волшебное свойство найденного ими сундучка, который всякий раз после опустошения вновь оказывается полным.

Последнее обстоятельство кружит голову Рори, и тот решает скрыться вместе с золотом, обманув старых друзей, но в последний момент одумывается, как раз вовремя, чтобы спасти Эмили. Впрочем, он совершенно забывает про свою официальную даму сердца, которую ожидает жестокая расплата от рук Лепрекона.

Спасающуюся бегством парочку останавливает пара полицейских, но идущий по следу воров гном играючи расправляется со служителями правопорядка.

Рори и Эмили отправляются за Джейми, натыкаясь на местных бандитов имеющих зуб на Рори. Преступники повторяют судьбу копов, и главные герои получают очередную передышку перед решающей стычкой со злодеем.

Эмили решает обратиться за помощью к гадалке, предупредившей её об опасности, и та рассказывает друзьям, что у Лепрекона только две слабости: его золото и четырёхлистный клевер. Рори находит четырёхлистнику применение, начиняя им пули для своего пистолета.

Кульминация наступает, когда Лепрекон врывается в квартиру предсказательницы, убивая её в магической дуэли и раня Джейми. Эмили пытается одолеть преследователя, используя его главную слабость – золото. Лепрекон и его волшебный сундук сгорают в котельной печи, но лишь за тем, что бы возродится из радуги к ужасу главных героев.

Не смогли прикончить злодея и начинённые клевером пули. Людям удаётся справиться с противником только столкнув его вместе со всем его богатством в бассейн с застывающим цементом.

Образ Лепрекона претерпевает некоторые изменение, одно из важнейших – смена его внешнего облика. Долгое время хранивший верность зелёному костюму, волшебник переодевается в чёрное. Кроме того, он теряет свою привычку к стихосложению и словно бы забывает о своих колдовских способностях, предпочитая отделываться от противников при помощи грубой силы и подручных предметов, используя магию только тогда, когда есть необходимость исчезнуть или мгновенно переместиться.

Шестая часть заняла почётное третье место в списке двадцати пяти самых неудачных сиквелов по версии Entertainment Weekly.

Изначально планировалось выбрать местом действия для шестой части пляжный курорт, но решением Стивена Аиромлуи оно было перенесено в черту города. Вне зависимости от того, что повлияло на это решение, ландшафт гетто из шестого «Лепрекона» выглядят тускло даже на фоне пятой части франшизы

Лепрекон 7: Начало.

Не так давно, в марте 2012 года, стало известно, что Lionsgate и WWE Studios планируют перезагрузку франшизы. Фильм будет представлять собой ремейк первой части.

Бессменного исполнителя роли Лепрекона Уорвика Дэвиса должен будет сменить Дилан Марк Постли – боец крупнейшей в мире ассоциации реслинга.

Известия об уходе Уорвика огорчает - все же именно он оживлял образ кровожадного гнома на протяжении стольких лет, но обнадёживает, что у Lionsgate и WWE Studios уже имеется опыт сотрудничества воплощённый в таких фильмах как «Приговорённые» и «Не вижу зла». Кроме того, двадцатипятилетнего Постли сложно упрекнуть в отсутствии харизмы, и образ лепрекона удачно эксплуатировался им на аренах WWE.

Сценарий для фильма должен будет написать Харрис Уилкинс, успевший поработать для таких гигантов как Fox и Paramount, а его дата выхода пока назначена весну 2013 года.

Остаётся надеяться, что «Лепрекон: Начало» не станет очередным провальным ремейком, паразитирующим на популярности культового статуса оригинальной картины, коих в последнее появилось более чем достаточно.

Комикс Bluewater Productions.

Помимо шести фильмов, вселенную Лепрекона развила серия комиксов, выпущенных компанией Bluewater.

Благодаря комиксам становится известно, что главного персонажа зовут Лубдан и то, что он не просто рядовой полурослик, но король маленького народца и на данный момент последний представитель своего вида.

Сюжет как всегда вращается вокруг украденного золота, на этот раз распроданного через интернет-аукцион по всему свету. Но Bluewater потрудились придать своей истории оригинальности. Племя Лепрекона пострадало в ходе ожесточённой войны против враждебной расы клуриконов – вечно пьяных, вороватых и предпочитающих красные головные уборы персонажей ирландского фольклора, обращённых создателями комикса в некоторое подобие сауроновской орды. Помимо клуриконов Лубдану будут противостоять и другие мифологические персонажи.

Кроме «Лепрекона» Bluewater возродили и другой старый ужастик волшебного содержания – «Чернокнижник». Определённые сходства двух серий, и то, что их начало в трактовке Bluewater даже вышло в одном графическом романе, состоящем из двух не связанных между собой историй, позволяет надеяться на последующий кроссовер.

Так же есть основания полагать, что в случае успеха ремейка первой части «Лепрекона», Lionsgate Entertainment будет развивать серию в направлении заданном комиксами Bluewater, характерной особенностью которого является приобретение историей эпичного характера и выраженным сочувствием к очеловеченному в сравнении с кино-интерпретацией образу Лепрекона.

Производство комикса свернулось после четвёртого выпуска и пока информация о его возрождении отсутствует.

Влияние на культуру.

Помимо чисто концептуальной заслуги «Лепрекона», доказавшего, что вполне безобидного фольклорного персонажа можно превратить в машину смерти, фильм породил несколько подражателей.

Параллельно с премьерой первой части «Лепрекона» в 1993 году, на видео вышел фильм «Гоблин» режиссёра Тодда Шитса, снятый на любительскую видеокамеру. «Гоблин», повествующий о столкновении друзей обосновавшихся на заброшенной ферме с чудовищем из народных сказаний - очевидный мокбастер, способный заинтересовать разве что поклонников Шитса и трешевого андеграунда.

В 1995 году Марк Джонс, создатель первой части «Лепрекона», выпустил на свет фильм «Румпельштильцхен». Трудно определить решил ли Джонс, что напал на золотую жилу, либо просто был неравнодушен к мифологическим коротышкам (в пользу последнего говорит его фильм «Чревовещатель» 2008 года). Но, «Румпельштильцхен » - по своему забавный и все же откровенно наглый клон своего старшего брата, тем не менее, местами выглядящий даже привлекательнее предшественника благодаря более мрачному образу карлика, подкреплённому качественным гримом и большей динамике происходящего. Впрочем, некоторые достоинства «Румпельштильцхена» и популярность «Лепрекона» не помешали ему провалиться в прокате, не окупив собственный трёхмиллионный бюджет.

Более оригинальным, но определённо подвергнувшимся влиянию «Лепрекона» является британский кинофильм «Шутник» 1994 года. Главный злодей, чья сущность остаётся необъяснимой, местами вычурно манерный и носящий архаичный шутовской костюм, неуловимо напоминает обосновавшегося на американской почве ирландского колдуна, хоть и превосходит его ростом.

Кинокомпания After Dark Films, в ожидании «Лепрекон: Начало», выпустила фильм «Лепрекон: Реванш». Сюжет картины хоть и слаб, но не пытается подражать творению Trimark Pitchers, а сам дизайн главного злодея представляет собой что-то среднее между чудовищем из «Тыквоголового» и дельторовским фавном, словно пытается поставить крест на любых возможных ассоциациях с историей Лубдана.

Франшиза «Лепрекон», а главным образом её третья часть, определённо оказала влияние на квадралогию «Исполнитель желаний», первая часть которой стартовала в 1997 году. Примечательно не только перевоплощение идеи следующей через неразумные желания жестокой смерти, но и использование образа весьма специфичного и известного широкой публике главным образом благодаря детским сказкам фольклорного персонажа, которым в «Исполнителе Желаний» становится Джин.

«Лепрекон» не был первым фильмом, повествующим о колоритном ирландском карлике (таковым являлся «Удача в Ирландии» 1948 года), но стал самым запоминающимся и оригинальным. Чему поспособствовали атмосфера ужаса и чёрный юмор, выделившие его среди романтических комедий и детских сказок про волшебных зелёных человечков.

Образ Лепрекона наравне с лепестком клевера является визитной карточкой Ирландии, и серия фильмов о похождениях Лубдана, хоть и представляет извращённую трактовку этого образа, определённо способствовал его популизации в массовой культуре.

Так или иначе, важно время от времени напоминать людям, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а слепая жадность никогда не доводит до добра. И «Лепрекон» удачно справляется с этой задачей по сей день.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх