ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Школа.

Уже мурашки по коже, да? Помните себя в старших классах? Помните того коренастого крепыша, который так и норовил пнуть под зад или дать «леща» в любой момент? Помните того щуплого очкарика, которого при первой возможности, ради интереса, задирали вы сами? Помните, как девчонки хихикали за спиной, и казалось, что они издеваются именно над вами? Субкультуры, деления на «крутых» и «лохов», «стрелки» в школьном саду или на стадионе, самоутверждение. Сильный издевается над слабым, слабый издевается над слабейшим и так далее. Негатив и агрессия выплескиваются непроизвольно, как рвота, при первом позыве. Жуткое место – эта школа. А привидения у вас были? Нет? Ну тогда вам еще повезло, потому что в корейских школах гости с того света – частое явление.

А ведь еще и уроки надо успевать делать.

Шепот стен 

Цикл «Шепот стен» включает в себя пять независимых друг от друга картин. Независимых, в первую очередь, по сюжету: главные герои и события фильмов не перекликаются между собой, каждая история самостоятельная и законченная. Общим стержнем для пенталогии выступает школа – место, где персонажи действуют, живут, дружат и враждуют, любят и ненавидят, помогают и предают, умирают. Перед нами пять совершенно разных учебных заведений, но неизменно женских. Соответственно и главные герои – представительницы прекрасной половины человечества. Днем мы наблюдаем шумные переполненные классы, конфликты подростков между собой и с учителями, а с наступлением сумерек бродим по опустевшим коридорам и мрачным аудиториям, где мертвые шепчут свои проклятия.

Шепот стен 

Первый фильм, снятый в 1998 году, ознаменовал своим появлением слом цензуры и переход Южной Кореи на тропу демократии. Режиссер не побоялся показать реалии системы образования во всех ее неприглядных проявлениях. Здесь вам и авторитаризм, и рукоприкладство со стороны учителей, причем не обоснованное, а просто инстинктивное: психанул, что называется. Глядя на такие сцены, осознаешь, что, в принципе, в свое время ты еще легко отделался, будучи школьником. Первый «Шепот стен» возродил в стране жанр ужасов, и массовый южнокорейский зритель активно поддержал картину своими вонами (вона – денежная единица Южной Кореи – прим. авт.). Успех ленты спровоцировал появление четырех продолжений. Фильмы в плане задумки остались верны канонам первоисточника: режиссеры неизменно препарировали школьное общество, взаимоотношения внутри коллектива, дружбу и любовь, а напугать зрителя пытались все тем же неупокоенным призраком. Но на отечественного, да и мирового зрителя, фильм не произвел столь сильного впечатления, и цикл «Шепот стен» на данный момент скорее пребывает в безызвестности, нежели имеет статус «культового» творения. Всему виной полный провал в заявленном жанре первых двух частей.

Шепот стен 

Одних разговоров о привидениях мало, чтобы напугать зрителя. Синопсис первого фильма звучит заманчиво: нам обещают призрак, который каждый год возвращается в школу в облике новой ученицы и мстит за свою смерть. Здесь вам и ужас заявлен, и неплохая интрига. Руки чешутся разгадать, кто же в класс сегодня пришел не из дома, а из могилы. Но руки перестают чесаться очень быстро. Во-первых, потому что будут заняты записыванием имен и отличительных признаков героинь, ибо схожесть лиц усугубляют одинаковые стрижки и униформа. На самом деле, это может вырасти в большую проблему и вызвать раздражение. Лишь пара фильмов из всей пятерки способна похвастаться внешней уникальностью персонажей. При том, что набор характеров и типажей в целом многообразен: забитые и замкнутые «серые мышки», чудачки со странностями, целеустремленные и самоуверенные красотки, шумные балагурки и другие представители школьной фауны.

Во-вторых, фильм очень быстро сбрасывает с себя заявленную «страшную» маску и предстает перед нами в неглиже. Первая сцена – убийство учительницы – выглядит тревожной, загадочной и, может, слегка пугающей, но впоследствии режиссер предлагает нам чистой воды драму, и мы битый час наблюдаем за душевными терзаниями героинь, их склоками и, исчертив в конец свой блокнот, путаемся в сложной схеме школьных перипетий. В какой-то момент «Шепот стен» даже напоминает советские фильмы про школу – конечно, не сюжетом, а именно сценами жизни героев в стенах класса. Обещанный призрак изредка появляется на экране, но совершенно не пугает, а финальные сцены и вовсе, скорее, выжмут из зрителя скупую слезу, нежели заставят вжаться в диван. В своих попытках запугать «Шепот стен» не идет ни в какое сравнение с вышедшей в том же году японской картиной «Звонок». На ее фоне южнокорейское творение выглядит безобидной детской игрушкой.

Шепот стен 

Второй фильм, получивший название «Помни о смерти», имеет еще меньше отношения к ужасам, чем первый. На некоторых ресурсах указан заслуженный и отработанный на все сто жанр – мелодрама. Главенствующую роль здесь по-прежнему играет женская дружба, малодушие и предательство, а также добавляется проблема однополой любви, причем без каких-либо пикантных подробностей.

Более уверенный шаг в сторону ужасов делает вышедшая в 2003 году третья часть под названием «Ступени желаний». Основной конфликт здесь представлен достаточно просто. Есть две лучшие подруги, обе занимаются балетом. На носу ответственное выступление, где победу пророчат одной из них. Но вторая тоже хочет выиграть и ведомая своим желанием поднимается по школьной лестнице, ведь легенда гласит, что когда появляется дополнительная ступенька, можно загадать все, что угодно. Ступенька появляется, желание загадано, и конкурентка освобождает дорогу. А дальше наступает время расплаты. Спустя пять лет после выхода все того же «Звонка», Южная Корея осваивает пугающие маневры с применением черноволосых девушек. Кое-что получается, но в целом мы имеем среднестатистический фильм ужасов с парой жутких сцен, но на две трети состоящий из все той же драматической начинки.

Шепот стен 

Идем дальше. 2005 год радует нас четвертой частью – «Голос». Нет, здесь не снимался Билан, Пелагея или Градский. Название картины указывает на главный элемент истории – голос мертвой девушки, который продолжает слышать ее подруга. Даже смерть не в состоянии порвать крепкие узы девичьей дружбы, и двум героиням (мертвой и живой) предстоит найти убийцу и попутно вскрыть массу неприятных секретов. По сравнению с третьей лентой, «Голос» поднимает планку чуть выше, пугая зрителя все теми же приемами, но делая это регулярнее. Вдобавок ко всему мы имеем запутанный и сложный сюжет, который даже после финальных титров может остаться непонятым. Дополнительную сложность по-прежнему создают заковыристые имена и сливающиеся в единое целое лица.

Шепот стен 

Пятый фильм завершает цикл и носит название «Кровавое обещание». Картина появилась на свет в 2009 году, и с тех пор южнокорейский кинематограф больше не возвращался к «шепчущему» бренду. Последняя история поднимает тему, которая, так или иначе, проходила красной нитью сквозь все предыдущие ленты, – тему суицида. Вообще во всей пенталогии самоубийств немногим меньше чем убийств. Порой мстительному духу даже не приходится марать свои призрачные руки, так как жертва все делает сама. В «Кровавом обещании» мы знакомимся с тремя подружками, заключившими договор о совместном самоубийстве. Но в назначенный день все трое остаются в живых, а с крыши падает другая девушка. Что случилось там наверху, и кто виноват? На этот вопрос пытается найти ответ сестра погибшей, а параллельно с ней на свою охоту выходит дух невинно убиенной.

Шепот стен 

За десять лет нового режима в Южной Корее наверняка многое изменилось, в том числе и система образования. Режиссерам больше нет необходимости выставлять напоказ деспотизм педагогов, как это было в первых двух частях, поэтому сложности взаимоотношений вышли за границы стен класса. Теперь главные героини страдают не только друг от друга, но и от рук собственного отца, от непонимания матери и предательства возлюбленного. Снова ужасы и драма смешиваются в одном флаконе, но сетовать на нехватку или переизбыток какого-либо компонента не приходится. Все сбалансировано и вытекает одно из другого. Образ призрака в пятой части претерпел серьезные изменения. В первых фильмах нас пугали обычными девочками и их тонкими бледными руками, при этом сцена, где нежная кисть подростка стискивает широкое горло преподавателя, выглядела чуть ли не смешно. В третьем и четвертом фильмах добавили больше грима и отрастили привидению черные густые пряди. Ну а «Кровавое обещание» под стать названию добавляет к образу красного цвета. Призрак является своим жертвам неизменно перемазанным в крови.

Шепот стен 

Справедливым будет замечание, что каждый фильм в отдельности, как и вся пенталогия в целом рассчитаны по большей части на женского зрителя. Излишний мелодраматизм и сентиментальность рискуют быстро наскучить «нашему» видавшему виды парню. События во всех фильмах развиваются неспешно, местами вяло и затянуто, а острых и пугающих сцен катастрофически не хватает. Для поклонников жанра ужасов реальную ценность могут представлять только три последних картины, благо смотреть фильмы можно в любой очередности. Два первых образчика стоит включать в свой рацион, в первую очередь, любителям драматических коллизий.

Шепот стен

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх