Ведьма из Блэр: Новая глава

Тёмная сторона дороги (сборник)

Составитель: Мария Артемьева

Жанр: ужасы, мистика

Издательство: АСТ

Серия: Городские легенды

Год издания: 2014

Похожие произведения:

Новый тематический сборник «Темной стороны» из серии «Городские легенды» ожидался с особым нетерпением. И дело не только в том, что предыдущая книга «Темная сторона российской провинции» оставила очень хорошее впечатление.

«Темная сторона дороги» — сборник принципиально нового формата в рамках серии. Впервые автором выступает не только Мария Артемьева, но и ряд других писателей, успевших проявить себя в хоррор-антологиях «Самая страшная книга 2014» и «Пазл». Дорожные ужасы — тема сама по себе очень широкая. Вопрос в том, насколько авторы сумеют раскрыть потенциал этого неиссякаемого источника всевозможных пугающих сюжетов.

Дорожный сборник начинается легендой о Хранителях Дорог — неожиданной и неординарной историей, позволяющей читателю погрузиться в нужную атмосферу.

Но это только присказка — предисловие. Посмотрим, какая сказка будет впереди...

Работа Дмитрия Витера, рассказ «Поворот налево» — неброский, но весьма притягательный за счёт правильного выбора темы. Аварии и их последствия практически всегда носят непредсказуемый характер. Но в данном случае последствия дорожного кошмара таковы, что и злейшему врагу не пожелаешь. Алексей Жарков представил на читательский суд историю, озаглавленную «Житель дороги». Пожалуй, это самое сюрреалистическое произведение во всей книге. Быть может, не вполне хватило действия, а местами рассказ и вовсе получился слегка сумбурным. Но сама задумка вышла что надо. Именно на ней и держится «Житель дороги».

Максим Кабир своим рассказом «Метастазы» заметно сгустил атмосферу ужаса, витающего над дорогами сборника. Автор по крупицам воссоздал ауру подспудного страха и чужого присутствия, тянущихся за главным героем, словно флёр от парфюма. С каждым последующим шагом ужас нарастает, материализуясь из неосязаемого во вполне реальный. Чувство, будто тебя преследует обитатель из иной действительности, не может не давить на психику. Финал сводит человека и «гостя» лицом к лицу, тем самым изрядно пощекотав нервную систему читателю. Мастерски написанный рассказ стал самым ярким событием сборника.

Андрей Сенников продемонстрировал безукоризненное чувство восприятия происходящего, будто он сам был персонажем своей истории. В рассказе «Что-то не отпускает никогда» ощущается любовь к слову и эстетское обращение с ним. Яркие, образные сравнения цепляют не только на визуальном, но и на сознательном уровне. Финальная сцена и вовсе вызывает чувство благоговейного страха. Скорее всего, причина тому — детально выписанный образ главного героя. «Что-то не отпускает никогда» — произведение из разряда тех, которые со временем захочется перечитать снова. Юлия Ткачёва своим рассказом «До следующего раза» наверняка подарит читателю массу приятных впечатлений. Прежде всего, незатейливой, но хорошо прописанной историей. Классическая «городская легенда» лишь подчёркивает принадлежность сборника к избранному формату. А дождь, идущий в рассказе стеной, усиливает ощущение безысходности перед медленно, но неотвратимо приближающимся кошмаром.

Олег Кожин представлен в сборнике двумя текстами. Вот только вышли они совершенно непохожими один на другой. И если «Узкая колея нашего детства» пропитана ностальгическими нотками и написана очень хорошо, то «Скорбный перегон» есть в чём упрекнуть. Рассказ выглядит недоработанным, обрывочным, скорее похожим на зарисовку, часть чего-то более масштабного. Увы, но после прочтения остаётся стойкое как запах скипидара и далеко не самое приятное послевкусие.

Александра Давыдова решила не отставать от некоторых представителей мужского коллектива авторов и тоже двумя произведениями украсила антологию. «Вечная мерзлота» пробирает жутью, во многом благодаря удачно выбранной фольклорной составляющей и последующей умелой реализации. «Принцесса Мария» повествует о совершенно неожиданной встрече с чем-то потусторонним во время путешествия на пароме. Опять-таки, выбор локаций очень удачен: даже при самом жгучем и неуёмном желании сбежать невозможно. Это добавляет остроты в сюжет.

Рассказ Ильи Пивоварова «Ночь трассы» органично вписывается в сборник, наглядно иллюстрируя давнее предупреждение: ни при каких условиях не путешествуйте автостопом. Вариацию на тему «дебилы и попутка» с неожиданной развязкой и фантастической кульминацией Пивоваров обыграл весьма эффектно. Финал вышел слегка странным, но от этого не менее ценным.

Мария Артемьева задала жару рассказом «Лишний вагон», погрузив читателя в фантасмагорический мир запредельного ужаса. Получилась жутковатая легенда из мира пригородных электричек. Короткая, но запоминающаяся история. Запоминающаяся прежде всего источаемой атмосферой присутствия чего-то чужеродного и совершенного неестественного. Действительно, страшно оказаться в такой альтернативной реальности. Мороз по коже, да и только... В рассказе улавливаются нотки Кинговского «Крауч-энда» и отголоски фильма «Карнавал душ», что идёт произведению только на пользу, делая его одним из самых притягательных творений в межавторском сборнике. Ещё один изумруд сборника — «Заброшенная дорога». Яркий пример того, что давно забытая всеми дорога может привести неизвестно куда. Например, в мёртвую реальность. А то и в места похуже. Ведь зачастую встреча со сверхъестественным носит непредумышленный характер. «Заброшенная дорога» даёт возможность убедиться в этом воочию.

«Стрелочник» Марии Артемьевой вышел сдержанным, но оттого наиболее привлекательным. Хотя бы потому, что в нём нет ненужных отступлений или неуместных сравнений. Всё находится на своих местах, как фигуры на шахматной доске. История вызывает подспудное чувство страха, не отпуская до самого финала. Юрий Погуляй с присущим ему профессионализмом подтвердил свой высокий уровень рассказом «Собачка». Начинавшаяся вполне обыденно бытовая, казалось бы, история превратилась в леденящий душу кошмар, произошедший с героиней и её дочкой на размытой дождём просёлочной дороге. Постепенное нагнетание страха писателю удалось на славу. А вот рассказ Ольги Дорофеевой заметно подкачал. «Деление с остатком» — пожалуй, не мистика вовсе, а некая вариация сказки-притчи в формате наших дней. Любопытная задумка, но подводит исполнение. К тому же история не имеет начала как такового и логического завершения, и это вызывает искреннее недоумение. Пожалуй, самая слабая новелла во всём сборнике.

Александр Подольский жжёт напалмом своим «Мешком без подарков». Рассказ повествует о языческих преданиях про злого Деда Мороза. Замечательное исполнение делает текст не только увлекательным, но и правдоподобным. Словно перед нами не беллетристика вовсе, а документальная проза. «Хозяин туннелей» удался Подольскому настолько, что новеллу можно брать в любую хоррор-антологию. Атмосферный, в меру дерзкий, драйвовый, не отпускающий до самого конца рассказ стал самым настоящим украшением «Темной стороны дороги».

Владислав Женевский явил миру рассказ «Бог тошноты», забыв упомянуть, что не стоит читать его до или после приёма пищи. Сложная для восприятия манера подачи истории изрядно сбивает с толку, порой заставляя перечитывать некоторые предложения. Описательная часть Женевским выполнена отменно, однако история не цепляет совершенно. Не пугает, да и особого впечатления не производит. Она просто есть, как бог тошноты, но и только. Но, к сожалению, этого категорически мало. Далеко не самое лучшее из произведений автора. Александр Матюхин в «Изоляции» поведал о том, какие опасности хранит московское метро. Писатель создаёт своего рода чистилище для определённого типа грешников и, следует отметить, вполне справедливая кара уготована провинившимся. Необычное произведение, при этом очень легко читающееся.

Алексей Шолохов отметился сразу двумя крепкими публикациями: «Попутчица» и «Самые свежие новости», каждая из которых придала дополнительного колорита в многогранный спектр «Темной стороны дороги». Ладно написанные, рассказы читаются на одном дыхании. Михаил Парфенов умело замаскировал образ зловещего Нечто под обликом вполне безобидной маршрутки. Стоит отметить, что «Гроб на колёсах» получился динамичным и событийным, что очень ценится поклонниками жанра. Дмитрий Козлов сотворил коротенькую, но вполне живую историю, случившуюся на воздушной трассе. Рассказ «Рейс» связан с легендами о самолетах-призраках, и авторская идея в нем реализована замечательно.

Михаил Павлов написал удивительный «Поезд 099». Сие творение иначе как сюрреалистическим хоррором не назовёшь. И в этом есть своё очарование. Рассказ проникнут меланхолией, которая тотчас передаётся читателю. Ощущается, что для автора работа очень многое значит. Самым главным здесь стал тот факт, что Михаил сумел достоверно передать переживания двух главных действующих лиц. Да и отнюдь не вычурный сюжет был расписан очень грамотно. В рассказе Альберта Гумерова «Карты и иглы» читателю в очередной раз наглядно демонстрируют, что ни при каких обстоятельствах не стоит брать попутчиков. Даже если с виду перед вами самый настоящий божий одуванчик. Внешность на поверку всегда оказывается не той, что кажется изначально. И то, что скрывается под ней, гораздо хуже самых потаённых страхов человеческой души. Проклятая Дорога... она всегда нуждается в новых жертвах. Иначе её сила канет в безвременье. Но ведь на то она и Дорога, чтобы каждый раз находить очередных добродушных простаков, заключая их в свои дьявольские силки.

Честно оценивая антологию, можно сказать, что откровенно провальным вышел лишь один из двадцати пяти рассказов. Ещё два получились слабоватыми, но все остальные истории держат планку на довольно высоком уровне. «Темная сторона дороги» — увлекательное путешествие для читателя; книга создаёт ощущение соприкосновения с чем-то загадочным, непостижимым; она увлекает за собой, как путника в ночи зовет мерцающий огонь...

Антологию хочется взять с собой в дорогу и перечитать снова, чтобы лучше прочувствовать все грани ее мистического обаяния.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх