DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ватикан против Дьявола

Ватиканские записи / The Vatican Tapes

США, 2015

Жанр: ужасы, мистика, триллер

Режиссер: Марк Невелдайн

Сценарий: Кристофер Боррелли, Майкл С. Мартин, Крис Морган

В ролях: Майкл Пенья, Кэтлин Робертсон, Дюгрей Скотт, Джимон Хонсу, Джон Патрик Амедори, Оливия Тейлор Дадли

Похожие фильмы:

  • «Изгоняющий дьявола» (1973)
  • «Омен» (2006)
  • «Последнее изгнание дьявола» (2010)

В последние годы массовый зритель как-то уже подзабыл, кто в мире является Прародителем зла. Это не Голливуд — основной творец-созидатель сущностей в нашу эру победивших супергероев. Давайте вспомним корни и скрепы: главный по мировому злу все-таки Он — Князь Тьмы, Сатана, Падший ангел, Диавол, Змий-искуситель и прочая, и прочая, и прочая.

А главный борец с этим суперпуперзлодеем всех времен и народов (не путать с И.В.С. и В.В.П.) — не Фантастическая четверка, не Капитан Америка и не какой-нибудь очередной Пипец… А церковь! Римская курия во главе с Его Святейшеством. Ватикан и верные слуги его.

Кажется, голливудские творцы, заметив, что зритель уже несколько перекушал всевозможных экранизаций комиксов, сиквелов, приквелов и банальных ремейков одного и того же (их в последние годы снимают будто наперегонки — вариант за вариантом) припомнили золотое правило моды: все новое — это хорошо забытое старое. И в поисках свежатинки решили, словно блудные сыны, вернуться к истокам.

Почему бы и нет? В конце концов, подросло уже новое поколение зрителей, для которых знаменитый «Экзорцист» и «Омен» (даже переснятый) — классика. О ней могут знать, слышать, иметь представление, но нафталиновый дух чего-то «прошловекового» из этих впечатлений не выветривается, а, соответственно, и воспринимается так же классически — отстраненно-чужеродно. Как голый гигант Давид, над которым втихую хихикают школьники на экскурсиях. Так что в этом отношении выбор продюсеров вполне оправдан: время Сатаны пришло и давайте поговорим об этом. Вернее, покажем кино.

Сценарий весьма удачно соединил в одно сразу три ранее детально отработанных в кино сюжета: истории о тайных обществах — воинах добра, об одержимости, о явлении Антихриста и конце времен. Плюс к этому добавлена современная манера подачи материала — точно отмеренная доза «мокьюментари». Такое решение делает сюжет фильма не самым предсказуемым: знающие классику ожидают повторения отработанных ранее клише, а не знающие классики могут ожидать чего-то интересненького в духе «Паранормального явления». И те, и другие могут следить за происходящим на экране с интересом. Сценарий — безусловно, самый выигрышный ингридиент фильма. Даром что пылился в голливудских закромах аж с 2009 года, попав в список лучших неспродюсированных сценариев.

Остальное — хуже. Не известно в точности, кого именно ругать за несколько комиксовое упрощение характеров персонажей. Думается, что, скорее, режиссера, или даже, вернее, продюсеров и низкий бюджет.

Все-таки заявленные предыстории персонажей явно предполагали более глубокую психологичную проработку: например, главный экзорцист от Ватикана, епископ, занимающийся делом одержимой Анжелы Холмс — его играет Петер Андерссон (знакомый зрителю по жестким скандинавским детективам «Девушка с татуировкой дракона» и «Девушка, которая играла с огнем») — задуман как очень непростая личность: в детстве он сам был одержим демоном и его новая встреча с древним злом предопределена судьбой. Интересная сюжетная линия, не получающая в фильме никакого развития.

Столь же непрост по замыслу и образ молодого экзорциста — воин, прошедший горячие точки, пытающийся своим служением церкви замолить грехи — его играет Майкл Пенья («Полиция Нью-Йорка», сериал «Профайлер», недавний «Человек-муравей»). Играет никак. Потому что играть нечего: его история тоже едва обозначена, не развита и для основного сюжета не имеет никакого значения (а зря!).

Так же, по сути, кастрированы образы отца и бойфренда Анжелы. По сценарию между ними явно предполагался конфликт: суровый вояка-папаша и полубогемный изнеженный юноша, лед и пламень, две противоположности. Причем оба прямо-таки обожают ангельски добрую девушку Анжелу. В условиях такой конкуренции взаимная неприязнь неизбежна. Однако и тут все смазано, затерто, растушевано. И бедным актерам играть просто нечего: папаша (Дюгрей Скотт — «Хитмен», «Доктор Кто», «Игра Рипли», «Миссия невыполнима») то и дело тупо квохчет над приболевшей дочуркой и только раздражает своей вечно встревоженной физиономией. А парень — Джон Патрик Амедори («Эффект бабочки», «Мыслить как преступник») и вовсе выглядит слегка слабоумным. Ведь его возлюбленная слишком быстро превращается в буйно помешанную мегеру, не вызывающую ни малейшего сочувствия, и нежная телячья привязанность бойфренда к такой подруге выглядит очень странной, практически ничем не мотивированной. И тоже раздражает. Хотя должна бы, по идее, умилять.

Похоже, все боковые сюжетные линии в этом не простом по замыслу повествовании были элементарно вырезаны, и сценарий упрощен ради одной-единственной, главной истории — истории самой Анжелы. И это единственная история, которая действительно вызывает интерес и держит зрителя в напряжении.

Лишь Оливии Дадли («Запретная зона») повезло с ролью в этом фильме: ей все-таки есть что играть. И те эпизоды, в которых ее персонажу изначально отводилось ведущее положение, отыграны ею блестяще. Они, кстати, по большей части, оказываются и самыми пугающими во всем фильме. Те же моменты, где Анжела-Дадли вынуждена взаимодействовать с другими актерами, смотрятся чужеродно и слабо: то ли они просто не сыгрались, то ли «огрызочность» сценария убила мотивацию.

Таким образом, Анжела-одержимая хороша, убедительна и реально ужасает. А вот Анжела-человек, Анжела-обычная девушка просто никакущая, пустое место. Особой трагедии на этом материале не получилось, потому что королеву должна бы играть свита, а свита в данной ситуации отделывается воплями — «Нет, нет!», «Моя девочка», «Все будет хорошо» и прочим столь же бессодержательным бредом.

Никакая это не свита — так, статисты. Люди-фишки, люди-функции. За что они любили Анжелу — абсолютно непонятно. Якобы трогательная история отца девушки — о его умершей возлюбленной-проститутке и усыновленном неизвестно чьем ребенке вызывает, скорее, недоумение, чем сочувствие (если не смех, как и голый Давид).

Увы, увы. По части психологизма и жизненной достоверности фильм проигрывает многим картинам на данную тему. Но есть нечто замечательное и в этой эклектичной картине — само Зло. Оно показано очень правдиво: жестко, прямолинейно, без изысков и заигрываний. Буднично и просто. Для фильма ужасов это, несомненно, большой и жирный плюс. Красочный эпизод с лампочками и вороном, небольшой, но очень тревожный саспенс в больнице с ребенком, драка в психбольнице — впечатляют и запоминаются.

Также выигрышно смотрятся моменты, когда Анжела говорит на арамейском языке — маленькая, но приятная деталь.

И очень хороша музыка. Тут создатели, бесспорно, проявили хороший вкус — композитором пригласили не кого-нибудь, а мастера в своем жанре — Джозефа Бишара («Астрал», «Заклятие», «Проклятие Аннабель», «Мрачные небеса», «Осквернители могил»). Возможно потому, что режиссер Марк Невелдайн и сам музыкант. Кстати, поскольку они с Шоном Крэханом — перкуссионистом и основателем Slipknot — друзья, последний сыграл в фильме крохотную эпизодическую роль. Хотя в титрах не указан. В самом конце, под титры журналисты берут у него интервью, как у свидетеля событий.

Также из любопытного в этой картине — вид подземных хранилищ в Ватикане. Архивы борцов с Диаволом. Они впечатляют. И если эти хранилища не настоящие, то выглядят они совершенно натурально. Во всяком случае, очень похожи на те, что показаны в фильме «Ангелы и демоны» по Дэну Брауну. Да и не только там. Так что это действительно «почти документальное» мокьюментари.

Хотя документальное оно там или все-таки поддельное… После всех голливудских затей определить это, пожалуй, столь же непросто, как отличить явление господа от прихода Антихриста: в нашем «мокьюментарном» мире они творят чудеса почти одинаково. Почти.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)