ФОБИЯ

Боязнь пауков / Arachnophobia

США, 1990

Жанр: ужасы, фантастика, триллер, комедия

Режиссер: Фрэнк Маршалл

Сценарий: Дон Джекоби, Уэсли Стрик, Аль Уильямс

В ролях: Джефф Дэниелс, Харли Джейн Козак, Джон Гудмен, Джулиан Сэндс, Стюарт Пэнкин, Брайан МакНамара, Марк Л. Тейлор

Похожие фильмы:

  • «Арахнид» (2001)
  • «Атака пауков» (2002)
  • «Пауки» (2000)
  • «Арахния» (2003)

Боязнь пауков                                

В джунгли Венесуэлы отправляется экспедиция во главе с профессором Аттертоном, чтобы исследовать мир насекомых в труднодоступных, изолированных местах, где обитает много неизвестных науке видов. Среди них попадается ядовитый паук, от укуса которого погибает фотограф, и тело последнего отправляют на родину, в городок Канайма. В гроб пробирается паучиха, отправившись в долгий путь обживать новое место обитания. Чем она и занялась, прибыв в городок, и, спарившись с местным пауком, дав многочисленное смертоносное потомство.

В этот же город со своей семьей приезжает доктор Росс Дженнингс, решивший пожить в тиши и уединении, ближе к природе и вдали от стрессов большого города. С самого детства доктор страдает арахнофобией, то есть боится пауков просто до ужаса. И вдруг в городке начинается череда странных и внезапных смертей. Доктор устанавливает, что смерти вызваны укусом паука. Теперь, чтобы защитить семью, Росс должен победить не только ядовитых маленьких убийц, но и самого себя, преодолеть свою фобию к паукам.

Боязнь пауков

Фрэнк Маршалл, продюсер таких культовых фильмов, как трилогия «Назад в будущее», дилогии «Гремлинов», фильмов «Мыс страха» (1991) и «Батарейки не прилагаются», для своего режиссерского дебюта выбрал жанр зоохоррора с не совсем обычными для этого жанра тварями. Здесь нет огромных горилл, кровожадных кайманов, ядовитых змей или громадных удавов, людоедов-акул или стай бродячих собак. Смерть в его картине несут насекомые, маленькие пауки. И это оказывается даже страшнее, чем вышеупомянутые персонажи. Пауки очень малы, их легко не заметить, даже находясь в сантиметре от них. Они легко проникают в жилище человека совершенно незамеченными, могут притаиться в складках одежды, спрятаться в тапочках, в абажуре светильника, проскользнуть под одеяло, скрыться в щелях, коих в домах и мебели предостаточно. Им ничего не стоит нырнуть в миску с попкорном или затаиться в вашей ванной, под ободком унитаза, и укусить в самый неожиданный момент, а вы даже понять не успеете, отчего умерли. Они опутывают своей паутиной чердаки, сараи, подвалы, превращая все это в свою собственность, куда человеку лучше не соваться лишний раз, если он не хочет попасть к этим насекомым на ужин в качестве главного блюда холодным безжизненным трупом, оплетенным густой и липкой паутиной с головы до ног. Паук может бесшумно спуститься на своей серебристой нити с потолка, зависнув над ничего не подозревающим и беззаботно-веселым человеком, даже не знающим, что его жизнь, а точнее, смерть висит на тоненькой липкой нити над его головой, как дамоклов меч. Все это режиссер умело и находчиво использовал в фильме, разбавляя страх и саспенс легким юмором, чтобы не вгонять зрителя в совсем уж беспросветный ужас.

