ХРАНИЛИЩЕ

В плохом вкусе / Инопланетное рагу / Bad Taste

Новая Зеландия, 1987

Жанр: комедия, ужасы, фантастика

Режиссер: Питер Джексон

Сценарий: Кен Хаммон, Тони Хайлс, Питер Джексон

В ролях: Терри Поттер, Пит О’Херн, Крэйг Смит, Майк Миннет, Питер Джексон

Похожие фильмы:

 

Кто такой Питер Джексон? Ответ на этот вопрос сегодня не заставит ждать, сколь бы ни был далек вопрошаемый от мира кино. Режиссер «Хоббита» и «Властелина колец», лауреат премии «Оскар». Чуть более искушенные припомнят сентиментальное фэнтези «Милые кости» или комедийный ужастик «Страшилы», но погоды это не сделает: в мозгах у среднего зрителя Джексон прочно засел где-то между Спилбергом и Камероном. Мастер зрелищного фильма, поклявшийся за те деньги, что платят ему крупные студии, не выходить за рамки традиционной эстетики и не нарушать ограничения в 12+.

Но давайте оставим Голливуд, страну больших бюджетов и узких рамок, и перенесемся на двадцать семь лет назад, в Новую Зеландию. Там нас встретит нервный паренек в круглых очках и полосатом шарфе — детали одежды, которые сегодня могли бы вызывать ассоциацию с Гарри Поттером, а тогда все еще напоминали о группе «Битлз». Он падает с утеса под напором людей в голубых рубашках с гримасами на лицах — вы догадались, это пришельцы из космоса — падает так долго, что вызывает неуместную аналогию с «Броненосцем “Потёмкиным”», где эскадра по одесской лестнице спускалась раза в четыре дольше, чем бывает в жизни, ибо того захотел режиссер Эйзенштейн.

А затем, проломив себе череп и полежав так минут двадцать экранного времени, парень встает, складывает вытекшие мозги обратно в голову, прыгает в странную машину с ливерпульской четверкой во все лобовое стекло и, корча боевые рожи, едет на борьбу с захватчиками. Совсем скоро он отправится в космос на летающем доме — вы поняли, что это корабль инопланетян? — где уничтожит главаря, пропилив его бензопилой насквозь и вырвавшись из анального отверстия с криком: «Я снова родился!».

Фанат «Битлз», вооруженный бензопилой: «Я снова родился!».

А после, сменив одежду и отрастив бороду, он опять на экране, но теперь в роли одного из пришельцев, который ложкой достает вкусности прямо из головы покойного товарища, перед этим столкнув с утеса свою предыдущую ипостась в очках. Окончив трапезу, наш герой отряхивается от бутафорских извилин и идет монтировать снятое по собственному сценарию зрелище, где водопадом льется клюквенный сок — оказывается, именно он течет в жилах у пришельцев, а также некоторых новозеландцев — и каждый кадр переполнен техническими ноу-хау вроде чудовищных масок, выпеченных в маминой духовке, или протыкающего голову картонного ножа с трубочкой для крови…

Не правда ли, кажется безумной мысль пустить этого трэш-кулинара, конченного фрика и кинематографического садиста Джексона в павильоны студии «Metro-Goldwyn-Mayer» или на красную ковровую дорожку?

 

Будущий лауреат премии «Оскар» уплетает мозги.

«В плохом вкусе» (который у нас иногда переводят как «Инопланетное рагу») стал для Питера Джексона своего рода зачетной работой, проверяющей умение «студента» пользоваться средствами развлекательного кино: динамичным монтажом, спецэффектами, комбинированными съемками и комическими диалогами. Этот зачет Джексон сдал, насытив (даже перенасытив) фильм техническими фокусами и прибегая к монтажу пусть менее изобретательно, зато так же часто, как Сергей Эйзенштейн. Он доверху наполнил картину искусственной кровью, в которую пустил плавать грубоватый юмор. Можно потратить не один абзац, анализируя достоинства и недостатки иронично-кровавых (или кроваво-ироничных) сцен, но в контексте критики данного фильма этим уже занимались не раз. Скажем лишь, что, если вам по душе тройственный союз из расчлененки, шуток и операторской работы в худших традициях малобюджетного хоррора, то фильм «В плохом вкусе» строго показан вам к просмотру.

 

Поверженный пришелец фонтанирует клюквенным соком.

Разумнее будет уделить место тому, что Стивен Кинг в одной из глав «Пляски смерти» назвал просеиванием грязи в поисках самородка. Работая над дебютной полнометражной картиной, Джексон не был скован голливудскими канонами — он купался в свободе творчества, которая вела его по пути кишок и ошметок, но иногда заводила туда, где на выходе можно получить настоящее сокровище.

Таким сокровищем, к примеру, является первая сцена фильма «В плохом вкусе» — полутемная комната, где звонки с жалобами на инопланетян принимает человек, который пользуется для этого ручным протезом, вроде того, что был у Капитана Крюка, вот только вместо крюка здесь пластиковый палец. Подсвечник в виде кисти с огоньком на среднем пальце дополняет атмосферу хулиганского сюрреализма, а завершает сцену жутковато-абсурдный кадр с телефонной трубкой, висящей между столбами на проводах.

 

Первая сцена фильма: самородок посреди бутафорских трупов.

А сцена, в которой дом, ставший логовом пришельцев, отрывается от земли и улетает в небо, обладает почти сказочным обаянием, но, правда, слегка выбивается из общего стилевого ряда. Этому есть объяснение: на финальной стадии съемок бюджет картины, который целиком состоял из личных сбережений режиссера, подошел к концу, что заставило Джексона искать спонсора. Власти Новой Зеландии, осмотрев уже готовый материал, приняли решение выделить денег, чтобы можно было закончить фильм. Правда, что из себя представляет власть, финансирующая подобные проекты, и не контролируют ли в действительности Новую Зеландию те самые космические каннибалы с лицами из латекса, остается загадкой.

Зато Джексон, получив деньги и, очевидно, понимая, что финансовый скачок не должен привести к качественному, иначе кино перестанет быть цельным, снабдил финал присущими его почерку деталями: к примеру, главарь пришельцев не связывается с родной планетой по радио, а берет трубку земного телефона и говорит: «Алё-алё!». А наш главный герой, родившись заново, натягивает на себя кожу инопланетянина и летит куда-то мимо нарисованного Сатурна, играя бензопилой, красный от искусственной крови.

Финал картины: главарь пришельцев звонит домой.

Один из советов, который часто дают начинающим творцам, гласит: если не можешь избавиться от недостатка, преврати его в прием. Питеру Джексону с блеском удалось проверить это на практике. Основные достоинства «В плохом вкусе» заключены в удивительной нелепости и тотальном безобразии происходящего. Сцены вроде той, где надвое разрубленный пришелец одной рукой ковыряет свои кишки, а другой швыряется сосновой шишкой в того, кто атакует его с бензопилой, подтверждают, что режиссер не только прекрасно знает, какую чушь он несет, но и делает это умышленно для создания особого эффекта.

То, что получилось в итоге, конечно, не стало любимым фильмом поколения и не выходит на DVD в серии «Золотая классика», как «Властелин колец» или «Хоббит», но зато до боли в ушах кричит о творческой самобытности автора и его желании творить в искусстве революцию. Здесь дух бунтаря и стремление играть не по правилам, смеяться над принятыми канонами и насаждать свою, собранную на заднем дворе из попавшегося под руку мусора, нетривиальную эстетику...

…Все-таки, ничто так не влияет на творческую манеру художника, как перспектива карьерного роста и большие деньги.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх