DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
Паранормальное

Воистину воскрес?

Воскрешение / Resurrection

США, Канада, 1999

Жанр: ужасы, детектив, триллер

Режиссеры: Рассел Малкэй

Сценаристы: Брэд Мирман, Кристофер Ламберт

В ролях: Кристофер Ламберт, Лиленд Орсер, Роберт Джой, Барбара Тайсон, Дэвид Кроненберг

Похожие произведения:

  • «Семь» (1995)
  • «Охотник на убийц» (2004)

Воскрешение 

С самого своего зарождения темный кинематограф питал страсть к серийным убийцам. Подобные персонажи появлялись еще в немых картинах, а с 70-х годов условная категория «триллер про маньяка» вообще расцвела буйным цветом. Причин подобной популярности несколько, но, пожалуй, основная заключается в том, что жанр, как и его герои, своевременно мимикрировал под зрительские вкусы того или иного десятилетия. Подростковые слэшеры – дитя 70-х с их сексуальной революцией и подростковыми бунтами. Холеные эротичные злодеи (и злодейки) 80-х – привет корпоративной культуре. 90-ые популяризировали новый тип маньяка – интеллектуальный злодей с философскими замашками. Теперь у убийц был не просто почерк, а целый ПЛАН, которым они хотели поделиться с миром. Зачастую маньяки устанавливали извращенные отношения с детективами, заставляя правоохранителей играть с ними в «кошки-мышки». Правила игры, конечно же, установили Буффало Билл (в меньшей степени) и Ганнибал Лектер (в большей) из «Молчания ягнят», а зацементировал в массовой культуре Джон Доу («Семь»). И вот на протяжении большей части 90-х не было, пожалуй, ни одного более-менее популярного актера, который не столкнулся бы с изобретательным маньяком. Сигурни Уивер ловила убийцу-имитатора («Имитатор»), Дензел Вашингтон – вдохновленного сборником городских легенд психопата («Собиратель костей»), Морган Фримэн – современного «Казанову» («Целуя девушек»). Даже Чарли Шину достался свой некрофил-извращенец в «После смерти» (хотя, зная Чарли, это маньяк должен был спасаться от него: по одной из легенд безбашенный актер конфисковал у кого-то пистолет и рванул в трущобы Глазго закупаться наркотой, но это уже совсем другая история). Вот и в 1999 году группа американских и канадских продюсеров решила внести свою лепту в жанр и сняла фильм, о котором мы поговорим сегодня.

Чикагский «убойный отдел» и, в частности, недавно переведенный в него детектив Джон Прюдом, охотятся за загадочным маньяком, ампутирующим части тел у еще живых жертв. Полиция теряется в догадках, однако проницательный сыщик находит ответ: убийца собирает конечности, чтобы создать идеального человека – только не монстра Франкенштейна, а, простите, Христа – и организовать таким образом второе пришествие.

Если идея «мрачный детектив про маньяка с изобретательными убийствами и религиозной тематикой» показалась вам знакомой, то – бинго! – вы абсолютно правы. Хватит буквально нескольких минут, чтобы понять, что создатели не то, чтобы вдохновлялись финчеровским шедевром, а прилежно смотрели «Семь» по n-му разу, выписывая основные находки в толстые общие тетрадки, похожие, конечно же, на журналы Джона Доу. И внезапно получилось так, что фильм, не имеющий ни одной оригинальной черты, вышел вполне достойным просмотра сразу по нескольким причинам.

Воскрешение 

Причина номер раз – режиссер. Рассел Малкэй (или, как его раньше обзывали на старых VHS, Малкэхи) – гребанный гений категории Б. Для тех, кто не в курсе, самым кассовым фильмом этого матерого кинодела является «Обитель зла 3», а большинство других его опусов регулярно проваливались в прокате. Вот только любовь киноманская – это вещь непредсказуемая. Поэтому часть его «провалов» быстренько мутировала в предмет настоящего культа: тут и «Кабан-секач» (гигантский инфернальный хряк терроризирует австралийскую глубинку), и провалившаяся попытка начать супергеройскую франшизу «Тень», и безумно популярная на пиратских видеокассетах «Настоящая Маккой», и, конечно же, культ всех культов – оригинальный «Горец» (и, как ни парадоксально, его же дерьмовейший сиквел «Горец 2»). Любая попытка дать ему большой бюджет была обречена на провал: Рассел просто не знал, что делать с внезапно свалившимся на него баблом. Зато стоит ограничить финансирование, и изобретательность Малкэя расцветает пышным цветом. Корни его успеха растут из клипмейкерского прошлого. Любые недостатки бюджета он маскирует операторской и монтажной работой, а большинство критиков при описании его авторского стиля используют слово «кинетический». Малкэй может снять плохой фильм, но сделать его незрелищным у него не выйдет. Это чистейшая категория Б: на его картины не ходят в кино, но, попав на одну из них по какому-нибудь кабельному каналу после 22:00, есть все шансы «залипнуть» и досмотреть до конца. В наш век, когда большая часть развлекательных фильмов делится на крупнобюджетные блокбастеры и копееченые поделки, категория Б, по сути, вымерла, и посмотреть что-то из старенькой видео-коллекции само по себе приятно.

