DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

В голове у Мэри

Готика / Gothic

Великобритания, 1986

Жанр: драма, сюрреализм, ужасы, байопик

Режиссер: Кен Рассел

Сценарий: Стивен Волк

В ролях: Гэбриел Бирн, Джулиан Сэндс, Наташа Ричардсон, Мириам Сир, Тимоти Сполл

Похожие фильмы:

  • «Грести по ветру» (1988)
  • «Лето призраков» (1988)
  • «Между» (2011)

Действие фильма разворачивается летом 1816 года на вилле Диодати близ Женевского озера. Там собирается весьма примечательная компания: известный к тому времени поэт Байрон, молодой поэт Шелли, его невеста Мэри, ее сводная сестра Клэр, а также любовник Байрона доктор Полидори. Их досуг вовсе не сводится к беседам о литературе. Приверженцы «свободной любви» пьют опиумную настойку и придаются плотским утехам. Им попадается на глаза книга «Фантасмагориана», в которой собраны всевозможные истории о сверхъестественном, и они читают ее вслух. После этого Байрон предлагает всем написать по страшному рассказу. Герои, стоя над черепом черного монаха, обещают выпустить на волю свои самые темные потаенные страхи. Сразу после этого на вилле начинают происходить странные, необъяснимые события…

Кен Рассел — режиссер известный и весьма плодовитый. Он является автором большого количества художественных и телевизионных фильмов самых разных жанров. Его часто не понимали и ругали, не признавали или же признавали, но с большим опозданием. Однако несмотря на это, Рассела по праву называют «патриархом британского кино».

Скандалами этот режиссер оброс еще в начале своей карьеры, когда снимал документальные биографические фильмы для телеканала BBC. Эти были довольно смелые и провокационные работы, видеоряд которых балансировал на грани приличия. В них автор отдавал предпочтение не хрестоматийным биографиям, а легендам, слухам и домыслам. Из-за этого на режиссера ополчились как родственники знаменитых людей, так и поклонники их творчества. Ему приходилось даже отвечать за свои творения в зале суда. Потомки Штрауса по сей день запрещают показывать его фильм о жизни композитора.

Придя в большое кино, Кен Рассел продолжил снимать байопики. В них он весьма вольно обращался с биографиями великих. Соединял исторические факты с собственными фантазиями. Так появились фирменные расселовские «безумные биографии». Среди них фильмы «Валентино», «Листомания» и «Любители музыки». В последнем он рассказал о великом русском композиторе Петре Ильиче Чайковском, сделав акцент на его гомосексуальности.

«Готику» тоже можно отнести к серии «безумных биографий». Этот фильм основан на реальных событиях и посвящен главным образом тому, как у писательницы Мэри Шелли возникла идея романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Встреча на вилле Диодати действительно была. И действительно имел место уговор — написать по страшному рассказу. Именно тогда родились два знаковых для литературы ужасов произведения: упомянутый выше «Франкенштейн» Мэри Шелли и повесть «Вампир» Джона Полидори.

После выхода «Готики» Рассел вновь остался непонятым. Фильм не понравился ни критикам, ни зрителям. Многие и сегодня посмотрев его, недоуменно говорят: «А что это было?» Дело тут наверняка в неправильном настрое. Приступая к просмотру «Готики», не рассчитывайте посмотреть классический байопик. Любители «ужастиков» тоже останутся разочарованы, ибо это и не хоррор в чистом виде. Так что же в таком случае показал нам Кен Рассел?

В фильме «Готика» режиссер показал сон. А если конкретно — страшный сон Мэри Шелли, навеянный встречей на вилле Диодати. Поэтому применять к нему логику и законы реальности абсолютно бесполезно. Собираясь посмотреть «Готику», будьте готовы лицезреть сумбурное, несвязное, в чем-то нелепое сновидение. Вам подарили уникальную возможность побывать в голове у Мэри Шелли и своими глазами увидеть, как возникла мысль, обретшая форму знаменитого монстра.

По такому же принципу, кстати, построил свой фильм «Между» Френсис Форд Коппола. Он показал, что происходит в голове писателя а момент сочинения романа. Кстати, герой Копполы — тоже автор хоррора.

Актерский состав фильма можно назвать звездным. Хотя это и не совсем так. Актеры на тот момент, конечно, не были новичками, но и звездами не являлись. Гэбриел Бирн прославится после фильма «Защита государства», который вышел в том же 1986 году, но чуть позже. Ныне покойную Наташу Ричардсон заметили как киноактрису именно после «Готики». Впоследствии она закрепила успех фильмом «Месяц в деревне» (1987). Джулиан Сэндс станет Чернокнижником только через три года. А к Тимоти Споллу настоящая слава придет лишь восемнадцать лет спустя, когда он сыграет Питера Петтигрю в фильме «Гарри Поттер и узник Азкабана».

Из этого можно сделать вывод, что Рассел не ставил на имена, но подбирал актеров по типажу и умению. Все они сыграли на редкость хорошо и слаженно. Бирн в роли Байрона — сама распущенность в сочетании с властностью. У Сэндса прекрасно получилось изобразить веселое безумие. Эпилептический припадок в исполнении Сир — очень убедителен. Ричардсон умело лавирует между невинностью и похотью. А Сполл-Полидори — просто олицетворение всевозможных пороков. Впрочем, играть таких людей — его конек. Кстати за роль Байрона, Бирн получил приз на международном фестивале фантастического кино «Fantsporto». Там же «Готику» наградили за лучшие спецэффекты.

Также отметим, что «Готика» — невероятно атмосферный фильм. Замечательно проработаны все детали антуража: особняк, как положено, зловещ и загадочен. Музыка Томаса Долби тоже играет на атмосферу, заставляя зрителя грызть ногти и вздрагивать. Вообще «Готика» полностью соответствует своему названию и фактически представляет собой собрание различных приемов и штампов жанра хоррор. Их потом не раз использовали в различных фильмах ужасов. Так, что человеку, который имеет намерение снимать ужасы, смотреть «Готику» — обязательно.

Тема, которую Рассел затронул в «Готике», заинтересовала других режиссеров и в результате не обошлось без подражаний. В 1988 году вышли фильмы «Грести по ветру» Гонсало Суареса и «Лето призраков» Ивана Пассера, посвященные тем же событиям на Женевском озере.

 В заключение надо сказать, что «Готика» Кена Рассела, конечно, фильм провокационный и крайне неприличный, как и все «безумные биографии» этого режиссера. В нем — и секс, и насилие, и наркотики. При этом — никакого уважения к великим. Кого-то он смутит, кого-то — оскорбит. Но, чтобы снять такое, надо знать английскую литературу во всех тонкостях, а еще — искренне ее любить.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)