ГОЛЕМ

Виктор Точинов: «Фокус с выдаванием за хоррор мягонького городского фэнтези - не пройдет»

На сегодняшний день существует достаточно много различных проектов по изданию книг малым тиражом. И с каждым днем их становится все больше. Естественно, есть и те, что посвящены хоррору.

Относительно недавно был запущен очередной такой проект. И все бы ничего, да вот только тематика его очень интересна и не осветить проект в DARKER ну никак нельзя. Серия «Русская жуть» ставит перед собой цель собрать воедино современный российский хоррор. И сегодня подробнее про нее расскажет один из руководителей проекта Виктор Точинов.

Сначала давайте поговорим о ситуации на книжном рынке. Как вы оцениваете его сегодняшнее состояние?

Книжный рынок велик и многообразен. Поэтому лучше говорить о ситуации на рынке беллетристики. Не открою америк — ситуации паршивая. Рынок умирает. Тиражи падают, серии закрываются, писатели прекращают писать и т.д. и т.п. На рынке нон-фикшна, например, дело обстоит на порядок лучше. Те же процессы, вызванные резким ростом числа электронных читалок, не столь обвальны и катастрофичны. Говорю со знанием дела, посвятив несколько последних лет написанию и изданию книг по рыбалке.

Как вы думаете, «бумажные» книги исчезнут совсем? И будут ли в этом серьезные проблемы для литературы?

Совсем едва ли исчезнут... Мне приходит в голову вот какая аналогия: в позапрошлом веке главным видом наземного транспорта были лошади, верховые и запряжные. Огромное число людей кормилось с этого дела — не только конюхи или кучера, непосредственно работавшие с лошадьми, но конезаводчики, кузнецы, производители упряжи, подков, повозок всех видов, фуража... Огромные площади занимали конюшни, пастбища, посевы кормового зерна. А потом появился автомобиль, и налаженный бизнес рухнул. Для людей, занятых в нем, наступил локальный конец света — не сразу, до того они успели вдоволь посмеяться над первыми керосинками на колесах, нелепыми и пыхтящими...

Но лошади никуда не исчезли. Уменьшилось поголовье, сузился круг людей, регулярно ездящих на лошадях, по крайней мере в местах цивилизованных. Но лошади не исчезли. И сейчас лошадей держат либо люди очень богатые, либо те, кто без лошадей не мыслит свою жизнь.

Нечто подобное, как мне представляется, произойдет и с бумажными книгами. Сильно, на пару порядков, уменьшатся тиражи (с пропорциональным ростом цены), и раскупать их будут люди, для которых выделить комнату-другую в своем жилище под личную библиотеку — не вопрос. А также фанаты бумажных книг, жизни без них не мыслящие.

Главная же проблема литературы не в исчезновении бумажных книг. А в том, что все меньше людей желает читать любые книги, даже электронные, предпочитая другие формы проведения досуга, менее напрягающие мозг. Но с другой стороны, когда этот вид искусства превратится из массового в элитарный, исчезнет столько накипи и шлака, что сожалеть, возможно, не придется.

Как появилась идея о создании серии «Русская жуть»?

Идея самих малотиражек носится в воздухе и активно воплощается. А тема конкретного данного проекта... Тут каждый из взявшихся за это малодоходное дело работает над тем, что ему интересно. Я фантастику и фэнтези недолюбливаю — если и пишу их, то совсем за иные деньги. Хоррор, наоборот, меня весьма привлекает, и доводилось писать его без внятных издательских перспектив и гарантированных гонораров. Рыбалка — второе любимое детище. На этих двух темах пока и сосредоточена деятельность издательства «Эксклюзив-Медиана».

Серия «Русская жуть» - проект по изданию малотиражек. Чем этот проект принципиально отличается от подобных?

Очевидно, тематикой... Фантастическую малотиражку сейчас не издают лишь самые ленивые, с хоррором — как всегда бывало — дела обстоят хуже. Надо заполнять нишу... Второе отличие — система подписки, позволяющая читателям голосовать рублем, самим выбирать, кто из предложенных издательством авторов будет напечатан, а кто нет.

Как вы вообще относитесь к подобным проектам, которых все больше и больше, причем некоторые из них даже не заморачиваются с такими вещами, как авторское право?

Отношусь положительно. Хотя, казалось бы, потенциальные конкуренты... Но малотиражка поле настолько непаханое, что места пока хватит всем. Перспектива очевидна — объединение малотиражных издательств в единую горизонтальную сеть, с взаимной поддержкой и рекламой... Это дело ближайшего будущего, и основы его закладываются уже сейчас. А нарушаемое авторское право, по моим наблюдениям, относится к переводной литературе... Но проблемы американских и английских писателей меня лично не заботят. Вообще. Своих проблем хватает... А наших авторов издатели малотиражки не обижают.