Воскрешение 

Причина номер два – звезда. Кристофер Ламберт, как и Малкэй, актер, который, скорее всего, никогда не получит «Оскара» (или просто крупнобюджетный эпик имени себя), зато фанатам все той же категории Б он знаком как родной. И если во Франции его еще помнят как талантливого серьезного и комедийного актера (в 1985 году он даже получил премию Сезар за роль в бессоновской «Подземке»), продюсера, писателя и винодела, то для киноманов всего мира он Рейден из «Смертельной битвы», шизанутый наемник Лу из «Крутых стволов», Беовульф и, конечно же, бессмертный горец Коннор Маклауд из клана Маклаудов – главного хита его тандема с Малкэем. Для «Воскрешения» Ламберт помогал писать сценарий, и вообще заметно, что проект был важен для него лично: на фоне не особо старающихся лицедеев второго плана он просто жжет напалмом в роли детектива с (конечно же) трагическим прошлым и неопределенным настоящим. И пусть для очередной американской роли его пришлось сделать почти канадским индейцем (лингвистические потуги Кристофа лучше всего описал все тот же Малкэй в интервью о создании «Горца»: «И вот мы приступили к съемкам фильма, я встречаюсь с Ламбертом, и понимаю, что наша главная звезда ни хрена не говорит по-английски!»), «Воскрешение» – это его настоящий актерский магнум опус. Особенно удалось его развитие во второй половине фильма, когда он вынужден просить о помощи коллег, с которыми у него были отвратительные взаимоотношения, и то, как постепенно формируется между ними взаимное уважение.

Причина номер три – маньяк и трупы. Да, серийного убийцу можно вычислить по старому трюку малобюджетных триллеров: ищи актера, который пытается играть, помимо главного героя. Да, после своего разоблачения персонаж теряет большую часть зрительского внимания, так как серьезно воспринимать его псевдобиблейские вопли невозможно. Но первый где-то час маньяк смотрится в меру оригинально, отдельные повороты сюжета (как бы предсказуемы они ни были) поданы с приличествующей помпой, а актер, хоть и ни разу не Кевин Спейси, умудряется создать вполне интересный образ. Плюс за счет динамики особо не успеваешь заскучать: за первые 20 минут маньяк умудряется оставить сразу три трупа. Которые, кстати, для любителей кровавых подробностей, представлены во всей сопутствующей рейтингу R красе. Финальное распятие получилось особенно впечатляющим. Даже интересно, что потребовалось вырезать из фильма, чтобы получить хотя бы этот прокатный статус.

Воскрешение 

Сразу следует оговориться: «Воскрешение» это не забытый и недооцененный шедевр. Это именно забавная копеечная безделушка на один раз. Претензии на философию есть, но в основном они сводятся к избитым аллюзиям и клише. Ламберт в определенные моменты жутко переигрывает. Маньяк переигрывает большую часть времени. Еще один более-менее знакомый актер второго плана, Лиланд Орсер, до невозможности штампован в роли забавного напарника, с которым, конечно же, должно случиться что-то страшное. Остальные персонажи играют в диапазоне от деревянного до очень деревянного. Отдельно стоит отметить камео короля боди-хоррора Дэвида Кроненберга, которому тут досталась роль священника, и хотя он смотрится в этом образе вполне органично, его попытки передать эмоции наклоном головы выглядят достаточно смешно.

В какой-то момент фирменные режиссерские фишки Малкэя, призванные замаскировать недостаток бюджета и опыта у актеров, начинают немного раздражать и, вместо того, чтобы отвлекать от недостатков, только их усиливают. Как только личность маньяка становиться явной, и он сбегает от полиции, фильм резко выдыхается. Как уже говорилось, следить за вещающим дрожащим голосом психом в разы скучнее, чем за предыдущей игрой в кошки-мышки. Ну и в отдельные моменты сходство с фильмом «Семь» становится настолько очевидным и навязчивым и настолько подчеркивает разницу в таланте между Финчером и Малкэем, что смотреть становится крайне некомфортно.

В итоге мы имеем неплохую, хоть и не обязательную, кальку «Семи», с в меру «симпатичным» маньяком, неплохим актером в центре сюжета и отличным режиссером-ремесленником за камерой. Стоит ли смотреть «Воскрешение»? Если вы пересмотрели вышеупомянутых «Семь», «Власть страха», «Имитатора» или «Целуя девушек» и все еще не утолили жажду по маньякам с мессианскими комплексами, то однозначно стоит. В конце концов, это точно интереснее, чем следить за дуэлью накокаиненного Чарли Шина с маньяком-некрофилом в трущобах Глазго!

Воскрешение

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)