Зона ужаса

В свете дня я закрашу чёрным зеркала,

Всё равно в них нет меня…

(Слот – Зеркала)

Себастьян истекал кровью, но из последних сил волочил ноги к выходу. За спиной бесновался маньяк – одна мысль о том, на что способен этот безумец, не позволяла несчастному детективу остановиться. Жужжание бензопилы слышалось всё ближе – ещё немного, и зубцы вгрызутся в спину Себастьяна. Вдруг до ушей донёсся знакомый мотив. Боже… «Лунный свет». Услада для ушей. Шедевр, сотворённый гением Дебюсси. Любимая мелодия жены Себастьяна. И знак: спасение близко. Только бы добраться до комнаты, откуда звучит эта музыка! Достаточно одного взгляда в зеркало, которое непременно будет возле граммофона, чтобы покинуть кошмар – и перенестись в убежище, сотканное из воспоминаний…

Искусство делает из повседневного немыслимое, наделяет, казалось бы, обыденные предметы невероятными свойствами. Правда, даже сейчас найдутся скептики, которые с упоением будут уверять, что видеоигры далеки от искусства, как и комиксы от литературы. Но забудем на время про снобов: игры, представленные в этой статье, не заставят краснеть собственных творцов. Они могут вызвать самые разные эмоции: от восхищения до неприязни, от чувства тревоги до безудержного веселья, от горечи поражения до триумфа. Как и подобает искусству. И, конечно же, в них нашлось место для чего-то невообразимого. Чудес? Безусловно, да. Но и для кошмаров тоже. Обитателей ночи. Жутких монстров. Древних ритуалов. Безумия. Колдовства. И зеркал. Последнее, для чего они тут нужны, – это подправлять перед ними внешность. Зато порталы в другие миры из них получаются отменные.

зеркало

К примеру, «Evil Within» от создателей четвёртой части «Resident Evil», использует эту идею на полную катушку. Главный герой, детектив Себастьян Кастеллос, вместе с горсткой бедолаг заперт в царстве ужасов, битком набитом чудовищами. Громилы с бензопилами, прожорливые зомби, многорукие людоедки, озлобленные фантомы и громадные адские псы окружают его со всех сторон. Кажется, даже стены хотят сожрать его, а пол того и гляди провалится в Преисподнюю. Единственная отдушина – такая уютная палата в психиатрической лечебнице. На фоне скотобойни, где на крючьях подвешены освежёванные люди, пыточной камеры и старинного особняка с привидениями, это место выглядит райским садом. Чтобы попасть туда, достаточно идти на звуки мелодии «Лунного Света» Дебюсси. Как только Себастьян обнаруживает граммофон, припрятанный в какой-нибудь укромной комнатушке, зеркало на стене переносит его в убежище. Стекло покрывается трещинами, пока не лопается вовсе, и ослепительный свет заливает всё вокруг. А очухивается Себастьян уже на койке дурдома.

Таким же способом он может переноситься и обратно, в ненавистный мирок, полный смерти. С каждым разом больница всё больше и больше разрушается, призрачная медсестра истлевает на глазах, а тьма понемногу просачивается и в некогда безопасный уголок. Но зеркало по-прежнему нетронуто – единственный предмет, неподвластный злу.

Evil Within

Довольно схожая ситуация и с зеркалами в сумасшедшей «American McGee’s Alice». Забудьте сказку Льюиса Кэрролла, где вас с распростёртыми объятиями встретят любители чаепития и милые зверушки. Здесь мир – это продолжительный ночной кошмар серийного убийцы, ода насилию и галерея демонических порождений. На смену зелёным лугам и цветочным полянам пришли страшные механизмы и выжженные земли. Страной Чудес безраздельно правит тьма – и нигде нет от неё спасения. Жители некогда солнечного мира извращены и беспощадны. Безумный Шляпник выглядит по-настоящему чокнутым – не как забавный чудак, но как опасный шизофреник. Чего уж говорить о таких изначально злых персонажах, как Червонная Королева? Даже сама Алиса – не добросердечная девочка в неудобном платьице, а мрачная психопатка с кухонным ножом и угрюмым взглядом. Её родители погибли во время пожара, и немалую часть жизни она провела в психиатрической больнице.

