DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Во власти тьмы

Тьма / Darkness

США, Испания, 2002

Жанр: ужасы, драма, детектив

Режиссер: Жауме Балагуэро

Сценарий: Жауме Балагуэро, Фернандо де Фелипе, Мигель Техада-Флорес

В ролях: Анна Пэкуин, Лена Олин, Иэн Глен, Джанкарло Джаннини, Феле Мартинес

Похожие фильмы:

Тьма 

Талантливый испанский режиссер Жауме Балагуэро уже снимал короткометражку «Дни без света», посвященную гибели человеческих чувств и погасшему огню семейных привязанностей. А в полнометражном кино он дебютировал интересным триллером «Без имени», где рассказывалось об экспериментах таинственной секты с темными силами. Постановщика всегда интересовала темная сторона души человека, поэтому нет ничего удивительного, что свой второй хоррор он назвал весьма лаконично: «Тьма». В нем он попытался совместить оккультизм и семейную драму, придав сюжету черты фильмов о нехороших домах.

Именно в такой дом, стоящий на отшибе и смотрящий на мир глазницами окон, за которыми скрывается зло, заселилась семья. Их отношения друг с другом далеки от идиллии, так свойственной многим американским хоррорам о нехороших домах. Дочь, Реджина, уже почти взрослая девушка, которая не может привыкнуть к другой культуре, образу жизни в Испании и тоскует по США. Отец же явно психически неустойчивый человек, но при этом он искренне любит свою семью. Мать же предпочитает не замечать отдаляющейся от нее дочери и усиливающейся психической болезни мужа. Ей кажется, что все наладится само собой. Но тьма, живущая в каждом закоулке дома, использует уже образовавшуюся трещину в семье, дабы сделать близких людей врагами. И маленький сын, Пол, первым начинает замечать, что в доме творится что-то странное.

Тьма

С учетом тем, которые режиссер затронул в своем неоднозначном фильме, проще всего увидеть в «Тьме» Балагуэро еще одну вариацию «Призрака дома на холме» или «Ужаса Амитивилля». Ведь трагические события во многом предопределены самими героями. Образ тьмы, некоей мистической злой силы, изначального хаоса бытия, согласно учению секты из фильма (да-да, в «Тьме» тоже есть секта), лишь проекция тьмы внутренней. Постоянно мигающий свет в доме воспринимается не столько в качестве привычного штампа, создающего атмосферу, но как метафора гаснущей любви, единственной прочной основы для любой семьи. Трудности семью из фильма Балагуэро не делают крепче, дружнее. Напротив, герои не понимают и не доверяют друг другу, обвиняя во всех бедах кого угодно, но только не себя.

Тьма Балагуэро — двойственный образ. С одной стороны, можно интерпретировать темные силуэты, перемещающиеся в тишине ночи по дому, как демонов, которых привлекает, согласно христианскому учению, разлад в душе. Они воздействуют на сознание людей, вовлекая их в еще больший грех. Тьма — это не только отсутствие света божественной благодати, но и погибель для души, пожираемой собственными страстями. В то же время тьма в учении гностиков имеет материальную природу. Это некая иная форма жизни, замещающая людей, носителей света, своими противоположностями, буквально темными двойниками.

Группа людей в давние времена проводила в доме мистический обряд по возврату к изначальному хаосу мира, тому самому, из которого, согласно Библии, бог творил вселенную. Гностики считали, что материальная тьма окружает наш мир и только ждет удобного случая, чтобы поглотить его. Оттого дети, в частности, Пол, и боятся темноты. Во тьме нет любви, сострадания, прощения — всего того, что составляет основу привычной морали. Тьма желает не только закрыть собой солнце, но и, что особенно важно, погасить свет в человеческих душах. Члены секты были людьми, полностью разочаровавшимися в человечестве. Любовь причиняла им боль, поскольку их души были во власти внутренней тьмы. Для того, кто слишком долго находился во тьме, яркий свет будет почти смертельным. И лишь в царстве тьмы они будут чувствовать себя как дома.

Тьма

Жауме Балагуэро интересно трактует эсхатологические мотивы, знакомые по множеству других хорроров. Апокалипсис для него это не наступление Царствия божьего и Страшного суда, о чем пророчествует последняя книга Нового Завета. И это не пришествие сатаны или нашествие дьявольских тварей, как нередко изображают конец мира в Голливуде. Прежде всего, это уничтожение любви. Смерть человеческих чувств означает крах мироздания. Тьма воцаряется в душах и проецируется во внешнюю среду. От этой тьмы не спасет ни огонь, ни электричество. Она поглощает людей, заменяя их дьявольскими двойниками.

Среди всех взрослых персонажей фильма Реджина единственная, кто пытается предотвратить распад своей семьи. Она видит проблемы и говорит о них, но ни мать, ни отец не придают ее словам никакого значения. Они живут во власти своих страхов и комплексов, чтобы обращать внимание на то, что творится в семье.

Режиссер метафорически сопоставляет постепенную гибель мира, возврат его в состояние первозданного хаоса, с кризисом внутрисемейных отношений, и этим предвосхищает более поздний артхаусный фильм Беллы Тара «Туринская лошадь». Ведь семья — это своеобразный маленький мир. И тяжело видеть, как свет домашнего очага постепенно затухает. В наступившей тьме уже не брезжит луч надежды. А для героев, оказавшихся наедине с темнотой, не может быть никакого спасения.

Тьма

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)