DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Ужасы без кишок

Дети Эдгара По / Poe’s Children (антология)

Составитель: Питер Страуб

Жанр: мистика, хоррор

Издательство: Эксмо

Серия: The Best of

Год издания: 2013 (в оригинале — 2008)

Перевод: Н. Екимова, М. Кононов, В. Жирина, А. Корженевский, Е. Копосова, Н. Гордеева, М. Назаренко

Похожие произведения:

Возможно, среди обывателей и распространенно мнение, будто ужасы предполагают жутких монстров, море крови и выпотрошенные кишки, однако такой мастер «темного» жанра как Питер Страуб с этим в корне не согласен. Что и попытался продемонстрировать в антологии «Дети Эдгара По», собрав под обложкой двадцать четыре рассказа известных и не очень авторов. Имя писателя Эдгара Аллана По не зря красуется в названии антологии, именно его «мрачные произведения» составитель берет за образец того, каким может быть хоррор без сложившихся вокруг него стереотипов. А Рэмси Кэмпбелл, Томас Лиготти, Стивен Кинг, Джо Хилл, Нил Гейман, сам Питер Страуб и другие — дети По в современном мире ужасов и мистики, умеющие рассказывать страшные истории, не прибегая к «расчлененке».

Возможно, данная антология придется по вкусу не всем — даже не всем любителям хоррора. Однако отдельные рассказы в ней уж точно заслуживают внимания читателя. И стоит ли для этого покупать и прочитывать всю книгу, или ознакомиться с этими историями вне контекста антологии — решать вам.

Открывает сборник рассказ Дэна Чаона «Пчёлы». Но нет, не ждите чего-нибудь в духе «Кэндимэна», перед нами — жизненный ужас. Главный герой произведения когда-то злоупотреблял алкоголем, многое у него не получалось, он сбежал из семьи, попал в ДТП и чудом выжил. Это и стало для него переломным моментом: появилась новая семья, наладилась жизнь. Однако кошмары прошлого не оставляют... История берет атмосферой, неприятной и жуткой своей обыденностью, а также не менее страшной в бытовом плане концовкой. В свою очередь Элизабет Хэнд в повести «Клеопатра Баттерфляй» показывает, насколько человек может стать одержим призванием. Юная Джейн, отучившись на энтомолога, изучает насекомых, точнее — бабочек. Переехав в Лондон, она устраивается на работу в местный зоопарк, а уже через день в округе начинают пропадать молодые парни. Несмотря на некоторую научность, история увлекает, и автор шаг за шагом раскрывает страшную правду героини.

Кошмары, однако, могут сойти со страниц книги и выбраться в реальный мир. Так, с чем-то странным столкнулись соавторы рассказа «Человек на потолке» Стив Резник Тем и Мелани Тем. В своей истории-исповеди о писательстве, ужасах, смерти и любви они поделятся с читателем тем, что в их доме вместе с пятью детьми, кошками и собаками живет еще и человек на потолке. Психологический — на грани сюрреализма — рассказ оставляет глубокий след. Также на психологизм в своем произведении уповает и М. Джон Харрисон — в рассказе «Великий бог Пан» хоть и наличествует мистика, но основной упор сделан на шизофрению и галлюцинации трех уже взрослых друзей, некогда совершивших поступок, последствия которого напоминают о себе всю оставшуюся жизнь.

Рассказ Рэмси Кэмпбелла «Голос пляжа» по нагнетанию атмосферы неведомого и ужасного можно сравнить, пожалуй, с историями Г. Ф. Лавкрафта. Автору удалось создать на душе тревогу и немного напугать. Если вы живете в бунгало возле моря, то будьте готовы к тому, что безлюдный пляж неподалеку может оказаться совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Несколько теряется на фоне антологии «Тело» Брайана Эвенсона — короткое произведение с религиозным подтекстом. Главный герой вынужден проходить церковные испытания, чтобы обрести новое тело и разум. И делает он это способом, который у обычных людей может вызвать рвотные позывы.

По ходу чтения антология набирает обороты: Питер Страуб достаточно грамотно разместил истории, оказавшиеся в его распоряжении. Таким образом, все больше желания возникает дочитать книгу до конца, ведь дальше рассказы пойдут интереснее и интереснее. И эти ожидания, за некоторыми исключениями, не обманывают читателя. К теме призраков обратилась Келли Линк в произведении «Призрак Луизы». Луиза и Луиза — лучшие подруги. У одной из них периодически появляется призрак некоего мужчины, которого она никогда не встречала. Что он хочет — неясно. И хотя у Линк привидение получилось безобидным — даже сама героиня не боится, просто пытается избавиться от него различными способами, — оно все же может заставить поежиться. Гораздо страшнее в жизненном плане получилась концовка. Не обошлось без мистики и у Джонатана Кэрролла, его рассказ «Печаль подробностей» поведает о некоем мужчине, наделенном силой творить судьбу. Показав героине фотографии того, что произойдет с ней, сыном и мужем в будущем, он готов изменить это, если взамен будет получать кое-что необходимое ему...

Этакой передышкой по пути чтения антологии получилась история М. Риккерт «Леда». В основу рассказа положена древнегреческая легенда. Главная героиня жила обычной семейной жизнью, пока однажды ее не изнасиловал... гусь. Кроме того, она потом снесла яйцо. Право же, рассказ хоть и интересен, но скорее насмешит, нежели напугает. Хотя при желании в произведении можно усмотреть страх перед родами. Исправляет положение Томас Тессье, его «Причуды ради» стоит того, чтобы дочитать рассказ до конца. Именно в жестокой концовке и кроется вознаграждение для терпеливого читателя. Главный герой увлекается разного рода причудами — необычными зданиями и сооружениями, и даже вступает в аналогичное сообщество. Получив просьбу посетить одну из причуд — заброшенное поместье с множеством итальянских символов, статуй и известных построек, — он с радостью отправляется в путь. Однако старая причуда хранит страшную тайну.

Эстафету жестоких концовок подхватил и Дэвид Дж. Шоу. «Поворот сюжета» — история о потерявшейся компании из двух мужчин и женщины. Их автомобиль сломался на дороге по пути в Лас-Вегас. Вокруг пустыня, помощь почему-то не приходит, ни одна машина не проносится мимо, ни одно животное не встречается. Солнце раскаляет воздух, словно огонь сковородку. Пытаясь выжить, ребята отправляются в путь. По ходу чтения возникает множество вопросов, сами герои строят теории по поводу происходящего. Автор умело нагнетает интригу, рассказ увлекает от начала и до конца, а концовка ставит жесткую точку. Не отстает от коллег и Глен Хиршберг с атмосферной, чувственной историей о проблеме семейной пары завести ребенка. «Два Сэма» давит на страх перед неудачной беременностью, которая может завершиться выкидышем. Такое несчастье уже дважды случалось с героями рассказа, но они не оставляют надежды завести ребенка и в третий раз. Автору удался неожиданный и пугающий своей реальностью конец.

Не совсем понятно, что делает в антологии этакая статья в виде рассказа от Томаса Лиготти — «Заметки о том, как писать “хоррор”». На примере истории о проклятых брюках автор рассказывает, как можно писать хоррор, применяя различные стили. Получилось познавательно, интересно, но не совсем то, что ожидаешь увидеть в подобной книге. Пожалуй, составитель решил таким образом показать многогранность «темного» жанра, аргументируя свой тезис о том, что ужасы — это не только монстры, кровище и кишки.

«Находка» Бенджамина Перси поднимает нелегкую тему порабощенных, истребленных или почти утративших идентичность народов. Для американца Перси таковой является история индейцев. Во главе повествования находятся отец с сыном, промышляющие (скорее, в виде хобби) «черными» раскопками. Уже первое предложение рассказа способно зацепить читателя: «Странности появились у Дениса вскоре после того, как он откопал мертвого индейца». Да, именно на такую «находку» наткнулись главные герои. Обнаружив индейца с пожитками, «археологи» решили забрать всё домой — в том числе и тело. Для кого-то это память, история, когда-то живой человек, в конце концов, а для кого-то — просто находка, «трофей». Это, пожалуй, и пугает в данном рассказе. Так как в остальном ничего сверхъестественного не происходит.

Любителям неожиданных концовок, ставящим всё с ног на голову, придется по вкусу «Сердечный садовник» Брэдфорда Морроу. Эмоциональный рассказ о двух близнецах — брате и сестре — заставит читателя проникнуться происходящим. Когда сестра однажды скончалась, брат после длительного отсутствия вынужден вернуться в родные края на похороны. На него накатывают воспоминания, он готов увидеться с родными, проститься с сестрой, но... «Танго малыша Реда» — рассказ составителя антологии Питера Страуба. Как и ожидалось в контексте данной книги, ничуть не жуткий, однако интересный и затягивающий. Читатель узнает много необычного о личности малыша Реда, о его жизни, столь не похожей на другие, знакомствах, заповедях и чудесах. Пожалуй, вы бы гордились тем, что лично знакомы с малышом Редом.

Несколько неполно смотрелась бы антология без Стивена Кинга — Короля ужасов и исследователя глубин человеческой души, который может напугать как чем-то реальным, так и иррациональным. «Баллада о гибкой пуле» — как раз второй случай. Захватывающая история, пронизанная психологизмом и эмоциями. Редактор журнала вступает в переписку с одним из писателей, рассказ которого планирует к публикации. Вскоре он узнает, что писатель верит в то, что в его пишущей машинке живет форнит — этакий маленький гномик, помогающий тому сочинять, но опасающийся электромагнитных волн. Повесть Кинга поведает о сходящем с ума человеке, о безумии, съедающем его изнутри, и о том, что даже самый нелепый вымысел может претвориться в реальность. Не отстает от отца и Джо Хилл с мистическим рассказом «Призрак двадцатого века». Казалось бы, на эту тему уже много чего сказано и написано, и чем-либо удивить и зацепить читателя совсем не просто. Однако автору это удалось. Действие происходит в одном из стареньких кинотеатров, который остается на плаву благодаря слухам о привидении. Когда-то в нем на одном из сеансов погибла девушка. И теперь ее призрак изредка является во время показа кинолент. Но далеко не каждому посетителю. И с какой целью? Рассказ читается с большим интересом от начала и до конца, Хилл смог показать избитый сюжет с другой, непривычной стороны.

А вот Эллен Клейгс вновь пытается пробудить в читателе некогда реальный страх перед атомными бомбами и ядерной войной. Рассказ «Море зеленого стекла» — об испытании первой атомной бомбы Тринити летом 1945 года на полигоне в Аламогордо, штат Нью-Мексико. Семья, входившая в штат ученых по разработке бомбы, меньше чем через месяц после испытания решила отправиться с детьми на место взрыва, чтобы те своими глазами увидели получившуюся красоту — море расплавленного желто-зеленого стекла. Беспечность родителей, приведших детей туда, где еще полно радиации, поражает. Хотя, конечно, на то время они не догадывались о ней. Но именно на этом и играет Эллен Клейгс, будоража в читателе нехорошее чувство, что не все открытия подвластны человеку, и что он способен уничтожить сам себя. В свою очередь Тиа В. Тревис в рассказе «Поцелуй» затронула более будничную тему, но от этого не менее жуткую в своей развязке. Героям произведения придется столкнуться с любовью, подверженной испытаниям. Перед вами откроется чувственная история-драма одной влюбленной пары. Но суждено ли им быть вместе? И кто или что может этому помешать?

Грэм Джойс представил на суд читателя вполне обоснованный страх горняков и их семей — оказаться засыпанным в шахте. Правда, в «Черной пыли» случившийся обвал породы и дальнейшее спасение шахтеров не является центральным элементом повествования, читателю предлагается в это время понаблюдать за двумя друзьями-мальчишками, у одного из которых засыпало отца. Они играют, общаются, лазят в пещеру, видимо, не до конца осознавая случившуюся трагедию, развязка которой еще не подоспела. В несколько необычной форме знакомит со своим рассказом «Октябрь в председательском кресле» Нил Гейман. Собравшиеся двенадцать месяцев года по традиции готовы рассказывать и слушать интересные истории. В этот раз председательствует Октябрь, от него вы и услышите по-осеннему грустный рассказ о сбежавшем из дома мальчике. В своем приключении он наткнется на заброшенное поселение и другого мальчика... мертвого. Автор удачно поднимает тему о детях, которых никто толком не замечает и не желает понять, даже собственные родители.

Напоследок Питер Страуб приберег в антологии историю Джона Краули «Миссолонги, 1824». В роли рассказчика выступает не кто иной, как сам лорд Байрон — английский поэт-романтик 19 века. Путешествуя по Греции, в одном из селений он встречает то, чему никогда бы не поверил, — человека-зверя. Байрон настолько потрясен, что решает спасти несчастного от рук агрессивного люда, над которым возобладал страх перед непохожестью, инаковостью. Рассказ читается с интересом, автору неплохо удалось перенести читателя в те суеверные времена, а заодно и познакомить со знаменитым поэтом, фактов из жизни которого присутствует в произведении немало. Закрывает же антологию повесть Розалинд Палермо Стивенсон «Сны насекомых». Главная героиня, увлекающаяся метаморфозами бабочек, отправилась в Южную Африку, где ей пришлось столкнуться с невыносимой жарой, издевательствами над рабами и легендой о некоем звере. Рассказ неплохо передает атмосферу тех времен, читается с интересом, кроме того, автор пытается поразить читателя ужасами реальными, показывая их как нечто само собой разумеющееся.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Питеру Страубу удалось задуманное — он собрал действительно необычную антологию хоррора, в которой попытался избежать распространенных в «темном» жанре мифов и клише. Почти все рассказы гармонично смотрятся под одной обложкой, правда, произведения более именитых писателей выделяются на общем фоне и, хоть и не прилагая огромных усилий, все же тянут за собой сборник. Стоит ли он потраченных денег — вопрос не из простых, однозначного ответа здесь быть не может. Отдельные рассказы заслуживают того, чтобы их прочитали даже вне антологии, другие — слишком требовательны к вкусам читателей. В любом случае, на собранную Питером Страубом антологию следует обратить внимание, она выбивается из общего ряда. Однако в равной степени может как доставить удовольствие, так и разочаровать.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)