Естественно, такая смелая адаптация всеми любимой сказки не могла обойтись без собственного Зазеркалья. И тут оно представлено во всей красе – если к обители ужасов применимо это слово. В каждом закоулке таится опасность, стоит сделать один неверный шаг – и вот уже плоть рвётся в клочья, а кровь заляпывает всё вокруг.

American McGee’s Alice

«Alice: Madness Returns» идёт по проторенной дорожке, проложенной первой частью. Нам вновь предлагают отправиться в рискованное путешествие по Стране Чудес. И на сей раз лошадиной головой на палке и чайной пушкой придётся пробиваться через несметные полчища врагов. Особенно нервирует Карточная Стража – элитный отряд королевских гвардейцев, живучих и скорых до расправы. Ну а осы-самураи попортят Алисе немало крови в её странствиях. И пусть вас не смущает гротескный вид противников – они куда хуже любого вурдалака или пришельца.

Визуально обе игры – шедевр. Это относится и к туманным лондонским улицам, и к огромной шахматной доске, и к жуткому Кукольному Домику, и, конечно же, к Зазеркалью. Кромешный мрак, небо, похожее на саван, увядшие цветы, клубы дыма и всеобщий упадок – вот из чего соткан этот искажённый мир. Множество лоскутов, нарочито небрежно скроенных и кое-как сшитых, но от того Страна Чудес кажется ещё более безумной. Там раз плюнуть стать закуской для монстра или удобрением к мёртвой почве. Не каждый отважится ступить по ту сторону зеркала, если там поджидает ТАКОЕ.

Alice: Madness Returns

Ну а что, если зеркало, хоть и поставлено во главу угла, на деле всего лишь повод направлять сюжет в правильное русло? «White Mirror» знакомит с авантюристом и охотником за реликвиями, чья цель – добыча ценного артефакта. Собственно, ради магического зеркала и затевается весь сыр-бор с непременной темнотой, дрожащим лучом фонаря и прущими со всех сторон монстрами. Продукт от независимых разработчиков изобилует некоторыми сюжетными нелепостями, под завязку набит клише и быстро приедается, если не закрывать глаза на огрехи графики. К тому же, хождение в потёмках, где хоть глаз выколи, быстро надоедает. Разнообразие вносит разве что незаурядный подход к истреблению чудовищ: кому-то достаточно и свинца, но других не упокоить без огня или громких звуков. Чем-то всё это действо напоминает «American Nightmare» – разве что агрессивных деревенщин, окутанных чёрным смогом, не завезли. Ну а лейтмотив – поиск волшебного зеркала рано или поздно остаётся где-то на задворках сюжета, всецело уступая место хождению во мраке. Шорохи, скрипы и внезапные наскоки оскаленных физиономий прилагаются.

White Mirror

Где их действительно всегда было много – это на улочках Сайлент Хилла. О городе, погребённом в тумане, сказано уже столько, в том числе и в нашем журнале, что добавить почти нечего. Под восхитительную мелодию пианино игрок вместе с очередным бедолагой боролся за выживание с порождениями собственных страхов – и мало кто вырывался из их плена. Дальнобойщик Трэвис Грейди, хмурый громила в надвинутой на лоб кепке, оказывался втянут в противостояние с ордами нечисти. Всё по классическому сценарию – под завывание сирен город мёртвых оживал, чтобы спустить на визитёра силы Ада. Быть растерзанным, позволить туману поглотить душу или бороться? Недолго думая, Трэвис берётся за монтировку, чтобы проложить путь сквозь толпы монстров.

Как и в «Evil Within», зеркала играют роль порталов. В случае с Грейди они переносят его прямиком в альтернативную версию Сайлент-Хилла, где всецело правят бал чудовища. Проводник к этим порталам – призрачная девочка, в которой прозорливый игрок сразу узнаёт Алессу Гиллеспи, одно из главных действующих лиц серии. В процессе странствий по Сайлент-Хиллу Трэвис заглянет и в больницу – куда же без неё в приличном хорроре?

Сайлент Хилл

***

Древние артефакты, окна в другие миры, врата в Преисподнюю… Зеркала в видеоиграх обосновались прочно и надолго. Возможно, когда-нибудь их и будут применять по назначению – но пока остаётся довольствоваться исключительно волшебными свойствами. И это к лучшему. Кому нужна обыденность?..

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх