Горизонты ада / Hell’s Horizon (второй роман трилогии «Город»)
Автор: Даррен Шэн
Жанр: мистический детектив, триллер, нуар
Издательство: Рипол Классик
Серия: Аюамарка
Год издания: 2013 (в оригинале — 2000)
Перевод: Т. Матц
Похожие произведения:
- Фрэнк Миллер «Город грехов» (серия комиксов)
- Майк Кэри «Феликс Кастор» (цикл)
«Если Кардинал ущипнет себя за задницу, на стенах города проступят синяки» — с этих слов начинается история мистического города и его героев, созданная воображением ирландского писателя Даррена Шэна (настоящее имя Даррен О’Шонесси). Идея сюжета, который впоследствии оформился в трехчастный цикл, пришла к писателю еще в 1995 г., когда Шэн написал первую версию романа «Горизонты ада». Со временем концепция изменилась, сюжетных линий прибавилось, появились новые герои. В итоге «Горизонты ада» стали второй частью трилогии, уступив первенство «Маршу мертвецов» (на русском также известном как «Город смерти»).
Части цикла связаны между собой довольно оригинально: «Горизонты ада» не продолжают «Марш мертвецов» напрямую. События книг происходят параллельно и все же, как выясняется по ходу чтения, пересекаются. Этот прием позволяет не затягивать сюжет без нужды, в тоже время делая произведение цельным
«Марш мертвецов» рассказывает историю молодого человека, приехавшего в загадочный город, чтобы стать гангстером. На протяжении всего повествования Капак Райми ищет ответ на главный вопрос: «Кто же я такой на самом деле?». Разгадка окажется более чем непредсказуемой.
«Горизонты ада» снова приглашают читателя в мистические владения, управляемые жестоким Кардиналом, но предлагают нового попутчика. Вместо молодого амбициозного Райми в дело вступает умудренный жизнью гвардеец Кардинала Эл Джири. Это зримо отражается на общей атмосфере книги: повествование в обеих частях идет от первого лица, поэтому «Горизонты ада» более аналитичны и глубоки.
Центральный конфликт характерен для нуара — начинается все с убийства подружки главного героя, но в ходе расследования раскрываются и куда более страшные тайны города. Впрочем, типичные детективные ходы умело приправляются мистикой и (что, безусловно, важно для романов, повествующих о несуществующих мирах) загадочной, но логично выстроенной предысторией, закрученной вокруг жрецов древнеинкского культа. Это стоит отнести к плюсам — чтобы читатели поверили в выдуманный мир, им надо узнать о нем как можно больше. С этой задачей автор справляется блестяще — детально и четко он рисует свой город с момента его создания и по сегодняшний день.
Если первая часть отличается большей долей мистики и налетом мрачной сюрреалистичности, то «Горизонты ада» более приближены к детективному жанру, что, впрочем, не делает книгу менее интересной. Яркие персонажи, переходящие из одной части в другую, придают произведению особую атмосферу. Одной из самых значительных фигур трилогии становится циничный убийца Паукар Вами (благодаря появлению которого была в свое время изменена концепция цикла). Такие герои часто вызывают у читателей смешанные чувства: от отвращения до сочувствия и приятия. Это авторское решение также из удачных — ведь всегда интересно наблюдать за безжалостным монстром, открывающим иные, неожиданные стороны своей личности.
Неизменно важным участником событий остается правитель города — Кардинал, которого помимо интересной биографии автор наделяет небывалой жестокостью и тягой к философствованиям. Несмотря на смену главных героев и, соответственно, тона повествования, кое-что сохраняется и во втором романе — четкое ощущение, что повествование ведет мужчина. Книги изобилуют сочными описаниями драк, убийств, откровенных сцен насилия (на обложках российских изданий неслучайно красуется пометка «18+»).
Нарочитая простота в описании действий («проснулся-обнаружил-предпринял» — это, несомненно, облегчает процесс восприятия) удачно сбалансирована в романе с внутренними переживаниями героя.
Говоря о недостатках, стоит отметить некоторую шаблонность типажей. Могущественный жестокий правитель, благосклонный к главному герою, убийца, вызывающий симпатию, новоявленный сыщик с необходимой долей смелости, иронии и сообразительности… Образы яркие и удачные, прекрасно вписывающиеся в жанр, но знакомые до боли.
И все-таки Даррену Шэну удалось главное — создать интригу и заразить читателя желанием узнать, что же будет дальше. Последняя книга трилогии, «Город змей», еще не издавалась на русском языке. Что ж, будем с нетерпением ждать ее выхода в надежде на то, что все загадки таинственного города наконец будут раскрыты.
1 Caspian 24-04-2014 02:54
Рецензия очень хорошая, но вот произведение не впечатляет.