Берегись! / Beware! (роман)

Автор: Ричард Лаймон

Жанр: хоррор, сплаттерпанк

Издательство: New English Library

Год первого издания: 1985

Похожие произведения:

  • Герберт Уэллс «Человек-невидимка» (роман)

Ужасный невидимка!

Бегает по городу!

Он видит вас, он видит вас, а вы его — увы...

Песня из советского кинофильма «Человек-невидимка»

 

Творчество умершего в 2001 году Ричарда «Дика» Лаймона довольно отчетливо делится на два этапа: период 80-х и период 90-х. Первый этап — эпоха «Подвала», «Темных лесов», «Когда погаснет свет», «Кануна Дня Всех Святых», «Плоти», «Игр в воскрешение» — простых и разухабистых ужастиков, полных крови и секса. В конце 80-х — начале 90-х Лаймон начал обрастать «литературным жирком»: произведения становятся более размеренными и неторопливыми, оттачивается юмор, гораздо большее внимание уделяется атмосфере... В итоге, ранние и поздние его книги отличаются разительно, несмотря на узнаваемый авторский почерк.

«Берегись» — абсолютно «восьмидесятнический» Лаймон: бешеный драйв, секса не просто много, а ОЧЕНЬ много, кровища хлещет в разные стороны. Но что самое интересное — писатель впервые за долгое время поднял тему человека-невидимки.

В маленьком американском городке объявляется необычный преступник — убийца, грабитель и насильник, которого совершенно невозможно поймать. Лишь репортерше местной газеты Лэйси удается разгадать его тайну: злодей — невидимка! А тем временем в других городах страны все большую силу набирает загадочный культ, управляемый прекрасной и жестокой предводительницей — Лаведой...

В плане динамизма эта вещь, вероятно, легко обставит любой из других романов автора — буквально на каждой странице происходят схватки, убийства, перестрелки и пожары, которые нечем потушить, так как «воды» в книге нет совершенно. Язык раннего Лаймона прост, но владеет он им мастерски, идеально подбирая слова, которые создают в голове читателя объемную картинку. В традиции, заложенной им еще с «Подвала», Лаймон ведет две параллельные линии — злодеяния невидимки и кровавый культ, — которые потом умело сплетает воедино (гораздо удачнее, чем в том же «Подвале»).

Будучи по профессии преподавателем литературы, Лаймон не мог не отдать дань уважения великому предшественнику: его роман изобилует отсылками к «Человеку-невидимке» Герберта Уэллса — начиная с «летающего топора» и кончая «рассказом в рассказе», когда невидимка повествует о своих похождениях и о том, как же он дошел до жизни такой. А жизнь его, кстати, была гораздо легче, чем у уэллсовского бедолаги Гриффина, ибо хоть он и бегал так же голышом, зато в гораздо более теплом аризонском климате, да и на мир смотрел куда проще — ему бы только пожрать да потрахаться, ну и до кучи убить кого-нибудь. Короче, использовал весь потенциал невидимости, напрочь профуканный «классическим» собратом. Само превращение в невидимку объясняется у Лаймона причинами не фантастическими, а мистическими — он прошел через особый ритуал, причем весьма неаппетитный.

Надо сказать, что те, кто смотрел «Невидимку» Пола Верховена, с удивлением обнаружат в нем немалое сходство с романом Лаймона, вышедшим тринадцатью годами ранее: это и различные оптические эффекты, когда невидимка пачкается в крови или попадает под воду, и идея покрасить его, чтобы сделать видимым (впрочем, в фильме красили только руку в области вены, чтобы ввести раствор, а самого невидимку покрывали чем-то вроде каучука — получалась маска, которую легко было при желании снять), и сексуальный мотив в поведении. Неизвестно, читали ли создатели фильма роман Лаймона, но мысль такая возникает.

Второе, что приходит на ум — это, как ни странно, «Доктор Сон» Стивена Кинга — здесь мы тоже имеем зловещее сообщество, возглавляемое демонической женщиной. Сравнение, впрочем, будет не в пользу Кинга, который, что греха таить, практически наплевал на увлекательность и закрученность сюжета, сосредоточившись на тщательной «проработке персонажей», которые, на удивление, все равно вышли картонными, тогда как лаймоновские проработаны с демонстративной небрежностью, но при этом кажутся вполне живыми: особенно удался эпизодический персонаж — эксцентричный интеллигент и любитель «лолиточек»; впрочем, Лаймон всегда был силен второстепенными героями. Однако оба грешат несколько поверхностным подходом к тем «зловещего сообщества».

Хотя «Берегись» не стал поворотным моментом в карьере Дика, в нем все-таки заметны приемы и сюжетные повороты, которые позже будут использованы в таких романах, как «Ночь без конца», «Во тьме» и многих других. Одним словом, это не лучший роман Дика, но чертовски хороший; его можно смело посоветовать поклонникам лихого и кровавого хоррора, ну а фанаты Лаймона точно не должны его пропустить — благо с некоторых пор он доступен в Сети в фанатском переводе.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх