DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Вам и в кошмаре не снилось

Вернись ко мне / Come Back to Me

США, 2014

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Пол Лейден

Сценарий: Пол Лейден

В ролях: Кэролайн Клементс, Лаура Гордон, Нэйтан Кийес, Мэтт Пассмор, Стив Риззо, Александра Штраус, Кэти Уолдер, Мойра Уэст

Похожие фильмы:

Мы живем в мире постмодерна. В этом мире все переосмысляется, переделывается на новый лад, переиначивается. И то, что для предыдущих поколений было догмой, и то, что было для них архаикой, и в особенности то, что в какой-то момент сделалось для нас затертой скучной банальностью.

Одна из таких вещей – да не будет данное утверждение воспринято как святотатство - Библия.

Борьбу с христианством, которую начали модернизацией христианских правил реформаторы, продолжили в эпоху Просвещения ученые материалисты и атеисты XX века, теперь заканчивают нынешние деятели культуры (явные свидетели Антихриста).

Если в XIX веке, по утверждениям философов, Бог умер и в XX веке в крышку его гроба заколотили всевозможные гвозди, то в XXI-м уже настало время этим умершим Богом пугать людей.

Фактически именно это происходит.

Тема христианских фанатиков – одна из самых распространенных. И чем меньше их в окружающей нас действительности – тем больше их в кино. Это могло бы показаться особенно странным на фоне реального экстремизма и терроризма любого другого рода, но почему-то не кажется. Зрители уже привыкли, что в кино именно священники  лучше всех подходят на роли убийц и маньяков. Это клише вкупе с подспудно бытующим убеждением, что быть верующим христианином означает быть как минимум странным, а как максимум – ненормальным, для массовой культурой давно не ново.

Но, как и все остальное, в нашем прогрессивном мире и богоборчество не стоит на месте. Оно движется вперед.

Отыгрываются темы невинных убийц («Кэрри»), святых-убийц («Призвание»), греховных ангелов и святых демонов («Майкл», «Константин») и т.д. и т.п.

А вот этот фильм, снятый по книге Рэта Джеймса Уайта «Resurrectionist» («Воскрешающий мертвых» или в другом варианте – «Похититель трупов»), берет еще одну высоту. Переходит на следующий уровень.

Хотя это вопрос спорный. Является ли «Вернись ко мне» фильмом богоборческим?

Большая часть зрителей – особенно молодежи - могут и вовсе не заметить никаких аллюзий, увлеченно следя за развитием любопытной и нетривиальной истории.

А тем, кто заметит и аллюзии, и намеки, будет о чем как следует поразмышлять. Может быть, запугивая зрителей чудесами, создатели этой картины (и книги, конечно, тоже) хотели чего-то совершенно противоположного: например, пытались показать невыразимую тоску человека, который, убив Бога, оказался в этом мире в полном одиночестве – и теперь остро мучается своим вынужденным сиротством?

Фильм замечателен уже тем, что предоставляет зрителю свободу выбора. Хочешь смотреть занимательную страшную историю – пожалуйста! Есть желание занять мозги и  увидеть второе дно? И это не возбраняется!

В картине есть то, что понравится обеим категориям зрителей. И это, безусловно, сюрприз.

Никто ведь не ожидает от фильма с небольшим бюджетом, без участия звезд и режиссером-новичком, что это будет умная и хорошо сделанная художественная история с моралью и вторым дном! Тем не менее, все так. Что нынче практически роскошь.

Поначалу сюжет кажется типичным, малоинтересным и предсказуемым: молодожены Сара и Джош, начинающий психолог и крупье казино, поселившиеся в новом доме, знакомятся с чудаковатым соседом, юношей Делом…

Сколько фильмов ужасов начинались подобным образом? И не сосчитать, как в Бразилии донов Педро!

Но – отбросьте ваши подозрения! - это не будет в стотысячный раз история о проклятии, полтергейсте или чокнутом маньяке. Все сложнее, чем кажется.

Незадолго до событий начинающий психолог Сара побывала в автокатастрофе – пожалуй, это единственный сюжетный ход, который в этой истории как-то провис. Сама по себе автокатастрофа никакой роли в судьбе Сары почему-то не играет (хотя могла бы) – по крайней мере, в фильме это так. Разве что оправдывает сеансы психоанализа, которые то и дело проводит с Сарой ее беременная подруга.

Но у них с Джошем и без аварии проблем хватает.

Более того, как и у многих других молодых супругов, у этих двоих любая мелочь грозит превратиться в аварию, а то и в катастрофу. Потому что, как выясняется по ходу фильма, Сара и Джош довольно мало знают друг о друге. А многое - скрывают.

Например, Сара хочет иметь детей, а Джош не желает об этом слышать. У него есть обоснованная причина, но он не хочет этим с ней делиться. И когда Сара забеременела – это неминуемо становится причиной конфликта. Отношения любящих супругов испытываются на прочность.

Скучно даже читать о такой «Санта-Барбаре»? Не торопитесь. Это не «Санта-Барбара». Это фильм ужасов. Хотя и без привычных «бу-эффектов» и громкой музыки в особо напряженных моментах.

За всеми житейскими мелочами, которые показывают зрителю, ощутимо нависает грозная тень какой-то жуткой тайны, чего-то совершенно невероятного и запредельно жестокого.

Как бы вы себя чувствовали, если бы вам приходилось умирать каждую ночь, а наутро просыпаться от «кошмара», всякий раз ощущая, что это вовсе не кошмар. Что все было по-настоящему? Хотя этого быть никак не могло!

Главная загадка постоянно ходит рядом – странный юноша по имени Дел.

Наивное выражение лица, безобидная детская непосредственность… Но ведь дети бывают очень жестоки! В силу незрелости своей психики они часто совершают поступки, на которые никогда не пошел бы человек взрослый, умеющий понимать страдания людей, ставить себя на их место.

Дел на это неспособен.

Молодой актер Нэйтан Кийес, сыгравший его, выглядит очень достоверным в своей роли: он что-то среднее между подростком Оменом и придурковатым очаровашкой Билли Биббитом из гениального фильма Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки». Хотя он проще и того, и другого – его возможности влиять на жизни людей не сравнимы ни с тем, ни с другим.

Во избежание спойлеров о сюжете картины - больше ни слова. Финал не угадает даже самый проницательный зритель. Хотя дело тут, пожалуй, не столько в его оригинальности – а что есть, то есть – но еще и в современном состоянии умов. Многие ли из зрителей способны поверить в чудо?

Вот и посмотрите. И проверьте себя – насколько вы доверчивы.

Сказать, что фильм сделан идеально, пожалуй, было бы преувеличением. Неплохой сценарий. Грамотная работа оператора. (Уайт – не самая редкая фамилия у англосаксов, но все-таки любопытно – не родственник ли оператор фильма (и «Генетической оперы») Джозеф Уайт автору романа, по которому снят фильм - Роту Джеймсу Уайту?) Убедительные актеры.

Пара-тройка сцен в картине вместо задуманного нагнетания ужаса способны, пожалуй, скорее, рассмешить. Но странным образом даже это не делает историю хуже. То ли потому, что это в действительности очень тонкая игра режиссера с жанровыми штампами, то ли потому что финал у картины столь мощный, что ей прощается все.

В любом случае следует признать, что австралийский красавец-актер Пол Лейден («Закон и порядок», «Говорящая с призраками») не напрасно решил сменить кинематографическое амплуа, пересев в режиссерское кресло. Фильм не попал в широкий прокат, но удачный выбор материала и добротная работа этого новичка говорят о том, что если его попытки будут продолжены, зрители вправе ожидать пусть не чудес, но уж точно интересных сюрпризов.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)