DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
Паранормальное

Виртуальный ад

Знаменитый фильм «Терминатор» известен в народе как пример восстания ИИ против человечества: осознав свою сущность, машины начали войну и за считанные дни превратили Землю в одну большую пустошь. Еще одним подобным классическим примером может служить знаменитый «System Shock» – по велению человеческой алчности ИИ SHODAN захватывает космическую станцию и либо убивает ее обитателей, либо превращает их в чудовищных мутантов. Есть и еще множество примеров, предупреждающих нас об опасности компьютерного прогресса, но мало кто знает, что одним из родоначальников таких идей стал малоизвестный фантаст Харлан Эллисон. За рубежом Эллисон известен как автор множества рассказов в жанрах фантастики и ужаса, пропитанных ненавистью к человеческим слабостям и грубо высмеивающих социальные пороки. Если вы когда-нибудь натолкнетесь на одно из таких произведений и будете чувствовать, как вас с головой окунают в грязь без возможности вздохнуть свежим воздухом, – значит, вы правильно оценили рассказ. В хорошем смысле.

Одно из знаменитых произведений Эллисона  «У меня нет рта, но я хочу кричать»  как раз рассказывает о злобном ИИ  с именем АМ, который в мгновение ока уничтожил все человечество, оставив лишь пятерых людей. Машина даровала им бессмертие, но вместе с этим постоянно издевалась над ними, уродовала, воплощала их страхи в реальность. И так в течение 105 лет.

Это был рассказ длиной в двадцать страниц, но эти двадцать страниц надолго засядут в памяти даже самого неискушенного читателя .

Что касается переноса произведений Эллисона в медиаиндустрию, то здесь все печально. Есть лишь старый постапокалиптический фильм «Парень и его пес», который сам писатель искренне ненавидит (хотя фильм и послужил основой для знаменитого «Fallout», да и в целом считается классикой), и… компьютерный квест «I Have No Mouth, and I Must Scream».

История разработки являет собой уникальный пример коллективной работы группы программистов и писателя. Эллисон сам предложил идею переноса своего рассказа на экраны мониторов, мотивируя это тем, что всегда хотел создать такую историю, где каждый нравственный выбор не прошел бы безнаказанным. Также он хотел, чтобы игрок с головой погружался в воссозданный перед его глазами мир, да так, чтобы впечатления об этом приключении еще долго обуревали его. Недолго думая, он предложил переосмыслить свое знаменитое произведение «У меня нет рта…» как прекрасную возможность для воплощения своих идей. Создатели игры согласились, а сам Эллисон вызвался быть и геймдизайнером, и сценаристом, и актером озвучки (его голосом говорит сам АМ).

Что получилось в итоге? А в итоге получился самый настоящий классический квест.

Сюжетно игра является переосмыслением рассказа. Пятеро пленников бездушной машины по-прежнему томятся в подземном бункере и молятся о возможности умереть. Но вместо этого АМ решает «поиграть» с ними. Теперь каждый из персонажей должен оказаться в своем «виртуальном мире», чтобы там пройти определенную полосу препятствий и доказать, бездушному ИИ, что человечество имеет право на искупление собственных грехов. Концовка игры определяется тем, сумели ли персонажи преодолеть свои пороки и сделать правильный выбор (чем финал игры и отличается от финала рассказа).

Сразу заметим, что тем, кому понравился рассказ, пройти игру необходимо в первую очередь (если они не сделали этого раньше). В сюжете первоисточника больше не осталось никаких белых пятен. Если кому-то было неясно, почему АМ выбрал этих людей и кто они вообще такие, то здесь вы найдете все ответы. На выбор предоставлено пять персонажей, у каждого из которых свой «виртуальный» мир, отражающий их сущность и элементы прошлой жизни. И следует заметить, что с этой точки зрения Эллисон подошел к делу творчески.

К примеру, один из персонажей – Бенни – превращен АМ в обезьяноподобное существо. Соответственно, ему предстоит пройти через мир дикарей, которые поклоняются компьютеру. Другой персонаж – Нимдок – в прошлом был нацистом и участвовал в Холокосте. Поэтому ему придется пройти через мир концлагеря. При этом стоит заметить, что элементы «миров» поражают любое воображение – это не просто изображение какой-то материальной части сознания героев, это еще и одна большая метафора, приправленная фантасмагорическими элементами. Пирамида, сотканная из метала; алтарь, обвешанный проводами и микросхемам; небо, похожее на сплетение проводов и труб; внутренняя часть главного компьютера, похожая на мозг, по которому постоянно течет что-то красное (кровь ли?), что символизирует внутреннюю борьбу АМ… Такое редко встретишь в современных компьютерных играх!

Одно же во всех этих мирах остается неизменным – ощущение пустоты, безнадежности и окружающей ненависти.

Геймплейно игра представляет собой настоящий классический квест, и как любой подобный представитель этого жанра в середине 90-х – невероятно сложный и запутанный. Скорее всего, современного игрока отпугнет громоздкий интерфейс, на котором отображаются все необходимые для прохождения действия. Сейчас-то мы привыкли одним курсором указывать, куда идти, что взять и где применить. А в IHNMAIMS на все отводились специальные кнопки. Кроме того, необходимые действия не всегда очевидны, предметы, которые необходимо подобрать, не всегда видны глазу и т.д. Если вы решитесь проходить эту игру сейчас, то вам предстоит невероятно тяжелое испытание. С другой стороны, вы сумеете погрузиться в огромный причудливый, ужасный и фантасмагоричный мир безумной машины, ненавидящей все человечество.

Атмосферу всеобщего безумия поддерживает и причудливый саундтрек Глена Прайса, который должен заставить игрока почувствовать себя в постоянной опасности и в мире, где нет места чему-то реальному.

В итоге можно сказать, что IHNMIAMS во всех смыслах необычный квест, что этот продукт во многом превзошел других представителей жанра. Другое дело, что, несмотря на благожелательную критику, игрушка, к сожалению, не смогла найти своего игрока в нашем времени, так как разработчики и издатели закрылись сразу же после выхода игры (почему – неизвестно), и о IHNMIAMS не вспоминали вплоть до 2013 года. Тогда же начинающая контора Night Dive Studios приобрела права на игру и перевела ее на новый движок для комфортного запуска на современных системах. Сейчас она преспокойно продается в Steam, и уже ничто (даже небольшая цена) не мешает запустить игру и с головой погрузиться в глубины компьютерного ужаса.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Meninghitis 23-06-2018 16:44

    Есть и еще множество примеров, предупреждающих нас об опасности компьютерного прогресса, но мало кто знает, что одним из родоначальников таких идей стал малоизвестный фантаст Харлан Эллисон. За рубежом Эллисон известен как автор множества рассказов в жанрах фантастики и ужаса, пропитанных ненавистью к человеческим слабостям и грубо высмеивающих социальные пороки.

    Очевидная ошибка. Если толком Эллисон был издан только в конце 90-х в серии "Полярис", это не значит, что он малоизвестный. Разве что в России.

    Что касается переноса произведений Эллисона в медиаиндустрию, то здесь все печально. Есть лишь старый постапокалиптический фильм «Парень и его пес», который сам писатель искренне ненавидит (хотя фильм и послужил основой для знаменитого «Fallout», да и в целом считается классикой), и… компьютерный квест «I Have No Mouth, and I Must Scream».

    А про Эллисона-сценариста автор статьи почему-то вполне себе забыл уточнить. "Стартрек" там, все дела...

    Учитываю...
    • 2 Яков 25-06-2018 12:08

      Meninghitis, спасибо за такие важные уточнения! Теперь будем знать больше!

      Учитываю...