Кто выбирал авторов, произведения которых войдут в серию?

Выбирал я — но это лишь предварительный отбор. Окончательный выбор за читателями-подписчиками. Дело в том, что в серии можно подписаться на отдельные тома, или даже на один том. Книги авторов, не собравшие достаточное количество подписчиков, в работу не пойдут, — нет смысла их печатать, цена за том получится заоблачной. Хотя не исключен вариант, когда подписчиком на недостающее количество экземпляров может выступить сам автор, с целью распространения книг на творческих вечерах, презентациях, автограф-сессиях и т.д.

Авторы сами выбирают произведения или их выбираете вы?

Право подбора произведений целиком и полностью отдано авторам.

Авторы охотно соглашаются на участие в серии? Есть заинтересованность с их стороны?

Пока что никто из писателей, с кем пришлось общаться по данному поводу, не отказался от участия. Тем более что написания новых вещей не требуется, а сейчас не та ситуация в книжном бизнесе, чтобы писатели отказывались от любых переизданий.

Как обстоит ситуация с Щепетневым?

Василий Щепетнев выполнил обещанное и определился с составом своего тома. Дополнение к анонсу серии выложено здесь.

Получены ли на данный момент согласия от еще каких-нибудь авторов, еще не анонсированных?

Да, получены. Но пока новые имена оглашать не буду. Пусть сначала проект продвинется дальше декларации о намерениях. И без того появляются подписчики, желающие получить лишь книгу Щеголева, или Точинова, или Щепетнева, что не сильно способствует работе над всей серией. Поэтому новые фигуры на данном этапе вводить в игру не будем.

Что получат авторы от участия в серии? Предусмотрены ли вознаграждения для них?

Да, в стоимость каждого тома заложен авторский гонорар. Я и сам автор и не настроен заниматься в этом вопросе благотворительностью и склонять к ней других писателей. На тех, кто считает, что писатели слишком жируют и должны довольствоваться тем фактом, что их творения кто-то читает, — на такую категорию читателей наш проект не рассчитан. Им дорога на пиратские ресурсы.

По поводу антологии «Страшно аж жуть». Заявление о том, что в нее не войдут творения фантастов стало бальзамом на душу всем любителям хоррора. Но вот есть такой вопрос: как вы относитесь к произведениям, действие которых разворачивается не в России, а, скажем, в Мидуэст-Сити, штат Оклахома?

Для фантастов дверь не закрыта, если они и в самом деле напишут качественный хоррор — не пишут ведь не потому, что не умеют, а ввиду издательских перспектив, близких к нулю. Но не пройдет, например, фокус с выдаванием за хоррор мягонького городского фэнтези и т.п.

Мидуэст-Сити, штат Оклахома... Почему бы и нет? Чем хуже Касл-Рока, штат Мэн? Вопрос ведь не в том, в каких декорациях разворачивается история, а в том, насколько она цепляет читателя за душу. Но дело в том, что достоверность в деталях и детальках — весьма важный фактор этого «цепляния». Стивен Кинг отлично знал жизнь маленьких американских городков, сочиняя свои произведения, — и результат налицо. Возможно, и русскоязычный автор, изрядно проживший в «одноэтажной Америке», сможет вполне удачно использовать тамошние реалии.

Но если Вася Пупкин из Тамбовской области вытащит картонные декорации Мидуэст-Сити из просмотренных голливудских ужастиков, оттуда же позаимствует персонажей и сюжетные ходы, — результат, скорее всего, будет удручающим. Хотя, при наличии литературного таланта, можно сделать вполне читабельную вещь и из затертых штампов, используя их как некий элемент литературной игры. Но беда в том, что Пупкины ваяют свои нетленки на американском материале вполне всерьез...

Можете подробно прокомментировать недавнее заявление о том, что прием работ в антологию теперь резко сужен?

Так собственно в заявлении все было разъяснено: нет физической возможности прочитывать все опусы всех желающих. Какие еще подробности нужны? В очередной раз подтвердить, что в любом самотеке процент достойных публикации вещей ничтожно мал? Да, подтверждаю. Что авторы из самотека не совсем адекватно расценивают свои творения и порой весьма обидчивы? Подтверждаю и это.

Вы планируете какие-то вознаграждения для авторов, которые войдут в антологию?

Да, по той же ставке, что и за авторские тома, но гонорар будет делиться между авторами антологии пропорционально объему их произведений. От оглашения точных сумм воздержусь, информация конфиденциальная.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх