DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Ужас в ритмах R&B

Southern Gods / Южные боги (роман)

Автор: Джон Хорнор Джейкобс

Жанр: лавкрафтианский хоррор, южная готика, нуар

Издательство: Night Shade Books

Год издания: 2011

Похожие произведения:

  • Брайан Кин «”The King”, in –­ Yellow» (рассказ)
  • Чайна Мьевиль «Крысиный король» (роман)

John Hornor Jacobs. Southern Gods

Ветеран недавно закончившейся Второй Мировой войны Бык Инграм работает вышибалой, пока владелец студии звукозаписи Мемфиса не нанимает его чтобы найти «Бродягу» Джона Хастура. Неистовые и мрачные песни таинственного музыканта – которые транслируются постоянно меняющей частоту призрачной станцией – как говорят, способны свести с ума живого человека и заставить подняться мертвеца. Обеспокоенный и напуганный записью, которую проигрывает для него диджей, Инграм направляется в дикую глушь Арканзаса, где слышит о том, что музыкант, якобы продал свою душу Дьяволу. Но чем ближе окажется Инграм к Хастуру и тем, кто когда-либо оказывался у того на пути, тем яснее ему будет, что существуют существа ужаснее Дьявола и расплата ужаснее Ада.

Джон Хорнор Джейкобс – не новичок в хорроре. Его рассказы входили в несколько антологий, в том числе в «Книгу Ктулху» (The Book of Cthulhu) Росса Локхарта. На данный момент у автора издано уже три романа и сборник повестей, еще как минимум три романа запланированы к выходу в ближайшее время. Но «Южные боги» – первый его опыт в крупной форме. Роман, завершенный еще в 2008 году, долго искал своего издателя, вышел в свет в 2011-м и был номинирован на премию Брэма Стокера как лучший дебют (награду, правда, получила Эллисон Берд с ее «Изидой освобожденной» (Isis Unbound)). Сам Джейкобс называет «Южных богов» «лавкрафтовским нуар-детективом» и признается, что в нем смешалось все то, что интересовало его в пору работы над книгой: герои Реймонда Чандлера, пиратское радио, история рок-н-ролла и блюза, готическая литература и «южная готика», истории о проклятых книгах, «Король в желтом», боги римских легионеров, рассказы Г. Ф. Лавкрафта и история его родного штата Арканзас. Этот список, пожалуй, лучшим образом описывает роман как он есть.

Герои произведений Лавкрафта сталкивались с неведомым совершенно случайно, и даже если уходили живыми, их души оставались неизлечимо больны после этих встреч. В новейшей традиции продолжателей ГФЛ персонажи чаще побеждают космический ужас, причем со значительным перевесом в свою пользу. Джейкобс, в отличие от многих предшественников-последователей, решает следовать изначальным канонам, но не слепо.

Мир «Южных богов» не современен нам. Там только что закончилась Вторая мировая война, в Америке все еще властвует сегрегация, чернокожее население носит на себе клеймо «низшей расы» – и одновременно обладает некой магией, которая живет в крови этих людей и выражает себя в особой «черной» музыке. Блюз породил множество легенд, зачастую достаточно мрачных. И автор с удовольствием связывает их с мифологией космического ужаса. Кроме того, южная часть Соединенных Штатов – земля таинственная сама по себе. Здесь слишком много пространства, где с легкостью может затаиться что-то сверхъестественное и жуткое. На этих землях уже живут боги индейцев, негров и всех странных и не всегда нормальных белых людей, которых теперь страна чтит как первопроходцев и основателей государства. От того, что к ним добавится несколько существ из иных миров, теснее не станет.

И вот по Миссисипи плавает загадочный пароход, а пиратская станция, после каждого сеанса меняющая частоту, играет в эфире музыку-заклятие. Тот, кто слышит странные песни Джона Хастура, обречен – даже мертвые не могут противиться воле проклятого музыканта. Льюис Патрик Инграм по прозвищу Бык видит в них угрозу всему, что ценно для человека, и намерен заставить певца замолчать. Даже если это будет стоить ему жизни. Продвигаясь все дальше вглубь таинственного Юга, Инграм погружается в чистый лавкрафтовский ужас.

John Hornor Jacobs. Southern Gods

Вместе с «Некрономиконом», спрятанным под названием Quanoon-e-Islam, но не скрывающим имени своего автора, в романе возникает еще одна проклятая книга, Opusculus Noctis («Маленькая ночная книжечка», наивно переводит с латыни один из персонажей). Хастур как раз таков, какими все «боги ужаса» были до появления интернет-мемов. Это существо, которое вряд ли кто-то станет восхвалять, даже в шутку. Он несет в себе тьму чернее ночи и судьбу хуже смерти. Он отбирает у людей волю, разум, душу и жизнь, а потом, вытянув все до последней капли, заставляет мертвые тела плясать под свою песню. Он воистину тот, кто может убить само воспоминание о любви и любую мысль – еще до того, как она зародится.

Появляются в романе и другие отсылки к рассказам Чамберса. Таинственный «бледный человек», Хастур, которого в народе зовут то «желтым королем», то «человеком в лохмотьях», и его песни, зовущие к берегам таинственного озера, над которым высятся башни сумеречного города и носятся изорванные грозовые тучи… И знак, которым проклятое существо отмечает свои владения – всякий, кто видел хотя бы одно издание Chaosium, посвященное «Королю в желтом», мгновенно узнает этот символ по описанию.

Впрочем, при чтении возникают и иные ассоциации. Так, таинственный Джон Хастур вызывает в памяти другого музыканта – «Серебряного» Джона, придуманного Мэнли Уэйдом Уэллманом. Вот только певец Джейкобса – как будто темное воплощение странствующего музыканта. Если Серебряный Джон (который, по словам самого Уэллмана, был, ни много ни мало, воплощением Иоанна Крестителя) – победитель зла человеческого и Зла потустороннего, то «Бродяга» Джон Хастур – это воплощенное Зло. В самом прямом и буквальном смысле. («Rambling», кстати, переводится не только как «странствующий» или «бродяжничающий», но и как «ползучий», «бессвязный» или «хаотичный».)

Темной стороне своего произведения, созданию необходимой гнетущей атмосферы автор уделяет максимум сил и внимания. Главные герои на этом фоне не кажутся такими уж главными. Сюжет – судьба – несет их по своей прихоти, его течение оказывается сильнее их попыток сделать самостоятельный выбор. Над ними властвуют воля древних богов и странная темная музыка. Новорожденный блюз сливается с напевами, что были до него, и становится страшным заклинанием. Христианская мифология пытается изжить древние верования о богах, что ходят по земле, и сама дает в руки своим врагам мощное оружие – нечистые книги, рассказывающие о том, как их призывать. Оккультное знание смешивается с народными сказками и тайными полузабытыми мифами и превращается в неизбежность, в зловещий рок, преследующий одну семью.

Действие раскачивается медленно, как хорошая джазовая композиция. Появляющиеся персонажи и сюжетные линии поначалу никак не желают складываться в единое целое. Но общее повествование подхватывает их всех и неумолимо катится к вызывающему оторопь финалу. Концовка кажется как будто смазанной. Можно только гадать, что именно предвещает она для этих людей и для этого мира: отступление потустороннего хотя бы на время, или же ужасы, по сравнению с которыми описанное в романе покажется пикником на лужайке. Но она однозначно выдержана в одной тональности со всем предшествующим. От древних богов не приходится ждать милосердия, и даже если в какой-то момент они как будто играют на стороне человека, не в их привычках устраивать счастливые спасения в последний момент. И победа, одержанная с их помощью, может показаться страшнее всякого поражения.

Не ждите, что вам что-нибудь объяснят. Не ищите стремительного развития событий и увлекательных приключений. Не надейтесь на счастливый финал. «Южные боги» – не то произведение, которое поможет вам приятно скоротать вечер. Роман трудно рекомендовать, и даже не потому, что он «тяжелый» и пугающий. Он жуткий и неуютный. Всякий, кто склонен воспринимать происходящее в литературном мире близко к сердцу, уйдет живым, но с больной душой. Несмотря на то, что проклятых книг в нашем мире не существует, предполагаемых читателей «Южных богов» хочется предостеречь. Берегитесь! Если вы не уверены в своих силах, лучше не беритесь за чтение! Поверните назад пока не поздно, и да смилостивится над вами Провидение.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 10-09-2013 21:48

    Хм, интересная использована мифология в этом романе, ничего подобного пока не читал.

    Учитываю...
    • 2 Saneshka 10-09-2013 22:54

      Да, тут такая помесь мифов Лавкрафта, чамберсовского "Короля", какой-то негритянской магии и еще чорт знает чего. Достаточно... тягостно. В хорошем смысле, если можно так выразиться.

      Учитываю...
  • 3 OldFisben 21-08-2013 23:43

    Спасибо.

    В списках на прочтение уже давно лежит. Дай Бог, к началу зимы доберусь.

    Учитываю...
    • 4 Saneshka 22-08-2013 12:46

      У меня бы тоже еще долго лежала, если бы не оказалась в списке на рецензию. Прочитала и, наверное, все-таки не жалею об этом. Но я не ради красного словца пишу предупреждение в конце. Она не "тяжелая", так сказать, но меня слегка... покорежило некоторое время после завершения чтения.

      Кроме того, я самим автором теперь заинтересовалась. У него сейчас выходит дилогия (вроде) "Мальчик с двенадцатью пальцами на руках" - уже решила, что читать буду обязательно.

      Учитываю...