Боязнь пауков

Да, в ленте присутствует доля юмора, позволяющая в строке жанра написать «комедия». И основная доля этого юмора ложится на плечи Джона Гудмена, сыгравшего роль добродушного увальня-дезинсектора, со всем своим снаряжением больше напоминающего охотника за привидениями, бесстрашно встающего на пути всяких там тараканов, пауков, термитов и прочих вредных насекомых, уничтожая их с шутками, прибаутками и неизменным спокойствием на лице. Также юмор присутствует и в сцене в душе, в доме шерифа, делая ее почти пародией на знаменитую сцену из «Психо», только вместо маньяка с ножом тут действует паук, нападающий на беззащитную мокрую блондинку, визжащую от страха не хуже оригинала. А нападающие на дом главного героя полчища пауков, просачивающиеся черным потоком под двери, в окна, в замочные скважины, пластины дверных ручек, которые содрогаются от пролезающих сквозь них множества пауков, наводят на мысли о штурмующей дом толпе зомби. Действительно, по воздействию на зрителя получатся очень похоже. Но если от зомби можно отбиться, можно забаррикадироваться в ванной, то с пауками это не пройдет – они легко проходят сквозь эти препятствия, используя любой просвет, любую щель. Пауки спускаются с потолка, как отряд десантников, на своей паутине, шуршат по стенам на своих мохнатых лапах, готовые впиться клыками во все, что шевелится, будь то кошка, собака, птица или человек. Они стремительны, безжалостны и почти неуничтожимы. Их можно раздавить, но на место уничтоженного приходит 10-20 новых. К тому же, мало кто может сдержать чувство брезгливости и омерзения при виде огромного мохнатого паука, выползающего изо рта, носа или уха своей жертвы, что делает их не менее отвратительными и страшными на экране, чем полуразложившиеся живые мертвецы или маньяки с бензопилами и в жутких масках. Так что Фрэнк Маршалл прекрасно знал, что он делает, когда выбрал пауков для своего хоррора, как ипостась зла и смерти. К тому же пауков много кто боится, а остальным они кажутся жутко противными и опасными и, в отличие от тех же зомби, встретиться с ними в жизни имеет шанс любой из нас. Паук своим видом легко пугает людей, даже если это не тарантул или черная вдова. Арахнофобия в быту не редкость, что режиссер замечательно и очень удачно использовал.

Боязнь пауков

Еще один плюс фильма – подбор исполнителей и их игра. Кроме вышеупомянутого Джона Гудмена, с блеском отыграли свои роли и другие актеры. Джефф Дэниелс, как доктор Росс Дженнингс, незабвенный Чернокнижник Джулиан Сэндс сыграл здесь профессора-пауковеда Аттертона. Генри Джонс в роли вредного старого доктора Мэтклафа и Стюарт Пэнкин в роли шерифа создали очень колоритных и запоминающихся персонажей, несмотря на небольшой объем отведенного им экранного времени, так же привнеся в свои образы некоторые комические черты.

Стоить отметить и мастерство оператора Микаэля Саломона, благодаря которому мы смогли полюбоваться и роскошными пейзажами джунглей и водопадов Венесуэлы, и спокойным, живописным провинциальным городком Канайма, и жутковатыми, затянутыми паутиной темными владениями пауков. Впечатляюще снята смертельная дуэль огромного паука-генерала и персонажа Джефа Дэниелса, который великолепно изображал эту самую арахнофобию на протяжении всего фильма, венчая все это финальным сражением не на жизнь, а на смерть. Визуальную картинку фильма дополняла музыка Тревора Джонса, саундтрек очень красив, отражая и величественную красоту природы, и тревожное состояние людей, и незримую, но близкую опасность, которую несут с собой пауки, таящиеся до поры, до времени.

Боязнь пауков

Канайма в мифологии индейцев Гайаны – это дух мести. Так же называется город, где разворачиваются события в фильме. Думаю, что это не случайно. Люди вторглись в закрытый от них мир, где природа и жизнь тысячелетиями была неизменна и замкнута. Этот естественный заповедник не соприкасался с остальным миром до бесцеремонного вторжения в его границы. Но пришли ученые, поставили ловушки, распылили ядовитый дым, чтобы пополнить свои коллекции новыми букашками, жуками, пауками и бабочками. Пришпилить их мертвые тела булавками, чтобы потом изучать их под микроскопом, писать трактаты, делать выводы. Природа, как будто сделав свои выводы, послала в большой мир людей смертельно опасных пауков, чтобы отомстить за бесцеремонное и непочтительное вторжение людей в ее заповедные места. Чтобы разрушить мир человека в отдельно взятом городке так, как человек разрушил, растоптал мир доисторического заповедника, действуя там как единственный хозяин и властелин Вселенной. И еще один такой щелчок по носу самоуверенным людям Природа Земли делает под занавес фильма, когда вновь переехавший с семьей в Сан-Франциско доктор Дженнингс уверен, что уж в большом городе он точно сможет контролировать свою жизнь. Но для Земли и ее природы люди ничуть не важнее тех же пауков. Люди – лишь часть природы, которой земные стихии иногда не прочь поиграть.

Боязнь пауков

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх