ХРАНИЛИЩЕ

Синистер / Sinister

США, 2012

Жанр: ужасы, мистика

Режиссер: Скотт Дерриксон

Сценарий: С. Роберт Каргилл, Скотт Дерриксон

В ролях: Итан Хоук, Джульет Райлэнс, Фред Долтон Томпсон, Джеймс Рэнсон

Похожие фильмы: «Шесть демонов Эмили Роуз», «Ужас Амитивилля», «Паранормальное явление»

Некогда популярный писатель Эллисон Освальт переезжает с женой и двумя детьми в дом, где всего год назад произошла трагедия: кто-то жестоко расправился с семьей, которая здесь жила, а одного ребенка так и не смогли найти. Эллисон надеется, что это место даст ему вдохновение для нового романа. Повод для вдохновения находится на чердаке – это старые любительские записи разных семей. На всех кадрах запечатлены жуткие смерти, и теперь Эллисон всерьез опасается, что его семья может стать следующей в цепочке...

Как нынче называются файлы семейной хроники, отснятые на цифровую видеокамеру или смартфон? Как-нибудь MOV0023, или в лучшем случае 2012-11_Family. То ли дело 80-е годы… Здоровенная камера с пленкой «Супер 8»  (кассеты хватает минуты на три). Треск кинопроектора, пахнущего горячим маслом и железом. Аккуратные бобины с пленкой, подписанные наподобие: «Семейный пикник 1979», или «Вечеринка у бассейна 1969» или «Стрижка газона 1986». Теперь такие бобины можно найти разве что в неподписанной коробке на чердаке. Смахните с коробки пыль. Повесьте на стену простыню. Включите проектор. Ужаснитесь увиденному.

«Найденные пленки» - молодой, но стремительно сформировавшийся жанр, построенный на допущении, что вы смотрите пленки, якобы снятые очевидцами во время ужасных событий. Но «Синистер» - не есть история «найденных пленок». Это история того, кто эти пленки нашел.

Скотт Дерриксон – яркий и амбициозный режиссер, твердо знающий, чего он хочет. С самой первой своей ленты – пятой части «Восставшего из ада» (2000), вышедшей сразу на видео – он продемонстрировал умение рассказывать необычные истории, не вполне вписывающиеся в «формат»: он был уверен, что никто не захочет экранизировать его версию «Восставшего», но продюсеры лишь закричали: «То, что нужно!» В результате получился фильм, который смотрелся бы куда лучше в отрыве от громкой франшизы: те, кто ждал новой порции расчлененки и извращенного секса, оказались явно разочарованы философской нуар-историей, больше похожей на «Сердце Ангела», чем на новые приключения сенобитов. Уже в следующей своей работе – «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005) по собственному сценарию - Дерриксон доказал, что он способен выжать максимум из затертого до дыр сюжета об изгнании дьявола, сыграв на грани теологии и детектива: а был ли дьявол? Заодно он открыл миру звезду Дженнифер Карпентер, гениально сыгравшую девушку,  одержимую то ли эпилепсией, то ли бесами. Далее Дерриксон попал в крупный проект, крайне мало подходящий к его стилю – ремейк фантастического фильма «День, когда Земля остановилась» (2008) с Киану Ривзом: фильм оправдал себя коммерчески, но вехой в истории кино явно не стал. Тем интереснее было увидеть, что снимет режиссер, вернувшись к тому, что умеет делать лучше всего: рассказывать ужасные истории с уклоном в религию, мифологию, медитировать и ужасать недосказанностью. На этот раз в ленте не было Карпентер, с тех пор прославившейся в сериале «Декстер», зато сам новый фильм мистическим образом симметричен этому слову: «декстер» - по латыни «правая рука», означает благочестивую, правую часть герба в геральдике. «Синистер» - «левая рука», левая половина герба - несет в себе нечто противоположное. Зловещее. Недоброе.

С первых кадров «Синистера» зрители буквально попадают в шкуру писателя Эллисона, смотрящего ужасные пленки. Эти кадры можно сравнить с проклятой видеокассетой Садако из «Звонка» - настолько сюрреалистично и отвратительно то, что на них покажут. Это чистое зло – без фиглярства, постмодернизма и «фиги в кармане». Дерриксон очень серьезен в каждом своем фильме – тем и выгодно отличается от многих современных хоррормейеров, не представляющих себе фильм ужасов без черного юмора, стеба или хотя бы обнаженки. «Синистер» - не исключение. Это фильм, сделанный без тени улыбки, в полной уверенности о неотвратимости ужаса, таящегося во тьме. «Найденные пленки» Эллисона передают это в полной мере: кто-то невидимый на пленках сначала снимает веселые беззаботные семьи, а потом расправляется с ними столь же жестоко, сколь и равнодушно. Почему писатель не сожжет эти проклятые пленки сразу? Или не отнесет их в полицию? Или не отправит на телевидение?

Потому что Дерриксона не интересует внешняя бутафория – в его фильмах мало спецэффектов, а передать зрителю кошмар на подсознательном уровне он может самыми простыми средствами (в «Шести демонах» сюрреалистический кошмар начинался на экране каждый раз, когда в поле зрения зрителя попадал любой предмет пурпурного цвета). Его фильм не о беснующемся демоне, и не о летающих кроватях – он о человеке, всматривающегося в бездну зла, и не нужно читать Ницше, чтобы знать, чем ответит ему бездна. Эллисона раздирают уязвленная гордыня, потерянная популярность, призрачный шанс все вернуть «еще одним» бестселлером. Ради этого он готов смотреть отвратительные пленки раз за разом, способен привезти семью – жену и двоих детей – в тот самый дом, где произошли убийства, лезет на рожон. Растерянный писатель, медленно спивающийся в ужасном месте наедине с нашептывающей тьмой, плюющий на безопасность близких – ничего не напоминает? Отблеск «Сияния» безусловно лежит на «Синистере», как и следы многих призрачно-потусторонних лент: «Ужас Амитивилля», «Паранормальное явление», «1408». Но в этом-то и талант Дерриксона-рассказчика и режиссера, что вроде бы знакомую историю он рассказывает так, что не оторваться. Тут важна игра на ньюансах – прежде всего, на звуковых. Весь фильм буквально пропитан вибрирующим, беспокойным звуком – даже не музыкой, а как будто до зрителя доносится эхо бесконечных коридоров, ведущих в ад. Зло всё ближе – и Эллисон, и зрители чувствуют это с каждой новый пленкой, с каждым поворотом сюжета. Жена писателя постепенно осознает, в каком страшном доме она теперь растит детей. Местный шериф пробует выставить семью из города. Его помощник пытается прославиться, снабжая писателя информацией. А знакомый профессор сообщает по Скайпу об ужасном языческом культе…

Итан Хоук, между тем, не кажется самым очевидным кандидатом на роль спивающегося писателя в опасности. Безусловно, он талантливый и разносторонний актер, хорошо показавший себя в драмах и триллерах («Тренировочный день», «Нападение на 13-й участок», «Забирая жизни»), но в хорроре он появляется крайне редко – не так давно его можно было увидеть в роли «хорошего» вампира в «Воинах света». Трудно сказать, почему выбор Дерриксона пал именно на него – возможно, потому, что глядя на Хоука трудно поверить, что с его персонажем может случиться что-то ужасное. Уж больно рационально и «приземленно» он выглядит. Тем интереснее наблюдать, как «ломается» его персонаж от необходимости выбрать: безопасность близких или призрачный шанс на успех.

Вы думаете, эта история закончится хорошо? Надейтесь, но знайте, что Дерриксон способен быть безжалостен к своим персонажам. И, судя по неплохим кассовым сборам «Синистера», зритель готов разделить с ним этот риск – в наше время, когда хорроры сплошь и рядом состоят из самоповторов, римейков и сиквелов, увидеть оригинальный фильм с нестандартной идеей и шокирующим финалом – дорогого стоит. А потому, обязательно посмотрите «Синистер» - и любой следующий фильм Скотта Дерриксона. Он явно знает, что делает, и еще не раз отбросит конкурентов. Одной левой.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх